ГАЗ-53 ГАЗ-3307 ГАЗ-66

Автодилер «Независимость» банкротится. Что делать покупателям? Оплаченного три года ждут: почему официальный дилер BMW не отдает россиянам купленные автомобили Регионы страдают сильнее

Несколько дней назад вдруг разразился скандал вокруг одного из дилеров марки BMW - компании "Независимость". Десятки клиентов, оплативших автомобили, не смогли их получить, несмотря на то, что они находились на площадке у официального дилера. Шум начал разрастаться, и представители российского офиса BMW выступили с официальным заявлением, где подтвердили факт наличия финансовых проблем у дилера и заверили, что принимают меры по решению проблемы.

Масштабы проблемы стали понятны после того, как в сети Facebook была размещена история москвича Глеба Пименова, который два месяца пытался забрать оплаченный кроссовер BMW. После безуспешных переговоров с дилером Пименов заблокировал главный вход дилерского центра своим автомобилем и вместе с друзьями охранял свою новую машину на парковке, чтобы ее не вывезли. Этот случай был опубликован в ряде СМИ, благодаря чему автомобиль клиенту все-таки выдали. Но, как оказалось, москвич оказался не одинок в своей проблеме. Было дело, один из клиентов, который не смог забрать свой автомобиль у дилера даже при помощи юриста, от отчаяния чуть было не начал крушить свою покупку прямо на стоянке, но оказавшиеся рядом друзья вовремя его удержали. Автомобиль он все же получил, но чуть было не случилось беды.

Официальный представитель российского офиса BMW Group Василий Мельников заявил:

Компания BMW Group Россия подтверждает, что дилерский центр «Независимость» столкнулся с рядом комплексных проблем, которые привели к невыполнению дилером договоренностей и последующей остановке его работы. Из-за этого были нарушены сроки передачи купленных автомобилей клиентам. В текущий момент ведутся переговоры с дилером по выходу из сложившейся ситуации, предусматривающие различные сценарии, вплоть до самых кардинальных.

Для скорейшего принятия решения, максимально учитывающего интересы клиентов, BMW Group Россия просит всех, кто столкнулся с нарушением сроков передачи автомобиля, связаться со службой клиентской поддержки BMW. При этом необходимо иметь документы, подтверждающие покупку и оплату автомобиля.

В настоящее время одновременно со сбором информации в целях обеспечения достаточного уровня безопасности транспортных средств, находящихся в собственности BMW Group Россия, производится вывоз автомобилей из ДЦ «Независимость». На складе импортера обеспечена полная безопасность и сохранность автомобилей: автомобили, закрепленные за клиентами ГК «Независимость», не будут переданы кому-либо до момента окончательного разбирательства в сложившейся ситуации.

Суть ситуации в том, что, получив деньги за автомобиль от клиента, "Независимость" не перечисляла их BMW Group, вследствие чего автомобили физически на площадку дилера поступали, а ПТС импортер без оплаты не отдавал. Видимо, финансовая ситуация компании (о которой доподлинно пока неизвестно) обстоит не лучшим образом, вследствие чего фактически отсутствуют средства для выкупа автомобилей.

В то же время у других дилерских подразделений ГК "Независимость" - Land Rover, Ford, Audi и прочих, подобных проблем не наблюдается, дилерские центры работают в штатном режиме, хотя сама компания переживает процесс оптимизации, из-за чего за последний год закрылось несколько центров разных брендов. Однако свои обязательства перед клиентами они выполнили в полном объеме.

«Мы не рекомендуем покупать машины и делать сервисные работы в «Независимости» и направляем клиентов в другие дилерские центры. Мы разбираемся с вопросами, которые возникают у клиентов, и пытаемся минимизировать потери», - рассказал представитель BMW

Подробнее на Autonews:
httpswww.autonews.ru/news/59bb7ba29a7947edf7493a1f

«Мы не рекомендуем покупать машины и делать сервисные работы в «Независимости» и направляем клиентов в другие дилерские центры. Мы разбираемся с вопросами, которые возникают у клиентов, и пытаемся минимизировать потери», - рассказал представитель BMW.

Российское представительство немецкого автоконцерна BMW - "BMW Group Россия" - заявляет, что автодилер "Независимость" "столкнулся с рядом комплексных проблем, которые привели к невыполнению дилером договоренностей и последующей остановке его работы".

Как говорится в сообщении автопроизводителя, из-за этого были нарушены сроки передачи купленных автомобилей клиентам. В текущий момент ведутся переговоры с дилером по выходу из сложившейся ситуации, предусматривающие различные сценарии, "вплоть до самых кардинальных".

При этом в BMW просят всех покупателей, столкнувшихся с нарушением сроков передачи автомобиля, связаться со службой клиентской поддержки компании, либо представители BMW Group Россия свяжутся с клиентами сами по итогам выяснения всех деталей.

"В настоящее время параллельно со сбором информации в целях обеспечения безопасности транспортных средств, находящихся в собственности "BMW Group Россия", производится вывоз автомобилей из ДЦ "Независимость". Только их нахождение на иных охраняемых парковочных местах сможет обеспечить новым владельцам уверенность в наиболее быстром получении своего автомобиля в целости и сохранности. Интересы клиентов имеют первостепенное значение для "BMW Group Россия", и компания прикладывает все усилия для того, чтобы они были максимально соблюдены", - подчеркивается в сообщении.

Накануне газета "Ведомости" со ссылкой на представителя "Независимости" написала, что группа приостановила торговлю автомобилями BMW. По ее данным, деятельность двух дилерских центров в Москве заблокирована импортером. BMW отключил "Независимость" от системы заказа автомобилей, подтвердил представитель "BMW Group Россия" - по его словам, некоторые клиенты дилера жаловались импортеру на невозможность получить уже оплаченные автомобили - "Независимость" не выкупила ПТС у импортера.

Представитель "Независимости" подтвердил, что на текущий момент дилерские центры "BMW - Независимость" действительно закрыты, "но это не значит, что мы приостанавливаем диалог с представительством импортера". "Мы по-прежнему намерены полностью выполнить все обязательства перед своими клиентами. Клиент, конечно, не должен страдать от сложившейся ситуации между дилером и импортером. Мы продолжаем вести конструктивный диалог с представительством BMW в интересах наших клиентов. Делаем все возможное, чтобы обеспечить клиентов автомобилями в ближайшее время", - сказали в компании.

При этом, по словам источников "Интерфакса" в автодилерской отрасли, компания испытывает проблемы с финансированием, уже закрылся ряд дилерских центров, в том числе Land Rover, Volvo и Volkswagen в Москве, а также центры в Уфе и Екатеринбурге.

"По другим центрам этих брендов решения либо уже приняты, либо находятся в стадии принятия", - сказал собеседник агентства, добавив, что дилерские предприятия будут закрыты в октябре. В самой "Независимости" это не подтверждают. "Акционеры компании приняли решение сосредоточить продажи Audi в двух автоцентрах в Москве. В данный момент мы завершаем второй этап оптимизации. Это связано в первую очередь с тем, что ГК "Независимость" концентрирует свои усилия на увеличении прибыльности бизнеса", - отметил представитель компании, отметив, что "необходимость смены локаций связана также со спецификой автомобильного рынка". "В сложных для дилеров экономических условиях мы предпочитаем отказаться от невыгодных локаций в пользу новых, потенциально более комфортных для ведения бизнеса мест", - добавил он, отметив также, что компания "формирует дилерские центры кластерного типа, где будет представлено по несколько брендов автомобилей". "Согласно новой стратегии группы, некоторые бренды будут представлены только в российских регионах", - сказал он, не приведя других подробностей.

Вместе с тем, еще один источник "Интерфакса" заявил, что акционер "Независимости" - инвестиционная компания А1, отказалась финансировать автодилера и не будет препятствовать банкротству компании, если кто-то из контрагентов инициирует этот процесс. "Среди возможных вариантов развития событий есть продажа компании, однако, скорее всего, это будет делаться по частям - претендентов на весь бизнес целиком нет", - сказал собеседник "Интерфакса".

В свою очередь, представитель А1 отметил, что "ситуация в отрасли хоть и выправляется, но последствия трехлетнего кризиса еще чувствуются". "Ведется работа по реструктуризации текущей задолженности ГК "Независимость". Автодилер работает в партнерстве с банками-кредиторами для реализации оперативных и стратегических инициатив, направленных на стабилизацию финансового положения группы. Компании группы имеют позитивный опыт преодоления подобных ситуаций", - сказал он.

При этом сумму реструктурируемой задолженности, а также названия банков в компании не называют.

Согласно информации о залогах в системе "СПАРК-Интерфакс", среди банков-кредиторов юрлиц, владельцем которых является кипрская Independence Holdings Limited, есть Альфа-банк, Промсвязьбанк, банк "Международный финансовый клуб".

В июне 2015 г. сообщалось, что ГК "Независимость" реструктурировала задолженность перед Газпромбанком (ГПБ) на 2,6 млрд руб. По данным "Коммерсанта", кредит "Независимости" в ГБП тогда был продлен как минимум до 2019 г.

В феврале 2017 г. сообщалось, что акционеры ГК "Независимость" приняли решение о дополнительном финансировании компании и назначении нового генерального директора. "Данное решение позволит обеспечить необходимый запас ликвидности для реализации планов дальнейшего развития и повышения качества обслуживания клиентов", - говорилось в сообщении дилера. Объем дополнительных инвестиций при этом не раскрывался.

Кроме этого, с 1 февраля 2017 г. поменялся гендиректор компании - Елену Журавлеву сменил Никита Щеголь, на протяжении четырех лет возглавлявший сеть кинотеатров "Формула кино". "Приоритетными задачами для нового гендиректора ГК "Независимость" станут повышение операционной эффективности, улучшение рыночных позиций, а также вывод клиентского обслуживания на новый уровень", - заявил тогда председатель совета "Независимости" Роман Чайковский.

ГК "Независимость" основана в 1992 г. Дилерский портфель компании включает марки Audi, Volkswagen, BMW, Jaguar, Land Rover, Volvo, Ford, Mazda, Peugeot, Mitsubishi, Kia. Дилерская сеть объединяла 17 автосалонов в Москве, три в Екатеринбурге и два - в Уфе. Основными акционерами являются А1 (владеет 49,95% компании), остальное - у основателя группы Романа Чайковского.

«Независимость» закрыла все свои автосалоны: в понедельник стало известно, что компания перестала быть официальным представителем брендов Audi и Volkswagen. Они были последними, кто сотрудничал с дилером. До этого несколько других импортеров разорвали контракты с «Независимостью». В компании сообщили, что решили прекратить деятельность, потому что так и не смогли договориться с кредиторами о реструктуризации задолженности. Дилер проработал на рынке 25 лет, у него были салоны в Москве, Екатеринбурге и Уфе.


О серьезных финансовых трудностях «Независимости» стало известно в начале года, ее долги оценивали в 6 млрд руб. В сентябре несколько десятков клиентов дилера пожаловались на то, что не могут получить оплаченные машины BMW. Немецкий производитель запретил компании продавать свои автомобили, а обманутым клиентам выдал машины за свой счет. В октябре аналогичная ситуация произошла с клиентами Volvo, и бренд лишил «Независимость» статуса дилера. Позже контракты с компанией разорвали Jaguar Land Rover, Mazda и Mitsubishi. В Ford и Peugeot планируют расторгнуть договоры до конца года.

Последние месяцы «Независимость» вела переговоры со своими основными кредиторами - Сбербанком и Газпромбанком. Обсуждался план, при котором банки могли стать акционерами компании. Но в понедельник стало известно, что Газпромбанк подал иски о банкротстве структур «Независимости» более чем на 2 млрд руб.

Как закрытие «Независимости» отразится на ее клиентах и рынке в целом? Дилер отказался раскрывать, сколько клиентов уже оплатили машины и до сих пор не получили их. По словам административного директора компании Сергея Чадина, это незначительное число. Он выразил надежду на то, что все автопроизводители пойдут дилеру навстречу и выдадут клиентам автомобили за свой счет: «По части клиентов было принято решение о нахождении денежных средств, расторжении контрактов, с остальными идет работа. В частности, по Audi это было благоприятное решение, импортер нас поддержал. Мы очень ждем Mazda, они согласовывают позицию со штаб-квартирой в Японии. С Volvo менее благоприятно работаем, еще ведутся переговоры. По Volkswagen должны решить этот вопрос с помощью импортеров».

Москвичи почти не почувствуют ухода с рынка «Независимости». Машины брендов, которые были представлены у дилера, по-прежнему можно будет приобрести, отметил генеральный директор агентства маркетинговых и социологических исследований Vector Market Research Дмитрий Чумаков: «Большая часть бизнеса «Независимости» все-таки сконцентрирована вокруг московского региона. Здесь достаточно много дилерских центров у каждого из производителей автомобилей. Да, в плане послепродажного обслуживания в определенном регионе или районе города будет хуже представленность, придется ездить в соседние районы. Но, тем не менее, с точки зрения представленности автомобилей различных зарубежных производителей, в том числе тех, которые входят в портфель «Независимости», никакого значимого ущерба для покупателей автомобилей не будет».

К салонам «Независимости» уже начали присматриваться конкуренты. Так, например, центром «Белая дача», который продавал BMW, уже заинтересовался «Авилон», пишет «Коммерсантъ».

Volvo около месяца назад перешла с «Независимостью» на схему работы по предоплате, но получает жалобы клиентов по поводу задержек в доставке автомобилей, а клиенты Mazda ждут автомобилей дольше, чем в среднем по дилерской сети бренда, сообщили RNS в компаниях. Ранее BMW сообщил, что «Независимость» нарушает сроки передачи клиентам купленных автомобилей и для сохранности автомобилей компания вывозит их с территории дилерского центра.

«Ориентировочно с августа мы работаем с дилером по схеме предоплаты, т.е. отгружаем ему автомобили после получения полной оплаты стоимости автомобиля в адрес «Вольво Карс». Нам известно о жалобах клиентов, касающихся несвоевременной доставки автомобилей компанией «Независимость». Вместе с тем нам также известно, что многие клиенты, обращавшиеся к нам с жалобами, получили свои автомобили с задержкой», — рассказали RNS в пресс-службе «Вольво Карс».

«К сожалению задержки действительно имеют место в отдельных случаях, но руководство компании делает все возможное для недопущения подобных инцидентов в ближайшем будущем», - сообщил RNS представитель «Независимости».

Сейчас у Volvo - один дилерский центр на Ярославском шоссе в Москве. «В июле по решению ГК «Независимость» были закрыты дилерские центры Volvo Car на Ленинградском шоссе в Москве и в Екатеринбурге», - сказали в компании. Сейчас компания ведет переговоры с дилером «по дальнейшим шагам для стабилизации ситуации с доставкой автомобилей клиентам».

Клиенты Mazda ждут автомобилей дольше обычного, но клиенты соглашаются ждать, подписывая договоры с дилером, рассказала RNS коммерческий директор Mazda Mtotr Rus Марина Занаревская. «Средние сроки выдачи автомобилей клиентам после подписания договора у дилера Mazda - компании «Независимость» - больше среднего по дилерской сети Mazda. Однако это изначально отражается в договорах с клиентами, таким образом, дилер корректен в выполнении контрактных обязательств», - сообщила она.

В июле закрылся один из центров «Независимости» на Ленинградском шоссе в Москве, где присутствовали Volvo, Jaguar и Land Rover, а также два центра в Екатеринбурге. Оставшийся центр Jaguar и Land Rover сейчас работает, говорила RNS представитель российского офиса JLR.

Сейчас «Независимость», кроме Jaguar, Land Rover, Volvo, Mazda, BMW, продает автомобили Audi, Volkswagen. Пресс-службы марок не ответили на запрос RNS. Также на сервисном обслуживании у "Независимости" - автомобили Ford, Mitsubishi, Peugeot.

«Руководство группы компаний «Независимость» регулярно встречается с представителями импортеров, в том числе, сегодня была встреча с Volvo. В рамках этой встречи обсуждался план совместной работы с целью нормализации ситуации. Деятельность компании продолжается, мы в постоянной коммуникации со всеми участниками процесса - импортерами, клиентами, партнерами. Мы ежедневно выдаем машины и оказываем услуги по сервисному обслуживанию», - сообщил представитель «Независимости».

Мультибрендовый ритейлер по продаже и обслуживанию автомобилей «Независимость» больше не торгует в Москве: его столичные салоны закрыты​, телефоны не отвечают, а такие марки BMW , Volvo , Jaguar Land Rover , Mazda и Mitsubishi разорвали подписанные с ним дилерские контракты . Региональные центры компании при этом еще сотрудничают с Audi, Volkswagen , Ford и Peugeot , но и это партнерство закончится в декабре.

Задолженность группы перед кредиторами - Газпромбанком и Сбербанком, по сведениям РБК , достигла 6 млрд рублей. Изучались возможности реструктуризации долга, но это оказалось невозможным, и в ноябре Газпромбанк подал иски о банкротстве к ряду структур «Независимости».

Во время процедуры банкротства будут назначены арбитражные управляющие, которые проведут инвентаризацию и реализуют имущество группы компаний, чтобы урегулировать требования кредиторов. Ликвидация «Независимости» в связи с большим портфелем активов может затянуться до двух лет. Как отмечают на рынке, кредиторы могут рассчитывать на возврат лишь 30% долга - при нынешней ситуации продать дилерские центры как объект недвижимости очень сложно. Впрочем, столичный автоцентр BMW группы готов спасти «Авилон». К некоторым центрам проявляет интерес Genser, закрывший несколько собственных центров из-за того, что они находились в аренде. Это, к слову, стало причиной разрыва отношений с Дженсером компании Renault.

BMW Russland Trading еще в октябре вывезла к себе оплаченные клиентами «Независимости» автомобили, так как не дождалась за них денег от дилера. Но в представительстве баварской компании начали выдавать автомобили за свой счет, разбираясь в каждом случае индивидуально.

Покупателям машин других марок повезло меньше. Теперь им придется идти в суд, чтобы вернуть деньги или получить автомобили. Вскоре пройдут первые слушания по делу.

Финансовые трудности у ГК «Независимость» начались еще несколько лет назад из-за падения авторынка. В этом году стали поступать многочисленные жалобы клиентов, что компания не отдает уже оплаченные машины. В октябре сотрудникам объявили о закрытии столичных точек продаж, а выходное пособие за несколько месяцев работы составило 20 тыс. руб. Работники сначала собирались судиться, но, понимая, насколько плачевное состояние дел у компании, а также то, что в результате они потратят больше усилий, чем получат компенсации, передумали.

  • Ассоциация , в котором просит сохранить господдержку автопрома в 2018 году, иначе всех дилеров ждут трудные времена.
  • В 2016 году рынок покинули 300 дилеров, ожидается, что до конца этого года Причинами банкротств стала низкая маржинальность бизнеса.