ГАЗ-53 ГАЗ-3307 ГАЗ-66

Если взрослый человек много читает фантастик. Зачем стоит читать фантастику? Почему хочется писать в жанре фэнтези

Мнение психолога о том — зачем человечеству нужна фантастика. В этом статье вы получите ответ на этот интересный вопрос!

Зачем нужна человеку фантастика? Это не просто развлечение, как могут подумать некоторые. Это мечта человечества, выраженная пером и чернилами. Как верно то, что человек не может жить без мечты, так верно и то, что мечта в конечном счете и делает его человеком.

Во все времена человеку всегда хотелось большего. Монотонность будней, ежедневная рутина работы, обыденность жизни человека: все это настолько противно его природе, что он вынужден искать самые разные пути удовлетворения своего голода.

Именно поэтому развились и нашли применение в жизни спиритизм, магия, вера в самых разных мифических существ. Кое-что из вышеперечисленного является настоящей болезнью человечества. Извечный вопрос, «а что же дальше?!», настолько тягостен, что отчаявшийся человек начинает искать спасение от него в алкоголе, наркотиках и безнравственности. В общем, именно такую картину мы и видим в современном обществе.

Принято осуждать тех, кто пытается заглушить в себе этот вопрос подобными способами, но сам факт наличия подобного вопроса остается неизменным.

Как бы не пытался доказать человек неограниченность своих возможностей, он все время сталкивается с тем, что сам он, по сути, мало чего значит. Ведь даже если он станет известным политиком, звездой спорта или культуры, или даже самым богатым человеком на планете, то он все равно не сможет достичь невозможного. И что же ему остается?

  • «Мне уже многое сложно,
  • Мне уже многим не стать.
  • И к удивительным звездам,
  • Мне никогда не слетать…»

Этими горькими строками Юрий Лоза выразил отчаяние людей, понявших то, чего им никогда бы лучше и не знать: большинство из того, о чем они всегда так страстно мечтали, так и останется мечтой.

Интернет сегодня отыграл большую роль в развитии как фантастики так и любой литературы. Сегодня читать научную фантастику онлайн не составляет труда, существует множество интернет сайтов где можно найти книгу себе по душе.

А вот здесь и таиться панацея от подобного отчаяния, она же и результат такового: фантазия. Она тот же наркотик, что и морфий, овладевает умом человека и заставляет его пережить самые приятные моменты в своей жизни. И чем ярче овладевшая человеком фантазия, тем большим смыслом наполнена его жизнь. Вычеркните из своей памяти плоды творчества таких фантастов, как Герберт Уэллс, Жюль Верн, Кир Булычев, Айзек Азимов, Роджер Желязны, Клиффорд Саймак, Роберт Хайнлайн, Гарри Гаррисон, Эдмонд Гамильтон, и многих-многих других, — и вы поймете, насколько на самом деле много для человечества они значили. Если бы их не было, наша жизнь была бы настоящим адом. Они те, кто подарил миру свою мечту, сделав его прекраснее.


С современными темпами развития технологий, тема научной фантастики становится все более актуальной. Скорее всего, многим любителям литературы было бы интересно знать, что по этому поводу думали известные писатели-фантасты. Каждый из них имел свое видение о будущем человечества. Подобные произведения дают нам возможность представить, какие бесконечные возможности откроются перед людьми, когда мы раздвинем границы разума и науки. В этой статье мы рассмотрим 9 культовых научно-фантастических романов, которые уже успели пройти проверку временем.

«Машина времени», 1895 г.

Культовый роман английского писателя Герберта Уэллса «Машина времени» был издан в далеком 1895 году. Уэллс впервые ввел в фантастику концепцию путешествия во времени с использованием специального устройства. Фактически, своим романом Уэллс зародил отдельный жанр в фантастике, известный сейчас, как хронофантастика.

Сюжет романа повествует об увлекательном путешествии ученого в будущее, через 800 тысяч лет. Будущее население планеты разделилось на два вида постчеловеческих существ - морлоки и элои, которые находятся в постоянной вражде друг с другом. Новый мир представляет собой своеобразную антиутопию. Научно-технологический прогресс и современное капиталистическое общество привело к деградации человечества.

Почему стоит читать: роман «Машина времени» является культовым научно-фантастическим романом, и родоначальником жанра. Именно в этом романе впервые была рассмотрена идея путешествия во времени с помощью специальной машины.

«Я, робот», 1950 г.

«Я, робот» - сборник, состоящий из 9 научно-фантастических рассказов известного фантаста Айзека Азимова. Произведение оказало большое влияние на современную научно-фантастическую литературу. Безусловно, сборник Азимова можно назвать культовым, потому что он послужил основой для сотен романов и рассказов о роботах и их взаимодействии с человеком.

Человечество создало роботов - верных слуг и надежных помощников в будущем. Однако у нового разума появляются вопросы к его создателям, а иногда он и вовсе вступает с ними в спор. Чем это обернется для человечества, покажет только время.

«451 градус по Фаренгейту», 1953 г.

Роман-антиутопия знаменитого американского фантаста Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» стал иконой жанра фантастики. В эпиграфе говорится, что 451 °F - это температура воспламенения бумаги.

В романе описывается будущее тоталитарного общества, которое опирается на потребительское мышление. Все книги, заставляющие задумываться о жизни, сжигаются. Нестандартно мыслящие люди, хранящие такие книги, являются преступниками и караются законом. Главный герой романа работает «пожарным» и занимается тем, что уничтожает литературные произведения. При этом он считает, что выполняет свою работу на пользу человечества. Но в дальнейшем, разочаровавшись в идеалах общества, он становится ополченцем и присоединяется к группе маргиналов, которые заучивают тексты книг, чтобы сохранить их для потомков.

«2001: Космическая одиссея», 1968 г.

«2001: Космическая одиссея» - переработанный в роман литературный сценарий одноименного кинофильма режиссера Стэнли Кубрика, ставшего классикой кинофантастики. Роман рассказывает о серии встреч людей с таинственными чёрными монолитами, воздействующими на ход человеческой эволюции.

Экипаж космического корабля Дискавери должен исследовать один из таких монолитов, находящийся орбите Юпитера. Так как к тому времени люди ещё не совершали столь длительные перелёты, то было решено ввести экипаж в состояние анабиоза, а полёт доверить трём членам экипажа - двум профессиональным астронавтам и новейшему компьютеру с искусственным интеллектом. Причем об истинной цели полета знал только компьютер. На этом пути главных героев романа ждет множество неожиданных открытий.

Почему стоит читать: в своем романе Артур Кларк поднимает важные вопросы о том, кто мы, и какое место мы занимаем во Вселенной. Более того, не будет лишним почитать основу кинофильма, который регулярно включают в список лучших фантастических фильмов в истории.

«Солярис», 1961 г.

Научно-фантастический роман Станислава Лема, описывает взаимоотношения людей будущего c разумным океаном планеты Солярис. Действие романа «Солярис» разворачивается в далёком будущем. Повествование происходит от лица доктора Криса Кельвина. В романе присутствуют две сюжетные линии: пребывание Кельвина на борту исследовательской станции «Солярис» и его исследование планеты с помощью научной библиотекой на борту станции.

«Автостопом по галактике», 1979 г.

Легендарная ироническая научно-фантастическая сага английского писателя Дугласа Адамса повествует об увлекательных галактических приключениях Артура Дента и Форда Префекта. В один прекрасный день над Землей нависли гигантские космические корабли инопланетян, которые объявили, что планета подлежит сносу, а на ее месте будет проложено межзвездное шоссе. Единственным человеком, которому повезло, оказался неудачник Дент, старый друг которого случайным образом оказался инопланетянином. Сага состоит из пяти романов, а в 2005 году, по первой из книг был снят одноименный художественный фильм.

«Нейромант», 1984 г.

Роман Уильяма Гибсона «Нейромант» – известное научно-фантастическое произведение, удостоенное множества известных литературных наград. Роман Гибсона считается одним из лучших в жанре киберпанк.

Мир недалёкого будущего погружен в виртуальное пространство, а человеческие тела напичканы высокотехнологичными устройствами. Повсюду огромные мегаполисы и гигантские корпорации. Сюжет романа повествует о Кейсе, бывшем хакере, который потерял способность входить в киберпространство. Но однажды, случайным образом, его способности возвращаются, а знакомство с загадочной Молли коренным образом меняет его жизнь.

Почему стоит читать: в романе Гибсон мастерски описывает такие понятия, как искусственный интеллект, виртуальная реальность, генная инженерия, и киберпространство задолго до того, как они стали популярными в массовой культуре.

«Дюна», 1965 г.

Культовый фантастический роман «Дюна» в некотором роде является для научной фантастики тем же, что и «Властелин колец» для фэнтези.

Попавший на пустынную планету Арракис, главный герой превращается в таинственную религиозную фигуру - Муад’Диба. Он намерен отомстить за убийство своего отца, для чего развязывает революцию, в ходе которой восходит на императорский трон.

«Пикник на обочине», 1972 г.

Авторы: братья Стругацкие

Фантастический роман братьев Стругацких был впервые издан в 1972 году. Роман лидирует среди прочих произведений авторов по количеству переводов на иностранные языки (22 языка).

Действие повести происходит на Земле предположительно в 1970-е годы в городке Хармонт, в выдуманной англоязычной стране. Несколькими годами ранее в нескольких местах на планете образовались шесть «зон» - областей, в которых произошла высадка пришельцев. Главный герой романа становится сталкером, и начинает зарабатывать на жизнь тем, что выносит из Зоны артефакты, обладающие необычными свойствами, и продает их за большие деньги.

Почему стоит читать: классика советской фантастики, которая получила широкое признание, как на родине, так и за ее пределами. Станислав Лем в одном из своих интервью заявил, что роман «Пикник на обочине» - одно из лучших научно-фантастических произведений.

Список получился весьма субъективным. В нем были учтены как рейтинги известных читательских порталов, так и личные впечатления после прочтения некоторых произведений. Конечно, это не все отличные произведения в жанре научной фантастики. Поэтому вы можете написать в комментариях, какие еще, по вашему мнению, романы должны быть в списке.

Чтение книг всегда было полезной и очень увлекательной привычкой. Благодаря чтению развивается словарный запас, кругозор, формируется образное мышление. Очень важно прививать любовь к чтению с раннего возраста.

К сожалению, подростки в настоящее время читают гораздо менее охотно. Отчасти это связанно с кажущейся скучностью классической литературы, которую задают читать в школе, отчасти, с изменениями, пришедшими в мир вместе с информационными технологиями.

Заинтересовать и увлечь подростка чтением можно при помощи фантастики. Сейчас огромной популярностью пользуются фантастические фильмы и сериалы, многие из которых являются экранизациями популярных книг. Заинтересованный подросток может открыть книгу и погрузиться в необыкновенный мир, созданный автором.

Как недавно выяснили ученые, чтение имеет еще один неожиданный положительный эффект. Во время данного процесса значительно повышается активность нашего «серого вещества», что служит великолепной профилактикой его различных заболеваний. Это означает, что читающий ребенок будет не только духовно развит, но и более устойчив к болезням головного мозга.

Фантастическая литература превосходно развивает у подростков абстрактное и образное мышление, ведь во время чтения в голове сами собой возникают картины из книги. Чтение подобного рода произведений подталкивает посмотреть на мир по-новому, увидеть знакомые вещи под другим углом, рассмотреть что-то, что раньше ускользало от взора. Подростки, читающие фантастику, становятся более креативными, чем их сверстники.

Доказанный факт – многие люди, ставшие впоследствии выдающимися учеными или изобретателями в детстве и юности питали немалый интерес к фантастическим произведениям. Большинство изобретений были вдохновлены именно устройствами или механизмами, описанными в том или ином фантастическим романе или повести.

Также чтение фантастики позволит подростку отвлечься от проблем и конфликтов внешнего мира, так сказать, отдохнуть от повседневных забот и тревог и, погрузившись в чарующий мир книги, почувствовать себя на месте первопроходца таинственных планет или исследователя диких земель.

Таким образом, чтение фантастической литературы поможет вашему ребенку стать еще более развитым и креативным, легче справляться со стрессами повседневной жизни, а также побывать во множестве фантастических путешествий благодаря собственному воображению.

Статья предоставлена Интернет-магазином diskontkniga.

СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

Открытые мероприятия

чт, 26 Сентября, 2019 - 10:00
Ужгород
Тендери в Україні в 2019р. Публічні закупівлі. Закупівля товарів, робіт і послуг – як уникнути помилок та позбутися ризиків. Оптимальні рішення
Кортекс, Консалтинговая компания
1500 грн

Фэнтези нынче – один из самых популярных , как у писателей, так и у читателей. В чем его особенности? Каким волшебством обладают неизвестные миры, почему их хочется придумывать, почему о них хочется писать, почему о них хочется читать? Поговорим о причинах любви к жанру .

Почему нравится читать фэнтези

Причина 1: «Достали…».

Надоела обыденность, надоела серость и однообразность жизни. Неужели везде – одно и то же?.. А если в жизни не хватает сказки, неужели ее нельзя найти где-нибудь еще?.. Почему нельзя? Можно. В книгах. Купил, открыл и с головой погрузился , где есть, чего вам не хватало. Стремительный водоворот событий, волшебство, странные создания и, разумеется, настоящая дружба и великая любовь.

Действительно. Ужасы, боевики, любовные истории и детективы круглосуточно крутят по ТВ. А книги современные люди читают (не в обиду будет сказано) чаще всего не для того, чтобы пополнить запас знаний, а чтобы расслабиться, отрешиться от происходящего, забыть ненадолго о многочисленных проблемах, не думать ни о чем. Классика в данном случае подходит немногим. А современное фэнтези – как нельзя кстати. Легкое чтиво, и, кстати, на фоне проблем ваши собственные кажутся не такими уж страшными…

Причина 3: «Убить время».

Например, в метро или в автобусе. Когда впереди – рабочий день и море неотложных дел, чтобы и не скучать целый час в транспорте, и не забивать голову моралью, кошмарами, метаниями блондинки между двумя брюнетами или очередным . И на полчаса-час погрузиться в сказку.

Причина 4: «Я сам пишу в этом жанре».

Причина выделяется отдельно, потому что авторам, как правило, не приходится скучать в автобусах – они обдумывают сюжет, не приходится искать сказки в чужих выдуманных мирах – у них есть свои. Но – фэнтези они периодически читают. Кто-то из интереса – «я делаю так, а как делает он?», кто-то – боится повториться и проверяет, кто-то – из любви к искусству.

Естественно, помимо перечисленных обобщенных причин, у каждого человека есть и индивидуальные, обусловленные модой, влиянием семьи или среды. И если с тем, почему читают, мы немного разобрались, интересно узнать, почему пишут.

А действительно, почему у нетворческих людей вдруг возникает желание писать? И не просто писать – статьи или рассказы, а именно – романы, причем непременно в жанре фэнтези?

Почему хочется писать в жанре фэнтези

Причина 1: «Эврика!».

Ночь. Вам не спится. Вы ворочаетесь с боку на бок. И, чтобы избавиться от ненужных мыслей, начинаете выдумывать историю. Просто так, для себя. История получается интересной и каждой бессонной ночью обрастает новыми деталями. От желания записать, дабы не забыть, зудят руки. И .

Причина 2: «Как здорово он написал, я тоже так хочу!».

Вам в руки случайно попалась книга. Книга настолько интересная и захватывающая, что вы неделю ходите в прострации, думая лишь о ней, а под действием бессонницы выдумываете не свои истории, а добавляете подробностей к чужой. Обычно после оного появляются фанфики, но – .

Причина 3: «Да что они все об одном, да об одном!».

Вы раз за разом разочаровываетесь в книгах, вас постоянно что-то да не устраивает. Либо стиль, либо мир, либо главный герой. И вы садитесь , только для себя, где будет то, что нужно именно вам.

Почему же именно фэнтези?

Почему не современную прозу, не исторический роман, основанный на реальных событиях, почему не космическую фантастику или альтернативную историю? Почему не столь популярный иронический детектив, мистический триллер или боевик?

Причина 1: «А я люблю сказки!».

Как и тем, кто читает фэнтези из-за нелюбви к обыденности, вам тоже не хватает в жизни сказки, ярких и необычных событий. А в своем вы можете побыть в роли мага или рыцаря, и хоть там – показать себя настоящего, отрешиться от надоевшей реальности.

Причина 2: «Я без ума от эльфов!».

Или – не обязательно от эльфов. Вам просто нравятся необычные сказочные создания, а в контекст современности они, увы, не вписываются.

Причина 3: «Простор для фантазии».

Действительно, где еще можно пойти на поводу у собственных фантазий, описывая странные события и явления вроде магии, придумывая истории и легенды, а не откапывая их в книгах? И опять же – в недостоверности вас никто не уличит. Почему, в таком случае, не боевая космическая фантастика? В космической физике, технике и звездолетах еще нужно что-то смыслить…

Разумеется, у вас могут быть и свои, отличные от перечисленных причины читать или . Но наверняка и они исходят из одного истока – из любви к сказкам.

Фэнтези – жанр особенный, его вряд ли можно считать «модным», как иронический детектив или любовный роман. Этот жанр подходит, в первую очередь, для людей с пылким воображением и безграничной фантазией. И тем он и полезен.

Фэнтези-истории и за грани разумного, стирая шаблоны и меняя стереотипы. И тот, кто проникся прелестью сказки, еще не раз захочет вернуться обратно. 🙂

Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Невероятные факты

Независимо от того, нравится ли вам Гарри Поттер, или же вы презираете фильмы подобного содержания, всему этому есть психологическое объяснение.

Рассел Вебстер (Russell Webster), доктор психологии в университете Канзаса, недавно пришел к выводу, что люди чувствуют фантазийные фильмы по-разному, это и объясняет, почему некоторые любят их больше других.

По данным исследования Вебстера, люди участвуют в фантазиях на разных уровнях когнитивной и эмоциональной напряженности, что и помогает определить, насколько сильно им нравится та или иная фантастическая книга или фильм. "В таких фильмах, как "Властелин колец" или "Гарри Поттер" есть множество аспектов, которые притягивают людей", - говорит Вебстер. "Фантазия – это основа, с которой человек может "работать". У вас есть фантазия, в которой позже развиваются действия, драма, отношения или что-то другое, все это человек переносит на себя".

Для исследования, Вебстер определил фантазию как тип повествования (книга, фильм или произведение искусства), которое включает в себя сверхъестественные, нереальные или невозможные аспекты. Это отличается от научной фантастики, у относящихся к которой явлений часто есть объяснения, помимо невероятной силы.

Вебстер провел два эксперимента: в одном из них присутствовало письменное повествование, в другом – визуальное повествование. В первом эксперименте участники читали отрывок, описывающий восход солнца и должны были после прочтения представить себя либо наблюдающими за ним, либо летящими к нему навстречу. Во втором эксперименте участники смотрели на одну из картин (одна из них изображала человека, парящего в небесах, другая – человека, сидящего в доме). Соответственно, их также просили представить себя на месте этих людей.

"Мы хотели посмотреть, сможем ли предсказать субъективное состояние воображения каждого из людей", - пояснил Вебстер. "Мы также оценили эмоциональное состояние людей: насколько они наслаждались увиденным, насколько они погружались в то, что видели или слышали, и как чувствовали себя после этого".

Чтобы четче понять переживания людей, Вебстер также обратил внимание на две разные черты личности: склонность к фантазированию (при этом мечты и фантазии человека более активные и более явные) и поглощение (в данном случае человека больше заботят психологические задачи). Первая черта, как правило, описывает то, что происходит у человека в голове, в то время как вторая говорит о происходящем в его душе и сердце.

Люди с ярко выраженной склонностью к фантазированию, видели больше ярких образов, но эмоциональное участие у них не было активным. Люди, которых отличает поглощение, были активнее, эмоционально задействованы в происходящем, и находились в более позитивном настроении по окончанию экспериментов.

"Удовольствие рождается в сердце", - сказал Вебстер. "Также интересно, что когда некоторые люди сообщали о видении ярких образов, это не обязательно означало тот же уровень их эмоциональной вовлеченности или говорило о том, насколько им нравился сам процесс".

Это объясняет, почему некоторым людям нравятся фантастические образы во "Властелине колец" или в других фантастических фильмах, но они не могут получить истинного удовольствия от просмотра кино.

Тип фантазийного повествования (письменная или визуальная форма) также может играть роль в удовольствии. При чтении человек должен прилагать больше усилий при воображении повествования, чем при визуальных картинках. "Визуальное повествование в данном случае гораздо легче воспринимается, особенно, когда речь идет о кино, в котором есть движущиеся изображения, действие и драма. То есть там присутствует не просто фантастический элемент".

Вебстер также обнаружил, что даже в тех ситуациях, которые не включают в себя фантастические элементы, люди все равно вставляют свои фантазии. К примеру, когда участников в первом эксперименте попросили просто представить себе, что они наблюдают за восходом солнца, они очень часто себе воображали полет к нему.

"Это показывает, что люди создают свой собственный опыт и собственные фантазии, внедряя их в свою повседневную жизнь посредством мечтаний".