ГАЗ-53 ГАЗ-3307 ГАЗ-66

Надзор за мфо разделили надвое. Об ужесточении контроля за деятельностью микрофинансовых организаций О размере суммы микрозайма и процентов

Микрофинансовая организация (МФО) – это компания, которая осуществляет микрофинансовую деятельность и внесена в государственный реестр МФО. По сути, микрофинансовые организации немного похожи на банки, но при этом регулируются другими нормами и законами. Если банк занимается разнообразной финансово-кредитной деятельностью (например, ведением счетов физических и юридических лиц, осуществление банковских операций, выдачей кредитов), то МФО более ограничены в своих действиях. Микрофинансовые организации могут только выдавать займы своим клиентам и принимать вклады в МФО в размере от 1 500 000 рублей.

Микрофинансовые организации отлично подходят тем, кому деньги нужны срочно и кто не готов стоять в очередях, собирать множество документов или искать поручителей. МФО отличается от банка тем, что могжет индивидуально и очень оперативно оценивать потенциального клиента по нескольким параметрам. Для МФО важно, чтобы их пользователи были платежеспособными гражданами РФ без каких-либо проблем законом. Иногда займы выдаются даже людям с не самой хорошей кредитной историей, поскольку это – всего лишь один из нескольких десятков пунктов оценивания клиента.

Кто контролирует работу МФО в России?

Такое явление как МФО появилось в России сравнительно недавно – всего 15-16 лет назад. В феврале 2010 года был принят Федеральный закон №151 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», в котором впервые было зафиксировано понятие микрофинансовой организации, обозначено поле деятельности МФО, возможности и обязанности. С 29 марта 2017 года все микрофинансовые организации поделились на МФК и МКК . Первые имеют широкий спектр услуг от выдачи займов онлайн до вкладов в МФО, вторые могут только выдавать займы в стационарных пунктах.

Самое главное – микрофинансовая организация не может легально осуществлять свою деятельность на территории РФ, если она не внесена в государственный реестр МФО и не имеет соответствующего свидетельства с уникальным пятнадцати значным номером. Поэтому перед тем, как обратиться за финансовой помощью в ту или иную микрофинансовую организацию, проверьте, числится ли она в гос реестре МФО – он доступен на сайте Центробанка .

Внесением микрофинансовых организаций в государственный реестр МФО занимается Центральный Банк России. Он же контролирует деятельность всех зарегистрированных на территории Российской Федерации МФО: регулярно собирает от них данные о их деятельности, различные отчетности, следит, чтобы каждая компания соблюдала установленные законом правила и нормативы.

Кроме этого от недавних пор, каждая микрофинансовая компания должна состоять в одной из саморегулируемых организаций , таких как: СРО «Микрофинансирование и развитие» (МиР), СРО «Единство» или СРО «Микрофинансовый Альянс».

В каких законах говорится о деятельности МФО?

Помимо основного Федерального закона №151 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», о котором говорилось ранее, работу микрофинансовых организаций в России регулируют все положения Гражданского кодекса РФ о займах (глава 42, параграф 1: statya 807-818).

Также с начала июля 2014 года на все операции по займам в МФО распространяется сила Федерального закона №353 «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 года. В этом законе говорится о правах и обязанностях МФО, а также заемщиков и коллекторов, которые взыскивают долги.

Кроме того, микрофинансовые организации как полноценные участники российского финансового рынка должны предоставлять в Бюро кредитных историй информацию о своих заемщиках – об этом говорится в Федеральном законе от 30 декабря 2004г. №218-ФЗ «О кредитных историях». Такой обмен информацией очень важен и часто даже помогает клиентам поправить свою кредитную историю: вовремя погашенный займ отображается на общей картине кредитной истории.

Если вы подозреваете МФО в мошенничестве , проверьте, соблюдены ли этой компанией нормативы, изложенные в Статье 15 пункте 2 Федерального закона №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. Согласно этому закону, все микрофинансовые организации обязаны предоставлять своим клиентам полную и достоверную информацию о порядке и об условиях выдачи микрозайма и о том, какие права и обязанности получает заемщик, когда подписывает договор микрозайма. Под этим подразумевается, что МФО подробно рассказывает, на каких условиях выдается займ, как выглядит график платежей и какие последствия могут быть при нарушении договора любой из сторон. Помимо этого, на сайте МФО должны быть в открытом доступе правила предоставления микрозаймов.

Какую ответственность несет МФО?

Поскольку деятельность микрофинансовых организаций регулирует сразу несколько законодательных актов, МФО не могут нарушать закон без последствий и умышленно причинять вред своих клиентам, хоть и существует множество мифов о МФО на эту тему.

Как говорилось ранее, контроль за деятельностью микрофинансовых организаций осуществляет Банк России, и именно туда необходимо обращаться, если у вас возникли какие-либо проблемы и вы хотите подать жалобу на МФО . Кроме того, выдача займа расценивается как оказание услуги и, соответственно, попадает под поле деятельности Роспотребнадзора. Граждане могут пожаловаться в органы Роспотребнадзора если во время действия договора вам вдруг подняли процентную ставку или сократили срок действия договора займа. Но такое случается крайне редко, так как каждая МФО стремится выстроить с клиентом долгосрочные и доверительные отношения. Также если возникли спорные ситуации между вами и микрофинансовой организацией можно обратиться к финансовому омбудсмену , который анализирует ситуацию и дает необходимые рекомендации в соответствии с российским законодательством. Его услуги бесплатные, а спор рассматривается во внесудебном порядке, что дает возможность легко и быстро решить конфликт.

Старайтесь избегать просрочек по займам или попыток вовсе не выплачивать задолженность перед МФО. Отличие займа от кредита в том, что договоры займов предусматривают очень строгую систему штрафов, вплоть до 730% годовых. Но даже в этом случае микрофинансовая организация не имеет права пытаться взыскать с вас деньги каким-либо нелегальным способом. Что имеется ввиду под «нелегальными способами»? Угрозы, оскорбления, ночные звонки, непрошеные визиты домой, попытки шантажировать родных и близких заемщика. Коллекторы и представители микрофинансовых организаций не имеют права без вашего согласия войти в квартиру и забирать какое-либо имущество в счет погашения долга. Важно также помнить, что срок исковых требований по долгам составляет 3 года.

Если вдруг вы оказались в такой неприятной ситуации, и к вам применяются некорректные методы взыскания задолженности, стоит обратиться в Национальную ассоциацию участников микрофинансового рынка (НАУМИР) и в Банк России.

какие преимущества займов в микрофинансовых организациях?

С каждым годом в России становится все больше пользователей сервисов по микрозаймам. МФО – это действительно удобно: получить займ можно даже не вставая с дивана, с помощью мобильных технологий . Достаточно подать заявку на сайте МФО через смартфон, а деньги после одобрения анкеты поступят практически моментально.

Кроме того, микрозаймы рассчитаны на тех, у кого нет времени обращаться в банк и ждать несколько недель решения по своему кредитному заявлению. МФО выдает займы на паспорт гражданина РФ и не требует от своих клиентов предоставлять справки о доходах, огромное количество документов или залог, что является одним из главных преимуществ займов . Все это возможно благодаря скорингц и другим инновационным решениям из сферы финтеха в МФО . Краткосрочные займы в микрофинансовых организациях – это идеальный вариант для тех, кому надо где-то перехватить денег «до зарплаты» без лишней бумажной волокиты, головной боли и многочасового ожидания.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Банка России в отношении микрофинансирования и кредитной кооперации Козлов Иван Владимирович заместитель руководителя Главной инспекции Банка России 10 июня 2015 года

2 2 Основные нормативные акты Банка России, регулирующие проведение проверок некредитных финансовых организаций Инструкция Банка России от И «О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» Инструкция Банка России от И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в отношении некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций»

3 3 Полномочия Банка России как мегарегулятора Надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций Надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп Проведение проверок (Главная инспекция Банка России) Дистанционный надзор Мониторинг отчетности и всех видов информации о деятельности НФО, в том числе от других надзорных подразделений и из внешних источников Анализ жалоб потребителей финансовых услуг Анализ обращений государственных органов, в том числе правоохранительных Направление предписаний и анализ ответов на них Представление предложений в план проверок Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Территориальные учреждения Банка России Инициирование проведения внеплановой проверки Участие в мониторинге проверки Формирование проектов решений по применению мер воздействия

4 4 Основания для инициирования проверок По результатам оценки: финансового состояния поднадзорной организации и перспектив деятельности поднадзорной организации; подверженности поднадзорной организации рискам; качества управления поднадзорной организации, включая оценку организации управления рисками и внутреннего контроля; достоверности учета (отчетности) поднадзорной организации; результатов предыдущих проверок поднадзорной организации. Периодичность проведения проверок МФО, КПК, СКПК, ЖНК и ломбардов не установлена

5 5 Особенности проверок кредитных потребительских кооперативов Проверки по всем вопросам деятельности КПК КПК, число членов которого превышает 5 тысяч физических и (или) юридических лиц; КПК второго уровня Проверки по вопросу соблюдения законодательства в сфере ПОД/ФТ Проверки по любым вопросам деятельности (если инициируется в рамках проверки СРО КПК) Иные КПК Проверки МФО, ЖНК, СКПК и ломбардов могут проводиться по всем вопросам деятельности

6 66 Проверки поднадзорных организаций Комплексная проверка Проводится в срок до 60 рабочих дней (продление не более чем до 105 рабочих дней) Тематическая проверка Проводится в срок до 35 рабочих дней (продление не более чем до 80 рабочих дней) Без предварительного уведомления поднадзорной организации Проверки исключительно по вопросу соблюдения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ Внеплановые проверки (если руководством Главной инспекции не принято решение об уведомлении) С предварительным уведомлением поднадзорной организации Плановые проверки (кроме проверок исключительно по вопросу соблюдения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ) Внеплановые проверки (если, с учетом тематики проверки, руководством Главной инспекции принято решение о целесообразности уведомления) Проверка поднадзорной организации начинается с момента предъявления поднадзорной организации поручения на проведение проверки руководителем рабочей группы или членом рабочей группы Проверка поднадзорной организации завершается не позднее даты истечения срока действия поручения на проведение проверки. Датой завершения проверки является дата составления акта проверки поднадзорной организации

7 7 Принципы проведения Банком России проверок поднадзорных организаций Объективность Беспристрастность Транспарентность инспекционного процесса Риск-ориентированный подход

8 8 Поднадзорная организация обязана содействовать руководителю и членам рабочей группы в проведении проверки Обеспечивать руководителю и членам рабочей группы беспрепятственный доступ в здания и другие помещения проверяемой поднадзорной организации Предоставлять (за исключением случаев объективной невозможности предоставления) руководителю и членам рабочей группы рабочие места в отдельном служебном помещении поднадзорной организации Обеспечивать руководителю и членам рабочей группы доступ к документам (информации), необходимым для проведения проверки, доступ к программноаппаратным средствам поднадзорной организации, электронным базам данных Исполнять требования руководителя и членов рабочей группы о проведении демонстрации и ознакомления с функционированием и ресурсами программноаппаратных средств поднадзорной организации, электронных баз данных

9 9 Факты, которые приводят к оформлению акта о противодействии проведению проверки: Отсутствие поднадзорной организации по ее местонахождению (адресу); Непринятие мер к обеспечению беспрепятственного доступа руководителя и членов рабочей группы в здания и другие помещения проверяемой поднадзорной организации; Отказ от получения (приема) поручения на проведение проверки (дополнения к поручению) и (или) отказ от удостоверения факта получения (приема) поручения на проведение проверки; Непредставление (за исключением случаев объективной невозможности предоставления) руководителю и членам рабочей группы рабочих мест в отдельном служебном помещении поднадзорной организации; Отказ от получения заявки на предоставление документов (информации) и оказание содействия и (или) отказ от удостоверения факта получения заявки на предоставление документов (информации) и оказание содействия; Непредставление поднадзорной организацией документов (информации) или их копий на основании заявок на предоставление документов (информации) в установленные сроки и в полном объеме; Отказ руководителя /ответственного работника поднадзорной организации от исполнения, неисполнение либо несвоевременное исполнение требования о выполнении поднадзорной организацией иных действий в целях оказания содействия в проведении проверки.

10 10 Основные нарушения законодательства РФ и нормативных актов Банка России в сфере и микрофинансовой деятельности В сфере кредитной кооперации Предоставление займов лицам, не являющимися членами (пайщиками) КПК Привлечение денежных средств членов (пайщиков) и прием новых членов (пайщиков) в период до вступления в СРО Невступление КПК в СРО в течение более трех месяцев со дня создания КПК или прекращения членства в предыдущем КПК Несоблюдение финансовых нормативов В сфере микрофинансовой деятельности Несоответствие правил предоставления микрозаймов требованиям Федерального закона от ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» Нарушение требований законодательства РФ, касающихся отчета о микрофинансовой деятельности Несоблюдение установленных Федеральным законом от ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» ограничений деятельности МФО Законодательства РФ о ПОД/ФТ Несоответствие Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ требованиям законодательства РФ Нарушение установленных требований при идентификации клиента и/или бенефициарных владельцев Ненаправление или нарушение сроков направления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю Нарушение порядка проведения обучения в целях ПОД/ФТ

11 11 Ознакомление поднадзорной организации с актом проверки Руководитель рабочей группы или член рабочей группы в день завершения проверки вручает второй экземпляр акта проверки руководителю поднадзорной организации на основании протокола приема-передачи акта проверки В случае отказа руководителя поднадзорной организации от получения второго экземпляра акта проверки - второй экземпляр акта проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее рабочего дня, следующего за датой завершения проверки Дополнительный экземпляр акта проверки (его копия) направляется саморегулируемой организации, членом которой является некредитная финансовая организация Руководитель поднадзорной организации вправе представить возражения или замечания по акту проверки, срок ознакомления руководителя поднадзорной организации с актом проверки не должен превышать 5 рабочих дней

12 12 Контрольная среда Комитет финансового надзора принятие решений по основным вопросам регулирования, контроля и надзора Главная инспекция Банка России Мониторинг проводимых проверок Дистанционный надзор Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Проведение проверок Взаимодействие и осуществление взаимного контроля на всех этапах организации и проведения проверки Территориальные учреждения Банка России Внутренний контроль Возбуждение дела по КоАП РФ Рассмотрение дела по КоАП РФ

13 13 Спасибо за внимание!


НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Головина Елена Алексеевна заместитель генерального инспектора Межрегиональной инспекции по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам Главной инспекции Банка России Актуальные

Козлов Иван Владимирович заместитель руководителя Главной инспекции Банка России Актуальные вопросы инспекционной рынка микрофинансирования и Ноябрь 2015 Функция надзора за субъектами рынка микрофинансирования

НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Актуальные вопросы инспекционной деятельности в отношении субъектов рынка микрофинансирования и Манькевич Руслан Иванович Начальник Управления мониторинга проверок некредитных финансовых

Арутюнян Эдуард Арташевич, директор СРО «МиР» ПРОВЕРКИ СРО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИКРОФИНАНСОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Москва 21 мая 2014 года Субъекты надзора и контроля за деятельностью МФО и проверяемые нормативные акты

Центральный банк Российской Федерации () Особенности инспектирования банков и других участников финансового рынка в условиях мегарегулирования Козлов Иван Владимирович заместитель руководителя Главной

Выездная проверка брокеров ЦБ РФ Первый опыт 3 ДЕКАБРЯ 2018 Андрей ДЕНИСОВ Генеральный директор АО "Марш - страховые брокеры" Чем регулируются проверки Дополнительная информация Инструкция ЦБ РФ от 24.04.2014г.

УТВЕРЖДЕН Решением Совета Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные Финансы» Протокол 21 от «26» августа 2016 г. ВНУТРЕННИЙ СТАНДАРТ 1 Порядок проведения

Утвержден Советом СРО «МиР» Протокол 31 от 10.01.2016г. С изменениями, утвержденными Советом СРО «МиР» Протокол 38 от 24.02.2016г. С изменениями, утвержденными Советом СРО «МиР» Протокол 36 от 19.10.2016г.

Утверждено решением Совета Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Национальное объединение кредитных кооперативов» Протокол 21 от «31» августа 2015 г. Стандарт «Порядок взаимодействия

Î Ô È Ö È À Ë Ü Í Û Å Ä Î Ê Ó Ì Å Í Ò Û 3 1 сентября 2014 года 156-И ИНСТРУКЦИЯ Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в отношении некредитных

НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Начальник Управления контроля и надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций Дальневосточного ГУ Банка России Мостовой В.В. Микрофинансовый рынок Дальневосточного федерального

Докладчик Пронин Кирилл Валерьевич Заместитель начальника Волго-Вятского ГУ Банка России Основные вопросы осуществления надзора за субъектами рынка Анализ рынка Волго-Вятского региона 11 февраля 2016 года

Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг «Актуальные вопросы защиты прав потребителей финансовых услуг» Апрель, 2016 2 3 Задача Службы по защите прав Помощь гражданам Реактивные

Зарегистрировано в Минюсте России 11 июля 2014 г. 33058 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТРУКЦИЯ от 24 апреля 2014 г. 151-И О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКРЕДИТНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства"

У Т В Е Р Ж Д Е Н О решением Совета Ассоциации Профессиональных Страховых Брокеров Протокол от «29» сентября 2016 г. 17 Порядок проведения Ассоциацией Профессиональных Страховых Брокеров проверок соблюдения

Развитие рынка микрофинансирования: взгляд Банка России Мамута М.В. Начальник Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России Ялта, 10 июня 2015 года Статистика

ПОРУЧЕНИЕ НА ПРОВЕДЕНИЕ ИНСПЕКЦИОННОЙ ПРОВЕРКИ ПОДНАДЗОРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНК РОССИИ) Для служебного пользования Экз. N ПОРУЧЕНИЕ НА ПРОВЕДЕНИЕ ИНСПЕКЦИОННОЙ ПРОВЕРКИ

УТВЕРЖДЕН Решением Совета Союза Протокол 26 от 09.03.2016 г. С изменениями, утвержденными Решением Совета Союза Протокол 37 от 20 июня 2016 г. Внутренний стандарт Союза «МИКРОФИНАНСОВЫЙ АЛЬЯНС» Система

28 30 июля 2015 ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2015 года Регистрационный 38111 29 июня 2015 года 3699-У УКАЗАНИЕ О внесении

Основные показатели рынка микрофинансирования в Центральном федеральном округе Управления контроля и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций, потребительских кооперативов и ломбардов г. Ялта

Зарегистрировано в Минюсте России 28 мая 2015 г. N 37434 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 апреля 2015 г. N 466-П ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ

УТВЕРЖДЕН Решением Совета Союза Протокол 26 от 09.03.2016 г. С изменениями, утвержденными Решением Совета Союза Протокол 37 от 20 июня 2016 г. С изменениями, утвержденными Решением Совета Союза Протокол

УТВЕРЖДЕНО Решением Совета Союза Саморегулируемой организации Союз микрофинансовых организаций «Единство» Протокол 55/16 от «28» июня 2016 года ПОЛОЖЕНИЕ О КОНТРОЛЬНОМ КОМИТЕТЕ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

НАЗВАНИ Е ПРЕЗЕНТАЦИИ Мамута М.В. Начальник Главного управления рынка и методологии финансовой доступности Банка России Актуальные вопросы регулирования кредитной кооперации 2 НАЗВАНИ Актуальные Е ПРЕЗЕНТАЦИИ

УТВЕРЖДЕН Решением Совета Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные Финансы» Протокол 12 от «09» июня 2016 г. Порядок и основания применения внутренних

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 июля 2016 г. N 300 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ВНУТРЕННЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ФИНАНСОВОМУ

Утверждено Решением Совета НП НОАТС» Протокол 1 от 24 марта 2014 г. П О Л О Ж Е Н И Е О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЛЕНОВ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО АУДИТОРОВ

Внесен Губернатором Волгоградской области Проект ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ О ведомственном контроле за соблюдением трудового нормы трудового права в подведомственных органам исполнительной власти или

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ от 23 июня 2015 года 342 О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 11 марта 2015 года 108 В соответствии со статьёй 84 Конституции

1 Подходы к регулированию в сфере финансового рынка Формирование единой регулятивной среды для всех участников рынка разработка и согласование между, действующими в одном сегменте рынка, стандартов (единых

Проект ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНК РОССИИ) 2017 г. г. Москва -У У К А З А Н И Е О требованиях к мерам (включая размеры штрафов), применяемым саморегулируемыми организациями в сфере финансового

УТВЕРЖДЕН Советом директоров Национальной ассоциации форекс-дилеров Протокол 13 от «20» октября 2016 г. ВНУТРЕННИЙ СТАНДАРТ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИЕЙ ФОРЕКС-ДИЛЕРОВ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ

Проект Закон Республики Карелия О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Статья 1. Предмет регулирования настоящего

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНК РОССИИ) Проект 20 г. г. Москва И Н С Т Р У К Ц И Я О порядке проведения проверок бюро кредитных историй уполномоченными представителями Центрального банка Российской

УТВЕРЖДЕНО: В новой редакции Решением Общего собрания членов Некоммерческого партнерства «Саморегулируемой организации «Союз строителей Якутии» Протокол 05-10 от «28» октября 2010 г. ПРАВИЛА КОНТРОЛЯ в

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 26.05.2015) ПРАВИТЕЛЬСТВО

Изменения законодательства в сфере кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности. Административная ответственность для КПК и МФО. Изменения в Федеральном законе «О кредитной кооперации» (вступившие

Юбилейная XV Национальная по микрофинансированию и финансовой доступности «Микрофинансирование. Революция» И.А. Кочетков Начальник Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ от 11 марта 2015 года 108 Об утверждении Порядка осуществления Службой финансового надзора Республики Крым внутреннего государственного финансового контроля

«Утверждено» Решением Общего собрания НП СРО МОПЭ (протокол 10 от 1 марта 2012 года) ПРАВИЛА КОНТРОЛЯ в области саморегулирования Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация (НП СРО МОПЭ)

«УТВЕРЖДЕНО» Решением Совета директоров от «5» февраля 2016 года Сопредседатель Совета директоров В.О. Жидков ВНУТРЕННИЙ СТАНДАРТ «Порядок проведения проверок соблюдения ее членами требований законодательства

КОМИТЕТ ЮСТИЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗ X б 2018 г. Волгоград Об утверждении Порядка осуществления контроля деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской

Проект ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНК РОССИИ) У К А З А Н И Е 2017 г. г. Москва О требованиях к содержанию базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей

«УТВЕРЖДЕНЫ» Решением Общего собрания НП СРО МОПЭ (протокол 10 от 1 марта 2012 года) ПРАВИЛА КОНТРОЛЯ в области саморегулирования Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Межрегиональное

ПОРЯДОК осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд городского округа «Город Калининград» (утвержден постановлением администрации городского округа «Город

Актуальные проблемы защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, проекты по финансовой грамотности М.В. Мамута Служба по защите прав потребителей и обеспечению июнь 2017 года СТРАТЕГИЧЕСКИЕ

Микрофинансирование. Финансовые услуги для малого бизнеса: возможности, риски и защита прав предпринимателей Стратьева Елена Сергеевна Директор Российский Микрофинансовый Центр 1 Понятие микрофинансирования

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД МИХАЙЛОВКА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 августа 2018 г. 1807 Об утверждении Порядка осуществления органом внутреннего муниципального финансового контроля

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ПЕЧЕНГА ПЕЧЕНГСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от «12» ноября 2018 года 216 п. Печенга О внесении изменений постановление администрации

УТВЕРЖДЕНО Общим собранием членов Некоммерческого партнерства кредитных кооперативов «Центральное Кредитное Объединение» Протокол 1 от «13» июня 2013 г. УТВЕРЖДЕНО Общим собранием членов Некоммерческого

3 декабря 2014 года N 73-РЗ ЗАКОН УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ

Проект ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНК РОССИИ) 2016 г. г. Москва -П П О Л О Ж Е Н И Е О конкурсном управляющем страховой организации Настоящее Положение в соответствии со статьей 184 4-1 Федерального

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПРИКАЗ 26.04.2016 Донецк 344 МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО Регистрационный _1211 от «_26_» апреля 2016 г. Об утверждении

Защита прав потребителей в финансовой сфере Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) Ю.А. Булатова Казань, 16 октября 2014

Зарегистрировано в Минюсте России 29 марта 2018 г. 50571 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО ПРИКАЗ от 12 марта 2018 г. 14н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩИХ ТРЕБОВАНИЙ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ

Служба по защите прав потребителей финансовых услуг М.В. Мамута Руководитель Службы Ноябрь, 2016 2 Стратегические цели и задачи Банка России Защита прав потребителей финансовых услуг и инвесторов Финансовая

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 25.11.2014 815-пП г.пенза Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ «О контрактной

Золотых Екатерина Олеговна «Отчетность субъектов рынка микрофинансирования: тенденции, изменения и новые требования» СТАТИСТИКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ СУБЪЕКТАМИ РЫНКА МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ 6000 5000 5236

Документ предоставлен КонсультантПлюс 12 мая 2015 года N 38-ОЗ КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ

О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Омской области В соответствии пунктом 13.1 статьи 4 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области»

УТВЕРЖДЕНО Приказом 8 от 01.07.2017 г. Генеральный директор ООО МКК «ВегаКредит» Плаксин А. И. «01» июля 2017 года ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ АРХАРИНСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ 03.12.2013 г. 300 п. Архара О порядке осуществления мониторинга и контроля выполнения муниципального задания

9 Приложение 2 УТВЕРЖДЕНО приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от _23.11.2011_ _320_ Порядок проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ГОРОД СВОБОДНЫЙ» АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СВОБОДНОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕ 13..08.2018 1348 г. Свободный Об утверждении Порядка осуществления органом внутреннегомуниципального финансовогоо

ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 25 мая 2016 г. г. Ставрополь 203-п Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и

5 июля 2012 года N 55-ЗО ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН О ВЕДОМСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА Статья 1. Предмет

АДМИНИСТРАЦИЯ БОНДАРСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 13.06.2013 с. Бондари 233 Об утверждении положения о муниципальном контроле за соблюдением законодательства в области розничной продажи

Актуальные вопросы регулирования рынка микрофинансирования и надзора за деятельностью его участников И.А. Кочетков Департамент микрофинансового рынка Банка России 29.11.2017 РЫНОК МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ ЧАСТЬ

Утверждены Решением Совета Союза Саморегулируемая организация «Национальное объединение кредитных кооперативов» Протокол 23 от «27» сентября 2016 г. ВНУТРЕННИЙ СТАНДАРТ «Порядок проведения Союзом Саморегулируемая

Порядок осуществления контроля за деятельностью районных бюджетных и казенных учреждений 1.Общие положения 1.1. Настоящий Порядок осуществления контроля за деятельностью районных бюджетных и казенных учреждений

29 марта 2016 г. будет ужесточен закон, регламентирующий деятельность МФО и МКО (микрофинансовых и микрокредитных организаций).

Это продиктовано полным произволом в этой сфере и участившимися случаями вымогания долгов, в десятки раз превосходящих сумму изначально взятого кредита:

  • Проценты быстрых кредитов доходят до 800% годовых и более.
  • Основная цель, на которую берется кредит, — не чисто потребительские цели, а попытка спастись от «долговой» ямы из-за ипотеки.

Все это приводит к еще большему росту задолженностей, трагическим ситуациям и увеличению количества невозвратных кредитов.

Изменения в сфере микрокредитовании в марте 2016 г.

Изменения коснутся:

  • максимальной суммы кредита и процентов;
  • предоставления информации о заемщиках и поручителях;
  • необходимости для МФО создавать резервы на случай возможных невозвратах займов;
  • законности действия некоторых «асфальтовых» организаций.

«Асфальтовые» (по словам Валентины Матвиенко) — это нелегальные организации, пишущие заявления на заборах и на асфальте.


О размере суммы микрозайма и процентов

  • Сумма микрозайма для МФО теперь не должна превышать 1 млн. рублей.
  • Для МКО — 500 000 тыс. руб.

МФО не будет разрешено начислять проценты, приводящие к увеличению суммы долга более, чем в четыре раза, по отношению к размеру взятого кредита (в дальнейшем планируется снизить коэффициент наращивания до 2).

Контроль ЦБ в отношении МФО

ЦБ отныне будет контролировать деятельность МФО:

  • их обяжут присылать аудиторские отчеты;
  • уставной капитал, чтобы получить лицензию ЦБ и статус МФО, должен быть не менее 70 млн. рублей;
  • будут определены виды и размеры риска на одного заемщика.

Микрофинансовые организации обяжут регистрироваться в государственном реестре — без этого они будут лишены права выдавать кредиты.


Совет Федерации в апреле 2016 г. планирует наделить ЦБ полномочиями осуществлять надзор за деятельностью МФО, которая будет регламентирована стандартной инструкцией с правилами и ограничениями:

  • в частности, будет ограничено количество кредитов, выдаваемых одному и тому же лицу, и количество их продлений в течение года.

Проекты на ближайшее время в отношении МФО

  • Государственная Дума будет работать над проектом, защищающем права и законные интересы физических лиц при возврате долга.
  • Правоохранительным органам предложено активней пресекать нелегальную выдачу потребительских кредитов теми МФО, которые после принятия закона поспешат уйти в тень.
  • В мае планируется проинформировать население о приятых мерах, регулирующих деятельность МФО, и устроить разъяснительный ликбез по этому вопросу в СМИ.

Спикер парламента Валентина Матвиенко в целом осталась довольна своевременной реакцией палаты СФ на запросы общества в отношение коллекторов и МФО, и выразила надежду о скором принятии закона о коллекторских агентствах.

Дума поручила Комитету по бюджету обратиться к министру МВД проверить деятельность МФО в течение последних трех месяцев и предоставить отчет.

(По материалам информации, предоставленной председателем Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Николаем Журавлевым, об ответе председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной на запрос Совета Федерации по вопросу МФО).

В Банке России начинают работать новые структурные подразделения: департамент противодействия недобросовестным практикам и департамент микрофинансового рынка. Сообщение об этом опубликовано на сайте ЦБ.

Все организации, предоставляющие лицензируемые финансовые услуги без соответствующего разрешения, попадут в фокус внимания департамента противодействия недобросовестным практикам . Новое структурное подразделение будет выявлять и пресекать деятельность нелегальных кредиторов, лжестраховщиков и фиктивных профучастников, в том числе предоставляющих услуги из-за рубежа, и прочих участников теневого финансового рынка.

«Дестимулирование недобросовестного поведения на финансовом рынке является одной из главных задач Банка России. Вывод нелегальных компаний, которые нарушают права потребителей финансовых услуг и ставят в невыгодные конкурентные условия добросовестных участников, позволит сделать рынок в целом более эффективным и укрепит доверие к нему», - отмечают в ЦБ РФ.

Как следует из сообщения, до сих пор ЦБ официально занимался выявлением и пресечением деятельности финансовых пирамид (это сфера входила в ведение главного управления противодействия недобросовестным практикам на открытом рынке), а остальными «нелегалами» структурные подразделения Центробанка занимались факультативно. Теперь такая работа будет проводиться на более системном уровне, подчеркивается в релизе.

Департамент займется также выявлением сайтов компаний, предоставляющих финансовые услуги нелегально, и сопровождением передачи материалов об их владельцах в правоохранительные органы.

В числе главных задач подразделения - повышение эффективности при расследовании случаев инсайдерской торговли и манипулирования с акцентом на упреждение недобросовестных практик, указывают в Банке России.

Выделяется и такое направление, как обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты и иностранную валюту на организованных торгах. При этом регулятор впервые намерен заняться изучением высокочастотной торговли и анализом торгового поведения всех участников организованных торгов. Предполагается, что впоследствии будут сформулированы предложения по основным принципам регулирования алгоритмической и высокочастотной торговли и снижению искусственной волатильности, связанной с применением этих инструментов. Особое внимание планируется уделить выработке методологии и рекомендаций для профессионального сообщества, которые будут способствовать предупреждению нарушений, связанных как с инсайдерской торговлей и манипулированием рынком, так и со сферой комплаенса в целом.

Функции по контролю и надзору за рынком микрофинансирования и по его регулированию переданы вновь созданному департаменту микрофинансового рынка .

Департамент будет непосредственно осуществлять надзор за деятельностью микрофинансовых компаний (МФК), кредитных потребительских кооперативов (КПК) и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК) с численностью пайщиков от 3 тыс. членов, а также за КПК второго уровня (пайщиками которых являются только КПК). Кроме того, будет усовершенствован и усилен надзор за исполнением контрольных функций саморегулируемыми организациями рынка микрофинансирования, которые, в свою очередь, контролируют соблюдение законодательства микрокредитными компаниями (МКК), а также КПК и СКПК с численностью пайщиков менее 3 тыс.

В деятельности нового департамента будет использован институт кураторства, также будет продолжено формирование, ведение и актуализация досье поднадзорных организаций.

Среди основных задач департамента - оценка финансового состояния поднадзорных организаций, прогнозирование тенденций их развития, анализ рисков компаний, оказывающих существенное влияние на рынок, агрегирование данных о собственниках, аффилированных лицах и корпоративной структуре организаций, консолидация и обработка информации, отраженной в отчетности и аудиторских заключениях, а также сведений из общедоступных источников (СМИ, Интернет), указано в сообщении ЦБ.

Информация о создании новых департаментов в ЦБ была опубликована на сайте регулятора. По этой информации, в Банке России начинают работать новые структурные подразделения - департамент противодействия недобросовестным практикам и департамент микрофинансового рынка.

Департамент усилит контроль за саморегулируемыми организациями (СРО) рынка микрофинансирования

Департамент микрофинансового рынка займется контролем и надзором за рынком микрофинансирования, а также его регулированием. Департамент будет надзирать за работой микрофинансовых компаний (МФК), кредитных и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, за КПК второго уровня (их пайщиками являются только КПК). Кроме того, департамент усилит контроль за саморегулируемыми организациями (СРО) рынка микрофинансирования. Среди его основных задач - оценка финансового состояния поднадзорных компаний, анализ рисков, агрегирование данных о собственниках, аффилированных лицах, корпоративной структуре организаций и др.

Департамент противодействия недобросовестным практикам займется компаниями, которые предоставляют лицензируемые финансовые услуги без разрешения регулятора.

Управление, как и другие структурные подразделения регулятора, выявлением и пресечением деятельности «нелегалов» занималось факультативно

Департамент будет выявлять и пресекать деятельность нелегальных кредиторов, лжестраховщиков и профучастников, в том числе предоставляющих услуги из-за рубежа, и прочих участников теневого финансового рынка. Также департамент будет выявлять сайты нелегальных финансовых компаний и сопровождать передачу материалов о владельцах таких компаний в правоохранительные органы.

В Банке России порталу сайт пояснили, что ранее информацию о нелегальных МФО аккумулировало главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности. Однако управление, как и другие структурные подразделения регулятора, выявлением и пресечением деятельности «нелегалов» занималось факультативно, отметили в ЦБ. Теперь, после передачи этих функций департаменту противодействия недобросовестным практикам, такая работа будет проводиться на более системном уровне.

Борьба с нелегальными МФО действительно дается регулирующим органам непросто. Так, в 2016 году подразделения главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России выявили порядка 1400 компаний, которые, предположительно, осуществляли нелегальную деятельность по предоставлению микрозаймов. Банк России направил в органы прокуратуры информацию о 965 подобных организациях, однако количество возбужденных дел составило чуть более 5%. Впрочем, как поясняют в ЦБ, «сейчас мы совместно с Генеральной прокуратурой ведем работу, чтобы изменить эту ситуацию».

Если раньше акцент в большей степени делался на легальные МФО, то сейчас надзор будет вестись равномерно

О сложностях в борьбе с нелегальными компаниями говорят и сами МФО. Так, в феврале 2016 года ЦБ сообщал о том , что с помощью специальной технологии «Яндекса» выявил 2169 подозрительных сайтов. «Однако по факту были закрыты всего восемь сайтов нелегальных МФО в 2017 году - как таковой борьбы не было»,- указывает директор правового департамента ГК «Русмикрофинанс» Анастасия Локтионова. «Статистика, согласно которой в 2016 году было выявлено в четыре раза больше нелегальных МФО, чем в 2015-м, говорит сама за себя: эффективность борьбы, несомненно, растет. Но, с другой стороны, увеличивается и количество нелегальных МФО»,- указывает гендиректор сервиса онлайн-займов «Робот Займер» Сергей Седов.

В такой ситуации разделение функций - надзора за МФО и борьбы с нелегальными кредиторами - выглядит логично, указывают участники рынка. «Надзором за МФО, которых нет в реестре, должно заниматься отдельное подразделение. Эти направления работы разные и очень обширные. Если раньше акцент в большей степени делался на легальные МФО, то сейчас надзор будет вестись равномерно»,- считает гендиректор ГК «Быстроденьги» Юрий Провкин.

Пока не ясно, какой эффект на рынок нелегальных МФО окажет появление нового управления

Кроме того, «ввиду недавнего разделения на МФК и МКК такой контроль кажется закономерным, так как многие МФО продолжают выдавать займы и принимать инвестиции от населения, хотя не имеют на это права», считает Анастасия Локтионова. «Сейчас нужно контролировать несколько сотен МФО, которые не определились со своим статусом к 29 марта 2017 года, не внесли изменения в свои названия, и были автоматически удалены из реестра. Это трудоемкий процесс, и логично, что им также займется отдельный департамент»,- указывает Сергей Седов.

Впрочем, собеседник портала сайт на рынке МФО указывает, что еще не ясно, какой эффект на рынок нелегальных МФО окажет появление нового управления. «В ЦБ и ранее было управление, которое занималось борьбой с недобросовестными игроками. До тех пор пока непонятно, будет ли у нового департамента расширение функционала и если да, то какое, оценивать возможные изменения на рынке сложно»,- считает он.