ГАЗ-53 ГАЗ-3307 ГАЗ-66

Турботаймер: что это такое. Что такое турботаймер в сигнализациях Самостоятельный монтаж и настройка турботаймера

Если у Вас автомобиль с турбированным мотором, то Вы наверняка слышали о турботаймере. Но что такое турботаймер в автосигнализации и зачем он нужен?

Турботаймер - это электронное устройство, способное увеличить срок службы турбонагнетателя. Принцип работы прост, для того, чтобы охладить детали турбины после выключения зажигания, турботаймер поддерживает работу двигателя на холостом ходу еще несколько минут, необходимые для охлаждения и установления безопасной температуры турбины на момент остановки двигателя.

Установка турботаймера

Турботаймер может быть выполнен как отдельным устройством или являться функцией автосигнализации с автозапуском. Бесспорно, удобнее и выгоднее купить автосигнализацию с автозапуском оснащенную функцией турботаймера, чем приобретать по отдельности два устройства! Во-первых, Вы экономите на покупке и установке, а во-вторых повышаете угоноустойчивость автомобиля!

Установка турботаймера, в том числе и в купе с автосигнализацей, происходит под панелью приборов в цепь замка зажигания. Рекомендуем выполнить этот процесс в специализированном автосервисе! После установки необходимо обязательно настроить работу турботаймера исходя из Вашего стиля вождения и климатических условии. Чем активнее Вы водите автомобиль, тем большее время работы турботаймера необходимо установить. Рекомендуемое время работы турботаймера 1-3 минуты!

Завершив поездку, автолюбитель ставит свой авто на стоянку и выключает зажигание в этот момент и вступает в работу турботаймер. Устройство включается в цепь замка зажигания и позволяет работать двигателю на холостых оборотах еще в течении 1-3 минут, этого времени достаточно для охлаждения турбины, при этом автосигнализация уже предотвратит любые попытки угона. По истечении запрограммированного времени устройство автоматически заглушит двигатель и подтвердит полную постановку на охрану.

Автосигнализация с турботаймером

Выбирая автосигнализацию с турботаймером рекомендуем обратить внимание на модели с функцией автозапуска. , Вы не только безопасно заглушите двигатель для деталей турбонагнетателя, но и сможете запустить его дистанционно перед Вашей поездкой! Это удобно! Вы сядете в теплый или охлажденный салон (в зависимости от настроек климатической системы автомобиля), а двигатель будет сразу готов к началу поездки!

Продолжаем разбирать полезные « ». И сегодня познавательная статья для владельцев, а может быть для будущих покупателей турбированных автомобилей – будем говорить о «турботаймере», что это за зверь такой диковинный и почему устанавливается не на все машины? В общем, легко о сложном …


ТУРБОТАЙМЕР – это электронное устройство, которое призвано увеличить ресурс турбины двигателя. Он не дает мотору сразу заглохнуть после того как водитель вытащил ключ из замочной скважины, а какое-то время «держит» двигатель на низких оборотах – делается это для того чтобы турбина остыла до приемлемой температуры, что значительно продлевает ее жизнь. Причем вы можете вытащить ключ и закрыть машину с пульта, а она будет еще работать несколько минут и затем заглохнет.

Что из себя представляет и куда устанавливается

Обычно это маленький блок, который по габаритам смахивает на спичечный коробок. По сути это небольшой контроллер, который прячется под переднюю панель автомобиля. Устанавливается в разрыв системы замка зажигания. Иногда его могут устанавливать вместе с блоком сигнализации, то есть процесс еще больше автоматизируется – вы нажимаете на кнопку закрытия на пульте и «турботаймер» получая команды от сигнализации, не дает заглохнуть двигателю какое-то время, хотя двери уже закрыты. Небольшое видео по установке.

Техническая сторона вопроса

Стоит – или не стоит устанавливать этот девайс на свой автомобиль решать, конечно вам! Однако в установке турботаймера есть ряд плюсов и ряд минусов. Итак, техническая сторона вопроса – почему же все стоит поставить.

Все дело в том, что на энергии выхлопных газов, очень сильно раскаляются во время работы. Особенно если вы ездили на высоких скоростях – тогда поток и температура газов очень высокая. Температура действует в этом случае отрицательно на подшипники крыльчаток – потому как если резко остановить работу то они перестают смазываться моторным маслом, а остатки масла могут пригорать в местах соприкосновения. Что приводит к «закоксовыванию» масляных выходов из турбины – тут и дорогостоящего ремонта недалеко. Именно из-за этого масло в турбированном двигателе стоит менять чаще.

Установка турботаймера, не дает резко остановиться двигателю, он работает еще 3 – 5 минут перед остановкой, на низких оборотах. Температура значительно падает (или как многие пишут — охлаждается) до приемлемой температуры – масло уже не пригорает в местах прикосновения, да и «крыльчатки» намного прохладнее (если можно так выразиться).

ТО есть если подвести итог – турботаймер в первую очередь продлевает жизнь самой турбины, а также . Тут стоит подумать, в принципе гаджет нужный.

Но с другой стороны, если вы сильно не гоняете, а двигатель «не крутите» до 5 – 7000 оборотов, ездите на 2000 – 3000, то вам такой девайс возможно и не пригодится.

Также многие производители сейчас изменили конструкцию турбины – камера с отработанными газами не сильно влияет на температурные колебания в подшипниках, а также в маслопроводящих трубках.

ДА и не очень удобно – когда вы просто загнали машину в гараж или перегнали ее с одного места в другое на стоянке, а она еще несколько минут работает. Также тут и есть небольшой перерасход топлива.

То есть – как бы и не нужно его устанавливать. В любом случае решать только вам. Рекомендую полазить на форумах по вашей марке, а также задать вопросы в дилерском центре.

Можно ли установить самому

Можно причем это не так сложно, у меня несколько друзей устанавливали сами. Обычно с таким блоком идет подробная инструкция, он устанавливается в разрыв одного из проводов замка зажигания вот примерная схема.

Кстати есть варианты, которые имеют ЖК дисплей, и в них можно задавать различные настройки – что говорится «онлайн». Например, длительность работы или температуры двигателя, это наиболее гибкие и удобные типы.

Стоимость

Если пройтись по стоимости, то она примерно от 3000 до 10000 рублей. Все зависит от возможностей и функционала. Самые простые — настраиваются один раз через специальное оборудование и прячутся под панель или руль, не имеют дисплеев и вообще очень просты.

Дорогие варианты, как я писал сверху – имеют «горячие настройки», ЖК дисплеи, не редко и специальные пульты для удаленного программирования. Но стоят намного дороже, иногда в три раза, чем обычные блоки.

Стоит ли вам устанавливать и какой брать решать только вам, но в некоторых случаях турботаймер это реально полезная вещь.

Сейчас смотрим небольшой видео ролик.

Система Pandora имеет встроенный режим «интеллектуального» турботаймера. Данный режим необходим для охлаждения турбины нагнетателя на автомобилях, использующих повышенное давление во впускном коллекторе двигателя, и используется для предохранения турбины от преждевременного разрушения из-за перегрева в отсутствие воздушного теплообмена.

Система, при включенном режиме турботаймера, с временем максимальной работы, установленном в п.п.II-8.1-8.3меню программирования, будет оставлять двигатель включенным на холостых оборотах после вынимания ключа зажигания из замка на время, необходимое для остывания турбины при работе двигателя на холостых оборотах. При этом в программировании устанавливается максимальное время работы двигателя, а значение этого времени система вычисляет автоматически по считыванию информации в CAN-шине о режиме пользования двигателем. Т.е., если автомобиль использовался в умеренном режиме, то время работы двигателя на холостом ходу для остывания турбины будет значительно меньше, установленного в программировании. Если двигатель использовался в «жестком режиме», время будет равно установленному максимальному значению. Если двигатель перед выниманием ключа длительное время работал на холостых оборотах либо время работы двигателя при низкой его температуре было непродолжительно, то он будет остановлен немедленно. Если тахометрический сигнал для контроля двигателя не задействован, то время «турботаймера» всегда будет максимальным. При необходимости владелец может принудительно остановить двигатель из режима «турботаймера» нажатием педали тормоза или выключением ручного тормоза.

Если по CAN-шине контролируется состояние ручника/паркинга , то для организации турботаймера необходимо подключить зажигание "Параллельно". Для а/м с кнопкой "Start/Stop" необходимо разрешить п. II-17.1, управление кнопкой "Start/Stop" при этом осуществляется каналом, назначенным как Зажигание1 п.II-7.1…7.12.
Для активирования турботаймера необходимо, чтобы двигатель работал не менее 1 мин., после этого необходимо изменение состояния ручника/паркинга (поднять ручник/перевести селектор АКПП в положение "паркинг") после этого вынуть ключ из замка зажигания и поставить систему на охрану.

Если по CAN-шине НЕ контролируется состояние ручника/паркинга , то для организации турботаймера необходимо подключить зажигание "В разрыв" (т.е. контроль зажигания, желтый провод подключить "до разрыва"; каналом, назначенным как Зажигание1 п.II-7.1…7.12 осуществить поддержку зажигания "после разрыва"), запретить контроль зажигания по CAN-шине (п.IV-2.8), установить НЗ тип концевика ручника/нейтрали (п.I-5.10).
Для активирования турботаймера необходимо, чтобы двигатель работал не менее 1 мин., после этого вынуть ключ из замка зажигания и поставить систему на охрану.

Каждый водитель хочет, чтобы его автомобиль прослужил как можно дольше. Именно для этих целей и нужен турботаймер на дизель. Он позволяет значительно продлить срок эксплуатации двигателя. При этом его стоимость в разы ниже капитального ремонта.

Предназначение турботаймера

Чтобы понять, зачем нужен турботаймер на дизель, необходимо немного рассказать о его принципе работы. Итак, практически каждый дизельный двигатель оснащён турбиной. Именно она отвечает за нагнетание воздуха в камеру сгорания.

Для сохранения турбонаддува в рабочем состоянии производителями дизельных двигателей выдаётся ряд рекомендаций, которым необходимо следовать. Одной из самых важных является та, которая запрещает глушить двигатель сразу после остановки.

Дело в том, что детали турбины при движении сильно нагреваются. Резкая остановка может привести к тепловому удару . В результате такого явления меняются геометрические параметры турбины, что, в свою очередь, приводит к поломке мотора.

Вы ещё из школьного курса физики должны помнить, что резкий нагрев и охлаждение металла проводит к ухудшению его эксплуатационных качеств. В результате срок службы сокращается в несколько раз.

Большинство водителей ошибочно считает, что всегда можно выполнять данную рекомендацию. Однако на практике это выходит крайне редко. Дело в том, что современный темп жизни требует от человека максимальной отдачи. Неудивительно, что каждая свободная минута на вес золота. К тому же об этом можно просто забыть. Турботаймер на дизель позволяет навсегда обрести уверенность в том, что с двигателем всё будет в порядке.

Чаще всего при резкой остановке, повышенному риску поддаются такие детали системы, как:

  • подшипники,
  • коллектор,
  • лопасти.

Мало того, резкий перепад температур приводит к закоксовыванию масляных труб. Для того чтобы избежать всех этих дефектов нужно после того, как машина остановится поработать несколько минут на холостых оборотах или же купить турботаймер на дизель.

Внимание! Турботаймер для дизеля в принудительном режиме не глушит мотор. Это даёт возможность турбине остыть.

Ситуации, когда без турботаймера на двигателе не обойтись

Турботаймер рекомендуется практически в принудительном режиме устанавливать на микроавтобусы и внедорожники, работающие на дизеле. Если вы часто ездите по бездорожью на высокой скорости, но при малых оборотах без подобной детали не обойтись. Тоже касается любителей обгонов.

Какую роль играет сигнализация при установке турботаймера

Каждый водитель должен был слышать о сигнализации с автозапуском. Собственно, в такой системе уже заранее предусмотрен турботаймер на дизель. По крайней мере, в подавляющем числе сигнализаций.

Такие бренды, как Star line , Tomahawk и Sherkhan по умолчанию включают турботаймеры в свои системы. К преимуществам продукции этих брендов можно причислить немалый радиус действия брелока. В среднем порядка двух километров. К тому же сигнализации этих компаний оснащаются новейшими системами шифрования, позволяющими избежать перехвата сигнала злоумышленниками.

Главное достоинство сигнализации с автозапуском, оснащённой турботаймером для дизеля, заключается в том, что после того, как вы выключите зажигание и вытяните ключ, мотор продолжит работать положенный ему срок ровно до тех пор, пока внутренняя температура не стабилизируется.

Внимание! Турботаймер в сигнализации работает даже после того, как вы выйдете из машины и закроете дверь.

По умолчанию производители выставляют срок работы турботаймера для дизеля на 3-4 минуты. Этого вполне достаточно, чтобы сохранить эксплуатационные качества двигателя. Некоторые модели сигнализаций подразумевают возможность программирования. С его помощью вы можете установить тот диапазон, который сочтёте нужным.

Лучше установить турботаймер вместе с сигнализацией или отдельно

В действительности дать однозначный ответ на этот вопрос не так-то уж и просто. Начнём с технических спецификаций. Как только вы вынимаете ключ из зажигания сигнализация продолжает работать, давая соответствующую команду турботаймеру, установленному на дизеле. Но чисто с технической точки зрения здесь могут возникнуть некоторые сложности.

Для работы турботаймера в комплексной противоугонной системе требуется отдельный канал. Проще говоря, если у вас уже стоит старая сигнализация переоборудовать её будет крайне проблематично. Гораздо проще купить новую систему или установить турботаймер отдельно.

Делаем турботаймер на двигатель своими руками

Очень часто в целях экономии водители сами делают и осуществляют монтаж турботаймера на дизель своими руками. В основе конструкции лежит реле. Его можно снять с любого подручного прибора. Лучшие устройства такого типа устанавливаются в стиральных машинах. Детали от микроволновки также подойдут.

Внимание! Если у вас в доме ничего подходящего нет — всегда можно обратиться в магазин вроде «Мелочей на все случаи жизни». Там вы точно найдёте парочку временных реле.

При выборе реле, первое, на что вы должны обратить внимание — это возможность установки нужного вам времени. Как говорилось ранее 3-4 минут более чем достаточно . Также вам понадобится ещё один временной фиксатор. Его нужно будет установить параллельно замку зажигания. Именно он будет отвечать за продолжение работы мотора.

Внимание! Первое реле будет получать питание посредством второго.

Суть данной схемы крайне проста. Как только, вы вынете ключ из зажигания — электричество будет поступать к двигателю по обходному пути столько, насколько вы установите турботаймер для дизеля.

Дополнительным плюсом отдельного турботаймера на дизель является то, что он не позволяет запустить автомобиль без ключа. Проще говоря, злоумышленникам не удастся обойти систему зажигания.

Установка автоматического режима активации

Тем не менее если вы хотите, чтобы временное реле начинало работать автоматически понадобится совершить кое-какие дополнительные манипуляции. Для этого вам понадобятся диоды Шоттки. Обычные кремниевые не подойдут, так как при их использовании наблюдается падение напряжения на 0,6-0,7 В . При использовании двигателя на дизеле подобное недопустимо.

Диоды Шоттки позволяют снизить напряжение при установке на дизель до 0,2—0,4 В . Дополнительно понадобится монтировать аккумулятор. Его ёмкость должна быть не менее 150 мА*ч. Само собой, без реле обойтись не получится.

Когда вы установите данную систему на дизеле — аккумулятор будет заряжаться через резистор. Как только, ключ займёт позицию 0 — батарея начнёт подавать напряжение на реле.

Итоги

Турботаймер для дизеля — необходимая деталь. Она помогает значительно увеличить срок эксплуатации мотора. К тому же устройство идёт в комплекте со многими автосигнализациями, которые оснащены автозапуском.

Турботаймер для дизеля позволяет забыть о сидении в машине, пока внутренняя температура системы не придёт в норму. При установленной сигнализации с данным устройством вы сможете убрать ключ из зажигания, а мотор при этом проработает положенный ему срок.

Далеко не все обладатели авто с трубокомпрессорами знают, что производители таких машин в инструкции к ТС обращают внимание на то, что после высоких нагрузок на мотор, его нельзя сразу отключать. Нужно подождать несколько минут, чтобы нормализовать температуру в системе. Если этого не делать, то, по словам специалистов, можно столкнуться с серьезными неисправностями и в итоге потратить немало денег на ремонт.

Но, так сложилось, что строго следовать рекомендациям никто не любит, поэтому автовладельцы начали повально устанавливать в машины турботаймеры. Действительно ли такие дополнительные модули так необходимы и их нужно устанавливать на все машины с турбиновыми двигателями?

Принцип работы турботаймера

Турбины двигателя отвечают за принудительное нагнетание воздуха в системе, топливо сгорает быстрее, а мощность самого силового агрегата увеличивается до 30%. При этом моторы этого типа хвалят за отличные тяговые характеристики и меньший расход бензина. Однако в связи с повышенными нагрузками подшипники вынуждены справлять с огромными температурами (в самом двигателе температурные показатели могут доходить до 800 градусов). Охлаждение же выполняется за счет циркулирующего масла. Как только мотор выключается, оно перестает свое движение. Если это происходит после долгой работы на высоких оборотах, то турбонагнетатель не будет успевать охлаждаться. Появляется большой риск его скорого выхода их строя.

Тут то на помощь и приходит компактное электронное устройство (не больше спичечного коробка) под названием турботаймер. Этот девайс предотвращает полную остановку мотора, после того как автовладелец вытащил ключ зажигания, поэтому «движок» работает на малых оборотах еще несколько минут, давая системам «прийти в себя». Турбина остывает, и срок ее службы продлевается. При этом автовладелец не обязательно должен сидеть в машине, достаточно закрыть ее и отправляться по делам. Мотор заглохнет самостоятельно.

Полезно! Часто турботаймеры входят в состав блоков сигнализаций.

Но, раз это такой полезный контроллер, который, к тому же, стоит не так дорого (от 1 000-3 000 рублей), то почему же производители не ставят такую полезную штуку на все автомобили? Все предельно просто. Никто не может предсказать, как именно тот или иной автовладелец предпочитает ездить. Если речь идет о стороннике высоких оборотов, то ему, безусловно, нужен этот миниатюрный девайс. Тем же, кто ездит спокойно нет совершенно никакой необходимости в установке такого узла, так как от его наличия мотору будет ни горячо ни холодно.

Кому нужен турботаймер

Пожалуй единственная категория, автовладельцев, которым требуется такое дополнение – это те водители, которые привыкли ездить на высоких оборотах (от 5 000 в минуту) или если авто постоянно эксплуатируется в условиях бездорожья. Однако даже и им не обязательно устанавливать турботаймер. Достаточно оставить авто работать на холостом ходу несколько минут и проблема будет решена. Поэтому, вернее будет сказать, что такой девайс больше нужен тем, у кого нет возможности оставаться в машине какое-то время после завершения езды.

Полезно! Если автовладелец ездит при 2000-3000 оборотах в минуту, то турботаймер совершенно не нужен, ибо система не так сильно разогревается, чтобы выйти из строя.

Но, даже в такой ситуации дополнительный адаптер может оказаться совершенно бесполезным:

  • Сегодня выпускаются более современные турбины. В процессе их работы подшипники не разогреваются до экстремальных температур даже при условии высоких оборотов.
  • В машинах класса «Премиум» обычно устанавливают охладительные системы с турбонаддувом, отвечающие за правильную циркуляцию масла.

Владельцам таких автомобилей не нужно ломать голову, производители уже все продумали. Но, даже если и в стандартной комплектации электропроводка ТС предусматривает дополнительное гнездо для турботаймера, то это вовсе не означает, что его нужно обязательно монтировать. Тем более что такой модуль может создать больше проблем, чем решить.

Недостатки использования турботаймера

Если появилось непреодолимое желание установить такой контроллер, то стоит сначала подготовиться к нескольким возможным проблемам, причем одна вытекает из другой. Если установить турботаймер, то получается, что после того, как автовладелец покидает машину и уходит по своим делам, двигатель, контролируемый датчиком, будет еще некоторое время активным. Если злоумышленник заметит такую особенность ТС, то он может воспользоваться этими несколькими минутами и без особых проблем проникнуть в авто.

Отсюда вытекает следующая проблема – нужно настроить девайс так, чтобы он гармонично взаимодействовал с сигнализацией авто. Если речь идет о простейшей охранной системе, то в ней предполагается, что как только машина переходит в режим охраны, мотор должен глохнуть. Поэтому придется либо полностью заменить модуль сигнализации (а всем известно, что это дело не из простых) или приобрести дополнительные устройства для того, чтобы «подружить» турботаймер с системой.

И тут появляется третья проблема – гарантийное обслуживание. Если автовладелец самостоятельно решил «перекроить» охранную систему, то тем самым он нарушает все условия использования оборудования. Поэтому если он что-то подключит неправильно и выведет из строя весь узел, то ему могут спокойно отказать в бесплатном ремонте или обслуживании. То же самое касается и владельцев авто на гарантии, в которых предусмотрена возможность подключения турботаймера. В этом случае установка девайса должна проводиться только в том сервисном центре, который был сертифицирован самим автопроизводителем. В противном случае пенять придется на себя.

Если все гарантийные сроки уже давно истекли, и возникла острая необходимость в установке такого модуля, то можно попробовать монтировать его самостоятельно.

Какой турботаймер стоит выбирать

Есть два вида таких блоков: индивидуальные (представляют собой только «коробочку», которую нужно правильно подключить к проводке) и аппаратно-программные (это целый блок охранной системы, оснащенный турботаймером).

В первом случае, заплатив порядка 1 000 рублей и обладая минимальными познаниями в электрике можно стать обладателем усовершенствованной системы. Однако автосигнализация с турботаймером позволит гарантированно защитить авто от действий злоумышленников. Но, в этом случае возникает много дополнительных проблем. Прежде всего, придется выложить довольно кругленькую сумму (до 40 000 рублей) за правильную установку «рукастыми» мастерами.

Если выбор все же пал на более дорогостоящее удовольствие, то стоит обратить внимание на следующие нюансы:

  • Простейшие варианты не обладают большой функциональностью. Это означает, что таймер будет отвечать только за небольшую задержку отключения двигателя после извлечения ключа из зажигания. Настроить интервалы самостоятельно не получится.
  • Лучше отдавать предпочтение проверенным и зарекомендовавшим себя производителям. Лучшие сигнализации с турботаймером выпускают отечественные компании Scher-Khan, StarLine и Pandora.

  • Более качественные системы позволяют не только настраивать интервал отключения систем «под себя», но также контролируют режим парковки, положение рычага тормоза, наличие открытых дверей или крышки багажника и многое другое.
  • В некоторых современных системах реализована возможность прогрева мотора без присутствия водителя в машине. Особенно это актуально в зимнее время, когда лишняя минута в холодном салоне ТС становится пыткой.

В заключении

Турботаймеры действительно выполняют возложенную на них функцию. Однако при более детальном рассмотрении становится очевидно, что устройства этого типа нужны крайне редко. Поэтому устанавливать или нет такую систему, нужно решать каждому самостоятельно.