ГАЗ-53 ГАЗ-3307 ГАЗ-66

Корановедение: История ниспослания Корана. Первое, что было ниспослано из корана

До того, как стать пророком, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) никогда и ничего не говорил о том, что ему будет дано пророчество или будут ниспосланы откровения. И он ни в коем случае не ожидал того, что столкнется с чем-то подобным. Первое откровение пришло ему совершенно неожиданно. Об этом совершенно ясно говорится в Коране:

«Ты не ожидал, что тебе будет ниспослано Писание, но это было милостью от твоего Господа» (аль-Касас 28/86).

Откровение Корана началось в ночь Предопределения в Рамадан, когда пророку Мухаммаду было сорок лет (около 610 год) во время его уединения в пещере Хира рядом с Меккой.

Передается от Айши (радыйаллаху анха): «Ниспослание откровений посланнику Аллаха, началось с благого видения во сне, и какой бы сон ему не снился, он обязательно сбывался подобно утренней заре. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере на горе Хира, где занимался делами благочестия, - что выражалось в поклонении Аллаху - в течение многих ночей, пока у него не возникало желание вернуться к семье. Обычно он брал с собой все необходимые для этого припасы, а потом возвращался к Хадидже и брал всё, что ему было нужно, для нового такого же уединения. Это продолжалось до тех пор, пока ему внезапно не явилась истина, когда он находился в пещере (на горе) Хира. К нему явился ангел и велел: «Читай!» - на что он ответил: «Я не умею читать!».

Посланник Аллаха сказал: «Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова велел: «Читай!». Я сказал: «Я не умею читать!». Он во второй раз сжал меня так, что я опять напрягся до предела, а затем отпустил и велел: «Читай!» - и я снова сказал: «Я не умею читать!». Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал: «Читай с именем Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой - Щедрейший. Он научил посредством письменной трости. Научил человека тому, чего тот не знал».

Ангел Джибриль явился к нему в первый раз в образе человека. Такой вывод можно сделать из хадисов, в которых посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Он обнял меня и крепко сжал».

Затем, когда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) возвращался с горы Хира к себе домой, то он снова увидел Джибриля (алейхи салям), но на этот раз Джибриль закрывал собой весь горизонт.

Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) аль-Харис бин Хишам, да будет доволен им Аллах, спросил посланника Аллаха, Да Благословит его Аллах и Приветствует:

«О посланник Аллаха, как приходят к тебе откровения?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Иногда приходящее ко мне подобно звону колокола, что является для меня наиболее тяжким, а когда я усваиваю сказанное, это покидает меня. Иногда же ангел предстаёт передо мной в образе человека и обращается ко мне со своими словами, и я усваиваю то, что он говорит».

Рейтинг: / 8

ПлохоОтлично

Вся хвала Аллаху, Господу миров!

Когда Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) исполнилось 40 лет началась его пророческая миссия. Эта миссия длилась до его смерти. В течении 23 лет ниспосылался Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) Великий Коран. Причины по которым был ниспослан Коран указаны самим Аллахом в Коране: «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман». (Сура ан-Нахль- 89)


Всевышний Аллах также сказал: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно свидетельствовало о них. Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах». (Сура аль-Маида - 48), «Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету - на путь Могущественного, Достохвального Аллаха, Которому принадлежит все, что на небесах и на земле. Горе от тяжких страданий неверующим». (Сура Ибрахим - 1-2)

Начало пророчества Мухаммеда (с.а.с.)

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) до ниспослания Корана часто уединялся в пещере, которая находилась недалеко от Меккии и называлась Хира. В ней он размышлял о Величии Аллаха. В 610 году н.э., в месяц Рамадан в ночь с воскресенья на понедельник «В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение». (Сура аль-Бакара, аят 175)
к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) по приказу Аллаха пришел один из Ангелов - Джабраиль, и сказал Ему: «Читай» . С этих слов началось ниспослание Корана. В ту ночь Ангел Джабраиль передал первые пять аятов из суры Сгусток. Вот они: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее, сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь - Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости - научил человека тому, чего тот не знал.» (сура Сгусток 1-5).

О том, как начались откровения очень хорошо рассказано женой пророка Аишей (радыйаллаху"анха): «Ниспослание откровений посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, началось с благого видения во сне, а никаких иных видений, кроме приходивших подобно утренней зареон никогда не видел. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере на горе Хира (гора недалеко от Мекки, называется сейчас Джабаль ан-нур), где занимался делами благочестия, что выражалось в поклонении (Аллаху) в течение многих ночей, пока у него не возникало желание вернуться к семье. Обычно он брал с собой все необходимые для этого припасы, а потом возвращался к Хадидже (Хадиджа бинт Хувайлид первая жена Пророка) и брал всё, что ему было нужно, для нового такого же уединения. (Это продолжалось до тех пор,) пока ему не открылась истина, когда он находился в пещере (на горе) Хира. К нему явился ангел и велел: “Читай!” - на что он ответил: “Я не умею читать!”»
(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:
«Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова велел: “Читай!” Я сказал: “Я не умею читать!” Он во второй раз сжал меня так, что я (опять) напрягся до предела, а затем отпустил и велел: “Читай!” - и я (снова) сказал: “Я не умею читать!” Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал: “Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой - щедрейший
… (сура Сгусток1-3)»
‘Аиша (радыйаллаху"анха) сказала:
«И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сердце которого трепетало (от страха), вернулся с этим, вошёл к Хадидже бинт Хувайлид, да будет доволен ею Аллах, и сказал: “Укройте меня, укройте меня!” Его укрыли, (и он оставался в подобном положении,) пока страх его не прошёл, после чего он сообщил ей обо всём (и сказал): “Я испугался за себя!” Хадиджа сказала: “Нет, нет! Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, помогаешь нести бремя (слабому) и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь (им) переносить невзгоды судьбы!” А после этого Хадиджа вышла из дома вместе с ним и привела его к своему двоюродному брату Вараке бин Науфалю бин Асаду бин ‘Абд аль-‘Уззе, который в эпоху джахилийи (времена доисламского язычества в Аравии) принял христианство, пользовался для своих записей письменностью иудеев, выписывал из Евангелия то, что было угодно Аллаху, и (к тому времени) являлся уже глубоким слепым старцем. Хадиджа сказала ему: “О сын моего дяди, выслушай своего племянника!” Варака спросил его: “О племянник, что ты видишь?” - и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему о том, что он видел. Варака сказал: “Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе! О, если бы я был молод (в эти дни) и мог дожить до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “А разве они будут изгонять меня?” Варака ответил: “Да, ибо когда бы ни являлся человек с чем-либо подобным тому, что принёс с собой ты, с ним всегда враждовали, но если я доживу до этого дня, то буду помогать тебе как только смогу!” Однако Варака вскоре умер, а откровения временно прекратились» . (Аль-Бухари)

Потом откровения возобновились Джабир бин ‘Абдуллах аль-Ансари (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Как-то раз) я шёл (по дороге) и вдруг услышал голос с неба. Я поднял голову и увидел явившегося ко мне (в пещеру на горе) Хира ангела, который (на этот раз) сидел на троне между небом и землёй. Я испугался его, вернулся (домой) и сказал: “Укройте меня, укройте меня!” - после чего Аллах Всевышний ниспослал (айаты, в которых говорилось): “О завернувшийся! Встань и увещевай, и Господа своего возвеличивай, и одежды свои очисть, и скверны избегай…” (сура Завернувшийся 1-5)» (Бухари). и завершились за 9 дней до смерти пророка. Последний аят был из суры аль-Бакара (Корова): « Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждый человек сполна получит то, что приобрел, и с ними не поступят несправедливо» . (сура аль-Бакара -281)

Аяты Корана ниспосылались без основной причины, а так же они посылались в связи с каким-нибудь событием или каким-либо вопросом. Эти события и вопросы называют «причина ниспослания»( «сабабу нузуль» ). К примеру: Ибн Аббас рассказывал: «Когда был ниспослан аят «Предостереги своих ближайших родственников!» (сура аш-Шуара-214), Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поднялся на гору ас-Сафа и стал громко звать племена курайшитов: «О Бану Фихр! О Бану Ади!». Они собрались вместе, а те, кто не смог прийти, отправил вместо себя кого-нибудь, чтобы узнать, в чем дело. Там были Абу Лахаб и все остальные курайшиты. Наконец, посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обратился к ним: «Скажите, если я скажу вам, что в долине стоит конница, которая готова напасть на вас, поверите ли вы мне?». Они ответили: «Да, ведь раньше ты всегда говорил только правду». Он сказал: «Так вот, я послан к вам, чтобы предостеречь вас от суровых мучений». Тогда Абу Лахаб сказал: «Пропади ты пропадом на всю оставшуюся жизнь! Неужели ты собрал всех нас ради этого?» . После этого были посланы аяты: «Да пропадут пропадом руки Абу Лахаба, и сам он пропал. Не спасло его богатство и то, что он приобрел (положение в обществе и дети). Он попадет в пламенный Огонь. Жена его будет носить дрова, а на шее у нее будет плетеная веревка из пальмовых волокон. (сура аль-Масад ). (Хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, ибн Джарир и другие). Когда было запрещено вино, люди спросили: « А что же с теми, кто был убит на пути Аллаха или умер, но пил вино, эту мерзость?» И тогда был ниспослан аят. «На тех, которые уверовали и совершают праведные деяния, нет греха за то, чем они питались, если они были богобоязненны, веровали и совершали праведные деяния» . (Сура аль-Маида - 93) (Ас-Суюти, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 115.) Также в пример можно привести аяты, ниспосланные после того, как люди обвинили Айшу (радыйаллаху"анха) в прелюбодеянии. Всевышний Аллах ниспослал аяты, чтобы защитить Аишу (радыйаллаху"анха) и очистить ее от того, чем пытались ее загрязнить лжецы. «Те, которые возвели навет на мать правоверных Аишу, являются группой из вас самих. Не считайте это злом для вас. Напротив, это является добром для вас. Каждому мужу из них достанется заработанный им грех. А тому из них, кто взял на себя большую часть этого, уготованы великие мучения...» (сура ан-Нур – 11-18)

Два периода ниспослания Корана.

Время пророчества делится на 2 этапа – Мекканский и Мединский. Мекканский период длился 13 лет (в этот период началось ниспослания Корана), затем 10 лет вплоть до смерти Пророка – Мединский. В книге Кулиева «На пути к Корану» приводится хронологический список сур: Мекканские суры (всего 86 сур ниспосланы в 610-622гг) - 96, 74, 111, 106, 108, 104, 107, 102, 105, 92, 90, 94, 93, 97, 86, 91, 80, 68, 87, 95, 103, 85, 73, 101, 99, 82, 81, 53, 84, 100, 79, 77, 78, 88, 89, 75, 83, 69, 51, 52, 56, 70, 55, 112, 109, 113, 114, 1, 54, 37, 71, 76, 44, 50, 20, 26, 15, 19, 38, 36, 43, 72, 67, 23, 21, 25, 17, 27, 18, 32, 41, 45, 16, 30, 11, 14, 12, 40, 28, 39, 29, 31, 42, 10, 34, 35, 7, 46, 6, 13.

Мединские суры (всего 28 сур ниспосланы в 622-632гг) - 2, 98, 64, 62, 8, 47, 3, 61, 57, 4, 65, 59, 33, 63, 24, 58, 22, 48, 66, 60, 110, 49, 9, 5.

В мекканский период ниспосылались суры, в которых затрагивались аспекты веры и нравственности. Большая часть сур Корана мекканского периода посвящена историям из жизни пророков, к примеру: сура Марьям, сура Аль-Анбийа (Пророки), а так же касаются веры в Аллаха, в будущую жизнь, в пророчество Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), рая и ада, так же в них рассматриваются нравственно-этические аспекты (милосердие, духовность, правдивость, скромность, смирение, богобоязненность, к примеру: сура аль-Маун), рассказывается о смерти, освобождении рабов и т.д. Эти суры не содержат в себе законов, но закладывают их основы. Мединскими сурами установлены такие предписания, как молитва (салят) и благотворительность.

В 622 году произошла хиджра, то есть когда Пророк Мухаммад спасаясь от курайшитов, которые хотели его убить, переселяется в Медину. Начался Мединский период. Суры ниспосланные в этот период содержат в основном религиозные предписания, вопросы касающиеся джихада, семейно-правовых проблем, наследства, наказаний за проступки и преступления, к примеру: сура аль-Бакара.

Запись Корана

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) очень бережно относился к посылаемым аятам, он давал распоряжения записывать аяты, как только он ниспосылались ему. У него было где-то 40 писарей, которые записывали аяты. Даже когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был в военных походах и в тяжелых периодах жизни рядом с ним был человек, который вел записи. Первым таким человеком в Мекке был Абдуллах бин Саад бин Абу Сарх. А в Медине – Убейй бин Кааб. Среди тех, кто помогал Пророку(саллаллаху алейхи ва саллям) в записи Корана были Абу Бакр, Умар, Усман бин Аф-фан, Али бин Абу Талиб, аз-Зубейр бин аль - Аввам, Халид бин Сайд бин аль-Ас и множество других. В это время аяты записывались на листьях финиковых пальм, камнях, кусках кожи, чернила делали из сажи и копоти. Во время записи Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил в какую суру записать тот или иной аят. Ибн Аббас рассказывал, что Усман бин Аффан сказал: «Когда несколько сур ниспосылалось сразу и посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ниспосылалось какое-нибудь откровение, он звал к себе одного из писарей и говорил: «Поместите это в суру, в которой говорится о том-то»». После это записанное прослушивалось и если были ошибки – исправлялось. Так же все суры заучивались сподвижниками Пророка, благодаря этому до нас дошел Коран в том виде, в котором он был ниспослан Пророку Мухаммаду(саллаллаху алейхи ва саллям).

Всевышний Аллах знает лучше.

Ассаламу алейкум.КОРАН:

1. Какая сура была ниспослана последней? Наср
2. Сколько женщин упомянуто в Коране по имени? 1
3. О какой суре Пророк сказал, что она сердце Корана? Ясин
4. Какая сура будет заступничать в могиле при ее чтении? Аль-Мульк
5. Пророк Мухаммад сказал: Тот, кто прочитал эту суру, прочитал треть Корана. О какой суре идет речь? Ихлас
6. Что относится к числу священных писаний? Коран, Тора, Евангелия, Псалмы и свитки
7. Пророк Мухаммад сказал: Тот, кто будет читать эту суру каждый день, того не коснется нужда и бедность. О какой суре идет речь? Падающие
8. Какой самый длинный аят в Коране? В суре Корова аят 282 о долге
9. Какие суры были ниспосланы от колдовства? Рассвет и Люди
10. Что названо в Коране и питьём, и лекарством? Мёд
11. Из ста четырнадцати сур Корана лишь одна начинается не со слов "С именем Аллаха Милостивого, Милосердного." О какой суре идёт речь? О суре "Покаяние" (Ат-Тауба)
12. Какие суры или аяты называются Мединскими и Мекканскими? До хиджры мекканские, а после мединские
13. Аллах в священном Коране сказал: О, Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах, стремясь угодить своим женам? Что запретил себе Пророк? Мед
14. В Коране упоминается о том, что жёны двух пророков окажутся в аду. О ком именно идёт речь? О жёнах пророка Нуха (Ноя) и пророка Лута (Лота)
15. Пророк Мухаммад сказал: не превращайте свои дома в кладбища, поистине сатана избегает дома, в котором читают суру …..? О какой суре было сказано? Бакара
16. Сколько аятов в Коране? 6236
17. Какую суру называют матерью Корана? Фатиха
18. При каком халифе был собран Коран воедино? Абу Бакром
19. Какую суру читал Ибн Масуд когда впервые вышел призывать многобожников? Аррохман
20. Имам аш-Шафии сказал: Если бы была ниспослана эта одна сура, то ее было бы достаточно для людей… о какой суре идет речь? Аср
21. Какую суру читают каждую пятницу? Кахф
22. Прочитав какую суру Умар бин Хаттаб принял Ислам? Таха
23. Какой аят прочитал Абу Бакр Умару бин Хаттабу после смерти Пророка? 144. Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять?
24. В Коране есть аят… «О мой отец! Я видел одиннадцать звезд, солнце и луну. Я видел, как они поклонились мне». Кто обратился отцу? Юсуф
25. Как называется растение упомянуто в Коране, как пища обитателей Ада? Заккум
26. Назовите суры с названием насекомых? Муравьи, Паук, Пчелы
27. Аллах сказал о Пророке «Он нахмурился и отвернулся…» Как звали мужчину по причине которого, Пророк нахмурился и отвернулся? Абдулла бин Умм Мактум
28. Пророк сказал: Тот, кто выучит первые 10 аятов этой суры, Аллах сохранит его от Даджала. О какой суре идет речь? Кахф

ХАДИС:
1. Пророк Мухаммад сказал: "Лучшим из вас является тот, кто изучает Коран…. Продолжите хадис? … и обучает ему других"
2. Пророк сказал: "Три признака лицемерия, если говоришь неправду, не сдерживаешь обещание, и... Продолжите? нарушаешь договор"
3. Что стало первым искушением сынов Исраила (Израильтян) согласно хадису переданным Муслимом? Женщины
4. Пророк сказал:"Религия есть проявление искренности". Мы спросили: "По отношению к кому?" Он сказал: … продолжите? "По отношению к Аллаху, и к его Книге, и к Его посланнику, и к правителям мусульман и ко всем мусульманам вообще"
5. Пророк сказал: "Не тот, силен кто побеждает многих, силен лишь тот… продолжите? Кто способен сдержать свой гнев"
6. Пророк сказал: "Два слова любимы Милостивым, легкие на язык и тяжелые на весах… Какие? Субханаллавабихамдихи субханаллахильазым"
7. Согласно хадису, когда человек умирает все дела его прекращаются за исключением 3? за садака-джария (непрерывная милостыня), полезное знание, которое он передал людям, и ребенка, который вслед ему будет читать дуа
8. В одном из хадисов пророк сказал:... "Не указать ли вам на то, по средством чего вы будете любить друг друга? Что посоветовал Пророк? Распространяйте салам"
9. Хадис: "Женщина подобна ребру… продолжите? Если попытаешься его выпрямить, то сломаешь"
10. Сообщается, что Абу Хурайра сказал: "Мой самый любимый друг (Пророк) посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительную утреннюю /духа/ молитву и... продолжите? ложиться спать (только) после совершения витра"
11. Пророк сказал о молитве, эта молитва лучше всего, что есть на этой земле. О какой молитве идет речь? Сунна перед фаджром
12. Передают со слов матери правоверных "Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) она сказала: "О посланник Аллаха, мы считаем наилучшим делом джихад, так не принять ли нам в нём участие?" Пророк сказал: "Нет! Наилучшим джихадом для вас является...? безупречный хаджж"
13. Пророк сказал: "Если бы я не боялся что для моей уммы будет это сложно, то я бы приказал это делать перед каждой молитвой" О чем идет речь? Сивак
14. Пророк сказал:"С тремя не заговорит Аллах в день Воскресения, не посмотрит на них и не очистит их,и им уготовано мучительное наказание". "Опускающий(края одежды до земли),попрекающий (своими благодеяниями людей) и... Продолжите? сбывающий свой товар с помощью ложных клятв"
15. Как звали сподвижника, который передал больше всех хадисов? Абу Хурейра
16. Согласно хадису в могиле человека будут два ангела. Назовите их имена? Мункар и Накир
17. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Больше всего я опасаюсь того, что вас поразит малое многобожие" Что имел в виду Пророк? показуха
18. Пророк сказал: "Не следует завидовать никому, кроме двоих, человеку, которого Аллах научил Корану и который читает его ночью и днём, и? ...человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его должным образом"
19. Посланника Аллаха спросили: "Какой заработок является наилучшим?" Что ответил Пророк? "Тот, что человек заработал своими руками"
20. Пророк проходя мимо двух могил сказал: "Эти два человека получают наказание не за большие грехи" За какие грехи они получали наказание? "Не остерегался брызг наджаса, распространял сплетни"
21. Посланник Аллаха сказал: "Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит этo собственноручно,… дополните хадис? если же он не сможет (сделать) этого (пусть изменит это) своим языком, а если не сможет(и этого), то - своим сердцем, и это будет наиболее слабым (проявлением) веры". (Муслим.)
22. Почти все сборники хадисов начинаются с этого хадиса. О каком хадисе идет речь? Хадис о намерениях
23. В одном из хадисов сказано, что Пророк освободил из рабства Сафийю и подарил ей в качестве калыма…Что он ей подарил? Свободу
24. Посланник Аллаха сказал: "В животе (такого человека,) который пьёт из серебряного сосуда, будет… Что будет? шуметь пламя Ада!"
25. Посланник Аллаха сказал: "Признаком хорошего исповедания ислама человеком является его отказ от того, что… отказ от чего? его не касается"
26. Абдулла бин Умар сказал, что посланник Аллаха взял меня за плечи и сказал: «Будь в этом мире (таким), будто ты… Продолжите? чужеземец или путник"
27. Посланник Аллахa сказал: "Поистине, дошло до людей из слов первого пророчества (следующее): если ты не чувствуешь стыда, то… продолжите? делай, что хочешь"
28. Посланник Аллаха сказал: "Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день… Продолжите? хорошо принимает своего гостя"

ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение Аллаха).
1. Сколько раз ангелы рассекали грудь Пророку? 4
2. В скольких битвах участвовал Посланник Аллаха? 9
3. В какой битве ранили Пророка и сломали зуб? Ухуд
4. Что сделал пророк в первую очередь по прибытию в Медину? Построил мечеть
5. Сколько лет было Пророку когда он впервые выехал в Шам с дядей Абу Талибом? 12
6. Как называлась пещера в которой пророк любил уединяться? Хира
7. Назовите имена детей Пророка? Касим, Абдулла, Ибрахим, Зейнаб, Фатима, Рукайя, Ум Кульсум
8. Сколько лет пророк призывал в Мекке скрыто? 3 года
9. Кто больше всех из числа родственников Мухаммада пытался помешать ему? Абу Лахаб
10. Почему определенный год назвали годом скорби? Смерть Хадиджи и Абу Талиба
11. Как звали животное на котором Пророк был перенесен из Мекки в Аль-Аксу? Бурака
12. Как называлась пещера в которой Пророк спрятался с Абу Бакром от мушриков? Саур
13. Что пообещали многобожники тому, кто поймает Пророка? 100 верблюдов
14. В какую пищу иудейка добавила яд чтобы отравить Пророка? Лопатку баранины
15. Сколько раз Пророк совершал хадж? 1
16. Сколько раз Пророк совершал умру? 4
17. Как назвал Пророк первую мечеть в Медине? Куба
18. Какая кунья была у Пророка? АбульКасим
19. Как называли Пророка до Ислама? Амин, Садик (Честный, Правдивый)
20. Каким было последнее наставление пророка Мухаммада? Его слова: "Молитвы, молитвы и позаботьтесь о своих рабах"
21. Сколько лет было пророку Мухаммаду, когда умерла его мать? 6 лет
22. Когда родился пророк Мухаммад? 22 апреля 571 года н.э.
23. Сколько лет прожили в браке пророк Мухаммад и Хадиджа? 24 года
24. Когда пророку Мухаммаду и всем остальным мусульманам было вменено в обязанность совершение ежедневных пяти молитв? Во время ночного путешествия (ми`радж)
25. Сколько дядей Пророка приняли Ислам? 2
26. К кому направился Пророк с Хадиджей после того, как увидел Джабраила? Назовите его имя? Варака бин Науфаль
27. Как звали монаха, который сообщил Абу Талибу о том, что Мухаммад будет Пророком? Бахира
28. У кого Пророк остановился, когда только остановился в Медине? Абу Айюб аль-Ансари

ПРОРОКИ:
1. Кто принес весть о царице Савской пророку Сулейману? Удод
2. Какого пророка проглотил Кит? Юнус
3. Кому из пророков было послано испытание в виде длительной болезни? Айюб
4. Каким ремеслом владел пророк Идрис? Портным
5. Какому Пророку была послана верблюдица? Салих
6. Сколько лет пророк Юсуф провел в темнице? 7 лет
7. Кто из пророков был самый благородный (благой род)? Юсуф
8. Кто был первый из пророков, который написал слово «Бисмилляхиррохманиррохим»? Сулейман
9. Какому народу был послан пророк Худ? Адитам
10. Как звали отца Юсуфа? Якуб
11. В каком возрасте умер Ибрахим? 175
12. Какого пророка Аллах послал в города Содом и Гоморра? Лут
13. Как обошлись сыны Якуба со своим братом Юсуфом? Бросили в колодец
14. Как звали мать Исмаила? Хаджар
15. Кому был послан пророк Салих? Самудитам
16. Кто из пророков был кузнецом? Дауд
17. Каким ремеслом владел пророк Нух? Плотник
18. В какой день пророк Адам зашел в рай? В пятницу
19. Кого из семьи Нуха Аллах утопил в воде? Жену и сына
20. Каким по счету сыном был пророк Юсуф? 11
21. Из кого состояла армия Сулеймана? Джинов, людей, птиц
22. Имя какого пророка означает «Он будет жить»? Яхья
23. Какого животного опасался пророк Якуб, которое может навредить его сыну Юсуфу? Волк
24. Назовите пять великих пророков? Нух, Ибрахим, Муса, Иса, Мухаммад
25. С именем какого пророка связано появление источника Зам-Зам? Исмаил
26. Под каким растением укрылся Юнус после того, как освободился из чрева кита? Тыква
27. Историю о каком пророке Аллах назвал в Коране самой прекрасной? Юсуф
28. Какому пророку был ниспослан псалтырь? Дауд

СПОДВИЖНИКИ ПРОРОКА МУХАММАДА
1. Сколько лет был халифом Абу Бакр? 2 года
2. Кого усыновил Пророк? Зейд бин Харис
3. Из за смерти какого сподвижника закачался престол Аллаха? из-за смерти Са"да бин Му"аза»
4. Кто был писцом Пророка Мухаммада? Абдулла бин Раваха
5. Кого называли «Меч Аллаха»? Халид бин Валид
6. За что один из сподвижников получил кунью Абу Хурайра? У него был котенок
7. Кого называли «Лев Аллаха»? Хамза
8. Как звали раба-эфиопа, убившего Хамзу? Вахши
9. Сколько лет халифом был Умар бин Хаттаб? 10
10. Кто стал первым проповедником в Исламе посланы в Медину? Мусаб ибн Умейр
11. Как звали сподвижника родители он и его дети которые являлись сподвижниками (3 поколения)? Абу Бакр
12. Какая женщина в истории ислама стала первой мученицей, павшей за веру? Сумайа бинт Хаййат
13. Как звали того сподвижника пророка, который пользовался его особым доверием? Хузайфа Ибн Йаман
14. Сколько лет было Абу Бакру когда он умер? 63
15. Кто убил Умара Ибн аль-Хаттаба? Раб-иранец по имени Абу Лю`лю`а
16. Кто в истории ислама был первым человеком, использовавшим почту? Умар Ибн аль-Хаттаб
17. Кто из мужчин первым уверовал в пророка Мухаммада? Абу Бакр ас-Сиддик
18. Кто стал первым послом в исламе? Усман Ибн Аффан
19. Кто был первым родившемся сподвижником после переселения в Медину? Абдулла бин Зубейр
20. Кем являлся Зубейр бин Аввам Пророку Мухаммаду? двоюродный брат
21. Кто из женщин первой уверовал в пророка Мухаммада? Хадиджа бинт Хувайлид
22. Кто предложил Пророку приказать женщинам носить Хиджаб? Умар бин Хаттаб
23. Кто из сподвижников пророка Мухаммада был известен как лучший толкователь Корана? Абдаллах Ибн Аббас
24. Кто является главой павших за веру? Хамза Ибн Абд аль-Мутталиб
25. Кого будут продолжать называть первым муаззином в исламе вплоть до Дня воскресения? Биляль Ибн Рабах
26. Какой халиф стал строителем первого исламского флота? Усман Ибн Аффан
27. Кто из халифов первым в исламе объявил призыв на военную службу? Умар Ибн аль-Хаттаб
28. Кто занимал при пророке Мухаммаде, положение, подобное положению Харуна при Мусе? Али Ибн Абу Талиб

Самыми первыми были ниспосланы первые пять аятов из суры «аль-‘Алякъ». Всевышний Аллах сказал в них:
«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь - Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости - научил человека тому, чего тот не знал». (Сура аль-‘Алякъ, аяты 1-5)
После этого откровение прекратилось на некоторое время, а затем были ниспосланы первые пять аятов из суры «аль-Муддасир». В них Аллах говорит:
«О завернувшийся! Встань и увещевай! Господа своего величай! Одежды свои очищай! Идолов сторонись!» (Сура аль-Муддасир, аяты 1-5)
Сообщается, что мать правоверных ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала в длинном хадисе о том, как было ниспослано первое откровение:
«…это продолжалось до тех пор, пока ему не открылась истина, когда он находился в пещере на горе Хира. К нему явился ангел и велел: “Читай!” - на что он ответил: “Я не умею читать!”». аль-Бухари, 3; Муслим, 160.

Тогда были ниспосланы первые пять аятов из суры «аль-‘Алякъ». Также сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах рассказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Как-то раз я шёл по дороге и вдруг услышал голос с неба. Я поднял голову и увидел явившегося ко мне в пещеру на горе Хира ангела, который сидел на троне между небом и землёй. Я испугался его, вернулся домой и сказал: “Укройте меня, укройте меня!” - после чего Аллах Всевышний ниспослал аяты, в которых говорилось:
“О завернувшийся! Встань и увещевай, и Господа своего возвеличивай, и одежды свои очисть, и скверны избегай…”» аль-Бухари, 4; Муслим, 161.
Сообщается также, что Абу Саляма ибн ‘Абду-р-Рахман спросил Джабира:
«Что из Корана было ниспослано первым?» Джабир ответил:«Это аяты: «О завернувшийся!…»» Тогда Абу Саляма сказал: «Но мне говорили, что первыми были ниспосланы аяты«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее…» Джабир ответил: «Я сообщил тебе только то, что сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он сказал: «Я пребывал некоторое время в пещере на горе Хира, а затем начал спускаться оттуда…»». И в конце хадиса сказано, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я сказал Хадидже: «Укройте меня и облейте холодной водой». И тогда мне были ниспосланы аяты: «О завернувшийся! Встань и увещевай! Господа своего величай! Одежды свои очищай! Идолов сторонись!»». аль-Бухари, 4924; Муслим, 161.
Джабир сказал о том, что первыми были ниспосланы аяты из суры «аль-Муддасир», имея в виду, что они были ниспосланы первыми после перерыва, который наступил в откровении, или же он имел в виду то, что эти аяты были ниспосланы первыми после того, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) уже стал посланником. Ведь, после ниспослания первых пяти аятов из суры «аль-‘Алякъ» Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) стал пророком, а после ниспослания аятов из суры «аль-Муддасир», он стал посланником. Поэтому ученые говорят: «Аллах сделал его пророком, ниспослав аят «Читай!», и сделал его посланником, ниспослав аят «О завернувшийся!»».

Два вида ниспослания Корана

Ниспослание Корана делится на два вида:
1 - Ниспослание аята без какой-либо причины -(ابتدائي) то есть не было явной причины ниспослания этого аята. Так были ниспосланы большинство аятов Корана. Например, слова Всевышнего:
«Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников»». (Сура ат-Тауба, аят 75)
У этого аята не было явной причины ниспослания. В нём просто сказано о положении некоторых лицемеров. Что касается того, что в некоторых тафсирах написано в длинной истории, что этот аят был ниспослан по причине Са‘ляба ибн Хатыба, то эту историю упомянули многие толкователи Корана и её рассказывают многие проповедники, но она недостоверна.
2 - Ниспослание аята по какой-либо причине - (سببي) то есть перед ниспосланием аята что-то произошло, а затем по причине этого события был ниспослан Коран. Причины могут быть разными. Например, какой-либо вопрос, на который ответил Аллах. Как, например, Аллах говорит: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа»». (Сура аль-Бакара, аят 189)
Также могло произойти какое-либо событие, которое нуждалось в разъяснении или предостережении.
«Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали»». (Сура ат-Тауба, аяты 65-66) Эти аяты были ниспосланы относительно одного из лицемеров. Во время похода на Табук он сказал: «Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти чтецы Корана», имея в виду посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, читающих Коран. Это дошло до пророка (мир ему и благословение Аллаха), снизошли аяты, а этот лицемер пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) извиняться. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил ему: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?» См. «Тафсир ибн Касир», 2/368; «Тафсир ат-Табари», 10/172.
Также аяты ниспосылались по причине какого-то события, положение (хукм) которого должны были узнать люди.
Например, слова Аллаха:
«Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа и пожаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш спор, ведь Аллах - Слышащий, Видящий. Те из вас, которые объявляют своих жен запретными для себя, говорят слова предосудительные и лживые. Их жены - не матери им, ведь их матерями являются только женщины, которые их родили. Воистину, Аллах - Снисходительный, Прощающий. Те, которые объявляют своих жен запретными для себя, а потом отрекаются от сказанного, должны освободить одного раба прежде, чем они прикоснутся друг к другу. Этим вас увещевают, и Аллах ведает о том, что вы совершаете. Если кто-либо не сможет сделать этого, то он должен поститься в течение двух месяцев без перерыва прежде, чем они прикоснутся друг к другу. А кто не способен на это, тому надлежит накормить шестьдесят бедняков. Это делается для того, чтобы вы уверовали в Аллаха и Его Посланника. Таковы ограничения Аллаха, а для неверующих уготованы мучительные страдания». (Сура аль-Муджадаля, аяты 1-4)

Пользы от познания причин ниспослания аятов: Познание причин ниспослания аятов очень важно, так как из этого следуют многочисленные пользы.
Первая польза:
Разъяснение того, что Коран был ниспослан от Всевышнего Аллаха, так как пророку (мир ему и благословение Аллаха) задавались определенные вопросы, и иногда он не отвечал на них сам, ожидая откровения от Всевышнего Аллаха. Бывало и такое, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не знал о каком-либо событии до тех пор, пока не снисходило откровение.
Например, слова Всевышнего Аллаха:
«Они станут спрашивать тебя о душе. Скажи: «Душа возникла по повелению моего Господа. Вам дано знать об этом очень мало»». (Сура аль-Исра, аят 85)
Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
- Однажды, когда мы вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, опиравшимся на голую пальмовую ветвь, шли через развалины Медины, нам повстречалась группа иудеев. Некоторые из них стали говорить другим: «Спросите его о духе», а некоторые другие говорили: «Не спрашивайте его, ибо что бы он ни сказал, вам это не понравится!» Иные же сказали: «Мы обязательно спросим его!» после чего один из них встал и спросил: «О Абу-ль-Касим, что такое дух?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, промолчал, а я сказал себе: «Ему ниспосылается откровение», и встал между ним и иудеями, чтобы они не мешали ему, когда же ниспослание откровения ему закончилось, он сказал: «И они станут спрашивать тебя о духе. Скажи: “Дух - от повеления Господа моего, а вам даровано знания лишь немного”». аль-Бухари, 125; Муслим, 2794.
Также в пример можно привести аят:
«Они говорят: «Когда мы вернемся в Медину, то могущественные среди нас непременно изгонят оттуда униженных»». (Сура аль-Мунафикъун, аят 8)
Сообщается, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я принимал участие в одном из военных походов и слышал, как ‘Абдуллах бин Убайй бин Салюль (глава лицемеров) сказал: “Ничего не тратьте на тех, кто находится вместе с посланником Аллаха, пока они не разбегутся от него. Поистине, когда мы вернёмся в Медину, могущественные обязательно выгонят оттуда презренных!”
И я передал эти слова своему дяде (или: ‘Умару), который, в свою очередь, передал их пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Он призвал меня к себе, и я рассказал ему обо всём, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал за ‘Абдуллахом Ибн Убаййем и его товарищами, которые поклялись, что не говорили этого, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не поверил мне и поверил ‘Абдуллаху и его товарищам. Из-за этого меня охватила такая печаль, которую я никогда раньше не испытывал. Я сидел у себя дома, а мой дядя говорил мне: “Ты хотел добиться только того, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посчитал тебя лжецом и возненавидел тебя!” - но потом Аллах Всевышний ниспослал суру, начинающуюся с того айата, в котором говорится: “Когда лицемеры являются к тебе…”, что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он послал за мной, прочитал эту суру, а потом сказал: “Поистине, Аллах подтвердил твою правоту, о Зайд!”»
аль-Бухари, 4900; Муслим, 2772.
Вторая польза:
Понимание того, как Аллах заботился о Своем посланнике (мир ему и благословение Аллаха) и защищал его. Пример этого - слова Всевышнего Аллаха: «Неверующие сказали: «Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?» Мы поступили так, чтобы укрепить им твое сердце, и разъяснили его самым прекрасным образом». (Сура аль-Фуркъан, аят 32)
Также в пример можно привести аяты, ниспосланные после того, как люди обвинили Айшу (да будет доволен ею Аллах) в прелюбодеянии. Всевышний Аллах ниспослал аяты, чтобы защитить пророка (мир ему и благословение Аллаха) и очистить его от того, чем пытались его загрязнить лжецы.
Третья польза:
Понимание заботы Всевышнего Аллаха о Своих рабах, так как Он развеивал скорбь верующих и помогал им в тяжелых ситуациях. В качестве примера можно привести айат о таййамуме. Сообщается, что жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды, когда мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступили в путь и достигли уже Байды (или: Зат аль-Джайша), у меня порвалась нить ожерелья. Узнав об этом, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остановился, чтобы найти его, и этим же занялись находившиеся вместе с ним люди. В этих местах не было воды, и некоторые участники похода люди пришли к Абу Бакру ас-Сиддику и сказали ему: “Разве ты не видишь, что сделала ‘Аиша? Она заставила посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и (всех остальных) людей, не имеющих с собой воды, задержаться в безводной местности!”» И в конце хадиса пришло: «А когда наутро посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проснулся и оказалось, что ни у кого не было воды, Аллах ниспослал айат об очищении песком (таййамуме), после чего люди совершили такое очищение». Что же касается Усайда бин Худайра, то он воскликнул: “О семейство Абу Бакра! Это уже не первое благословение, ниспосланное вам!” аль-Бухари, 334; Муслим, 367.

Четвертая польза:
Если человек знает причину ниспослания аята, то он сможет правильно понять его. В пример можно привести слова Всевышнего Аллаха:
«Воистину, ас-Сафа и аль-Марва - одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними». (Сура аль-Бакъара, аят 158) И слова «тот не совершит греха, если пройдет между ними» будто бы указывают на то, что этот обряд не является ни желательным, ни обязательным (мубах). Передается от ‘Асыма ибн Сулеймана, который спросил: «Я спросил Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) о ас-Сафа и аль-Маруа, и он ответил: “Мы считали, что это из дел джахилии, поэтому, когда пришел ислам, мы оставили этот обряд. Но Всевышний Аллах ниспослал: «Воистину, ас-Сафа и аль-Марва - одни из обрядовых знамений Аллаха…».” Муслим, 1278. Поэтому аят был ниспослан не для того, чтобы указать на постановление (хукм) этого обряда, а для того чтобы указать на неправильность его оставления, так как они считали, что это из дел джахилии.

Также сообщается, что ‘Урва, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:
- Однажды я обратился к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, с вопросом: «Что ты можешь сказать о словах Аллаха Всевышнего “Поистине, ас-Сафа и аль-Марва - из числа обрядов Аллаха, и поэтому для совершающего к Дому хадж или умру нет греха в том, чтобы обойти их. А тот, кто совершит благое по своей воле, пусть не сомневается в том, что, поистине, Аллах - Благодарный, Знающий””? Клянусь Аллахом, это можно понять так, что не будет греха и на том, кто не обойдёт ас-Сафу и аль-Марву». В ответ ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Как плохо то, что ты сказал, о племянник! Если бы твоё толкование этого аята было верным, там было бы сказано: “нет греха в том, чтобы не обойти их”, однако в этом аяте имеются в виду ансары, а они, прежде чем стать мусульманами, совершали хадж ради идола Манат по прозвищу “Владычица”, которой они поклонялись у горы аль-Мушалляль, и при этом тот, кто вступал в состояние ихрама ради этого идола, считал греховным обходить ас-Сафу и аль-Марву. Когда же они приняли ислам, то спросили посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, об этом и сказали: “О посланник Аллаха, поистине, мы всегда избегали обхода ас-Сафы и аль-Марвы как греха”, и тогда Аллах Всевышний ниспослал айат, в котором говорится: : “Поистине, ас-Сафа и аль-Марва - из числа обрядов Аллаха…”» ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, также сказала:: «Бегу /са‘й/ между ними положил начало посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и никто не должен отказываться от этого!». Аль-Бухари, 1643.

Мекканские и мединские аяты

Коран ниспосылался пророку (мир ему и благословение Аллаха) по частям в течении 23-х лет. Больший отрезок этого времени пророк (мир ему и благословение Аллаха) провел в Мекке. Всевышний Аллах сказал:
«Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша. Мы ниспослали его частями». (Сура аль-Исра, аят 106)
Поэтому ученые разделили аяты на две части:
1 - Мекканские аяты - (المكي) ) - это аяты, ниспосланные пророку (мир ему и благословение Аллаха) до его переселения (хиджры) в Медину.
2 - Мединские аяты - (المدني) - это аяты, ниспосланные пророку (мир ему и благословение Аллаха) после его переселения (хиджры) в Медину.
Исходя из этого, мы можем разобрать аят:
«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам». (Сура аль-Маида, аят 3)
Этот аят относится к мединским аятам (так как он был ниспослан после переселения), несмотря на то, что он был ниспослан на ‘Арафате (то есть не в Медине) в прощальном хадже. ‘Умар сказал: «Нам известен этот день и то место, где этот айат был ниспослан пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Это была пятница, когда он стоял на ‘Арафате». аль-Бухари, 45; Муслим, 3015.
Как отличать мекканские аяты от мединских?
Различить их можно двумя способами:
1 - Стиль (способ, метод) - (الأسلوب) чаще всего в мекканских аятах наблюдается жесткий стиль и строгое обращение, потому что большинство тех, к кому обращены эти аяты являются высокомерными и отворачивающимися. К ним можно было обращаться только таким методом. Для примера можно почитать суры «аль-Муддасир» (№ 74) и «аль-Къамар» (№ 54).
Что касается мединских аятов, то чаще всего в них используется мягкое обращение, потому что большинство тех, к кому обращены эти аяты принимают истину и покорны ей. Для примера можно почитать суру «аль-Маида» (№ 5).
Также среди мекканских аятов преобладают короткие аяты, в которых приводятся сильные доводы, потому что большинство тех, к кому обращены эти аяты являются упрямыми людьми. Всевышний Аллах обращается к ним так, как они заслуживают. Для примера можно почитать суру «ат-Тур» (№ 52).
Что касается мединских аятов, то они чаще всего длинные. В них упоминаются постановления (ахкамы). Для примера можно почитать аят о долге из суры «аль-Бакъара» (аят 282).
2 - Тема (рассматриваемый вопрос) - (الموضوع)
- чаще всего мекканские аяты утверждают единобожие (таухид) и правильное вероубеждение (‘акъиду), а именно единобожие в поклонении (таухид аль-улюхийа) и веру в Воскрешение, потому что большинство тех, к кому обращены эти аяты отрицали эти вещи.
Что касается мединских аятов, то чаще всего в них разъясняются различные виды поклонения и отношений между людьми, потому что большинство тех, к кому обращены эти аяты уже твердо поняли единобожие и правильное вероубеждение.
Также в мединских аятах говорится о джихаде, об его постановлениях, а также о положении лицемеров, так как в Медине был узаконен джихад, а лицемерие стало явным.
Почему Коран ниспосылался по частям?
В этом есть множество мудростей:
Во-первых, Всевышний Аллах укреплял сердце пророка (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал:
«Неверующие сказали: «Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?» Мы поступили так (то есть ниспослали его по частям), чтобы укрепить им твое сердце, и разъяснили его самым прекрасным образом. Какую бы притчу они ни приводили тебе (чтобы сбить людей с пути Аллаха), Мы открывали тебе истину и наилучшее толкование». (Сура аль-Фуркъан, аяты 32-33)
Во-вторых, Коран ниспосылался по частям, чтобы людям легко было его заучивать, понимать и действовать в соответствии с ним. Всевышний Аллах сказал:«Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша. Мы ниспослали его частями». (Сура аль-Исра, аят 106)
В-третьих, Всевышний Аллах пробуждал в верующих пыл, дабы они действовали в соответствии с Кораном. Люди ждали, испытывая горесть, пока к ним не нисходили следующие аяты.
В-четвертых, шари‘ат ниспосылался постепенно и в итоге достиг совершенства. В пример можно привести аяты о запрете спиртного, к которому люди привыкли и полюбили. Поэтому людям было тяжело сразу отказаться от спиртного и сначала Всевышний Аллах сказал:
«Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы»». (Сура аль-Бакъара, аят 219) Этот аят подготавливает людей к тому, чтобы в будущем они приняли запрет спиртного. Разумный человек сразу поймет, что не стоит приближаться к тому, грех чего больше, чем польза.
Затем во второй раз был ниспослан аят: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите». (Сура ан-Ниса, аят 43) Всевышний Аллах повелел людям оставить употребление спиртного в периоды совершения молитв. Затем в третий раз было ниспослано:«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, - быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите? Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь! Но если вы отвернетесь, то знайте, что на Нашего Посланника возложена только ясная передача откровения». (Сура аль-Маида, аяты 90-92 ) В этом аяте пришел абсолютный запрет на употребление спиртных напитков, так как души людей уже подготовились к этому.

Последовательность (тартиб) Корана

Речь идёт о чтении Корана по порядку так, как он записан и выучен людьми. Здесь нужно разобрать три темы:

1 - Последовательность слов в Коране - обязательно нужно читать слова в аятах по порядку, запрещено переставлять их, читая как-то иначе. Например, Всевышний Аллах говорит:

﴾ الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ ﴿

«Хвала Аллаху, Господу миров». (Сура аль-Фатиха, аят 2)
Запрещено читать этот аят:

(لله الحمد رب العالمين)

«Аллаху хвала, Господу миров».

2 - Последовательность аятов в Коране -
по более достоверному мнению, обязательно нужно читать аяты в сурах по порядку, запрещено менять их местами, читая как-то иначе. Например, Всевышний Аллах говорит:

﴾ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ (3) مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ ﴿

«Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния!» (Сура аль-Фатиха, аяты 3-4)
Запрещено читать этот аят:

(مالك يوم الدين الرحمن الرحيم)

«Властелину Дня воздаяния! Милостивому, Милосердному».

Пришло у имама аль-Бухари от ‘Абдуллаха ибн Зубейра о том, что он говорил с ‘Усманом ибн ‘Аффаном (да будет доволен им Аллах) относительно слов Всевышнего Аллаха:
«Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны завещать, чтобы их обеспечивали в течение одного года и не прогоняли». (Сура аль-Бакъара, аят 240)

А этот аят был анулирован другим аятом:«Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней». (Сура аль-Бакъара, аят 234 ) ‘Абдуллах ибн Зубейр спросил:
«Почему вы поставили анулирующий аят до анулируемого?» ‘Усман ответил: «О сын моего брата! Я оставил всё так, как оно пришло». аль-Бухари, 4530.
Также сообщается со слов ‘Усмана (да будет доволен им Аллах),
что иногда пророку (мир ему и благословение Аллаха) ниспосылалось несколько аятов с разных сур и он звал тех, кто записывал аяты, говоря им: «Этот аят поместите в ту суру, в которой говорится то-то и то-то». Ахмад, 399; Абу Дауд, 786; ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра», 8007; ат-Тирмизи, 3086.
3 - Последовательность сур в Коране -
порядок сур в Коране установлен иджтихадом и не является обязательным при чтении. Сообщается со слов Хузейфы ибну-ль-Йамана (да будет доволен им Аллах),
что он молился с пророком (мир ему и благословение Аллаха) в одну из ночей. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочитал суру «аль-Бакъара» (№ 2), затем суру «ан-Ниса» (№ 4), а затем суру «али ‘Имран» (№ 3). Передал Муслим, 772.
Также передает аль-Бухари в форме /му‘аллякъ/ от Ахнафа, что
он прочитал в первом рака‘ате суру «аль-Кахф» (№ 18), а во втором - суру «Йусуф»(№ 12) или же суру «Йунус» (№ 10). Также он упомянул, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб поступил подобным образом в утренней молитве.
Шейх уль-Ислям ибн Теймийа сказал: «Разрешено читать эту суру до той, а также разрешено их записывать в таком порядке. Поэтому у сподвижников (да будет доволен им Аллах) был разный порядок сур в свитках, но затем они сошлись в порядке сур во времена правления ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) и это стало сунной праведных халифов, а у нас есть хадис, в котором говорится о том, что за их сунной необходимо следовать».

Всевышний ниспослал Священный Коран в качестве назидания и путеводной звезды всем людям в этом мире. Праведный путь, который знаменуется успехом как в этой жизни, так и в Судный день, основан на вере в Единого Господа.

В Коране верующие могут найти основополагающие правила и принципы, которым должна соответствовать их жизнь для постижения довольства Создателя. При этом, ниспосылая людям новые аяты Священного Писания, Аллах руководствовался исключительно собственной волей и не был ограничен какими-либо рамками.

Нам недоступны подлинные причины ниспослания большого количества аятов. Однако есть и те, у которых известны обстоятельства, предшествовавшие ниспосланию, причём в ряде случаев они указаны в самой Книге.

В коранических науках есть специальный термин, который характеризует причины ниспослания - «сабаб (во множественном числе «асбаб») ун-нузул». Буквально это выражение так и переводится - «причина ниспослания». Но под словом «нузул» часто понимается также само Откровение Всевышнего - Священный Коран. В целом же причиной ниспослания служит какой-то вопрос, историческое событие, которое обусловило появление аята или целой суры.

Причины ниспослания имеются только у тех аятов, которые были непосредственно связаны с теми или иными событиями в период жизни Пророка Мухаммада (с.г.в.). Именно поэтому мы не знаем подлинных причин появления аятов, в которых рассказывается о жизни предыдущих пророков и посланников Аллаха. Это же касается, например, суры «Слон», в которой повествуется о том, какое наказание Всевышний наслал на войско эфиопского правителя. Приход его армии на слонах к Мекке не являлся причиной ниспослания 105-й суры Священного Корана, а служил лишь в качестве назидания:

«Разве ты не видел, что сделал твой Господь с владельцами слона? Разве Он не запутал их козни и не наслал на них птиц стаями? Они бросали в них каменья из обожженной глины и превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев» (105:1-5)

Часть информации можно найти в хадисах Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), а также разнообразных исторических источниках, в которых приводятся рассказы сподвижников Пророка (с.г.в.). Знание таких причин позволяет мусульманам лучше понять подлинный смысл коранического текста, что, в конечном счёте, служит укреплению веры и усилению богобоязненности человека. Кроме того, это важно для приведения аргументов против возможных нападок на религию, которые периодически происходят со стороны самых разных сил.

В контексте изучения причин ниспослания большую роль играет принцип достоверности передатчиков сведений о том или ином событии. Он покоится на двух базовых правилах:

1) цепочка передатчиков (иснад) должна вести к Пророку Мухаммаду (с.г.в.) или к одному из сахабов;

2) имеется, как минимум, два правдивых свидетельства о том, почему был ниспослан аят либо сура.

Приведём некоторые примеры причин ниспослания.

1. Историческое событие

Посланник Всевышнего (с.г.в.) созвал своих соплеменников из Мекки после того, как был ниспослан аят из суры «Поэты», в котором говорится:

«Предостереги своих ближайших родственников!» (26:214)

Он обратился к ним и спросил: «Если бы я сейчас сказал вам, что на другом склоне этого холма находятся враги, готовящиеся напасть на вас, вы бы поверили мне?» Люди ответили, что, безусловно, поверили бы, так как Мухаммад (с.г.в.) до начала своей пророческой миссии пользовался уважением едва ли не у всех мекканцев за свою честность. После этого Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) заявил, что все люди находятся перед угрозой серьёзного наказания, если они не перестанут творить бесчинства и не уверуют в единство Творца. После этого Абу Ляхаб начал произносить проклятия на Пророка (с.г.в.), не веря его словам. Вслед за этим была ниспослана сура :

«Да отсохнут руки Абу Лахаба, и сам он уже сгинул. Не помогло ему богатство, и он ничего не приобрёл. Он попадет в пламенный Огонь. Жена его будет носить дрова, а на шее у неё будет плетёная верёвка из пальмовых волокон» (111:1-5)

2. Вопрос

Как-то раз к Пророку Мухаммаду (с.г.в.) обратилась женщина, которая пожаловалась на своего мужа, не хотевшего вступать с ней в близость из-за её возраста. В качестве оправдания он заявил, что женщина годится ему в матери. После этого Создателем были ниспосланы первые два аята суры :

«Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа и пожаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш спор, ведь Аллах - Слышащий, Видящий. Те из вас, которые объявляют своих жён запретными для себя, говорят слова предосудительные и лживые. Их жёны - не матери им, ведь их матерями являются только женщины, которые их родили. Воистину, Аллах - Снисходительный, Прощающий» (58:1-2).