ГАЗ-53 ГАЗ-3307 ГАЗ-66

Анна Ахматова, "Реквием": анализ произведения. Cочинение «Сюжетно композиционные особенности поэмы «Реквием Композиция поэмы реквием ахматовой кратко

В основе поэмы Анны Андреевны Ахматовой «Реквием» лежит личная трагедия поэтессы. Итогом пережитых лет сталинских репрессий стало произведение, о публикации которого долгое время не могло быть и речи. Предлагаем ознакомиться с анализом поэмы, который будет полезен ученикам 11класса при подготовке к уроку по литературе и ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1938-1940 годы.

История создания – История написания поэмы тесно связана с личной трагедией поэтессы, чей муж был расстрелян в период реакции, а сын арестован. Произведение посвящено всем тем, кто погиб в период репрессий только потому, что осмелился мыслить иначе, чем того требовала действующая власть.

Тема – В своем произведении поэтесса раскрыла много тем, и все они равнозначны. Это тема народной памяти, скорби, материнского страдания, любви и родины.

Композиция – Первые две главы поэмы образуют пролог, а последние две - эпилог. Следующие за прологом 4 стиха являются обобщением материнского горя, 5 и 6 главы - кульминация поэмы, наивысшая точка страданий героини. Последующие главы посвящены теме памяти.

Жанр – Поэма.

Направление - Акмеизм.

История создания

Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Первоначально Анна Андреевна планировала написать цикл стихов, посвященных реакционному периоду. Одними из первых жертв тоталитарного произвола стали самые близкие и родные люди поэтессы - ее супруг, Николай Гумилев, и их общий сын, Лев Гумилев. Мужа расстреляли как контрреволюционера, а сын был арестован только потому, что носил отцовскую «позорную» фамилию.

Осознав, что царящий режим беспощаден в своей кровожадности, Ахматова спустя время изменила свой первоначальный замысел и приступила к написанию полноценной поэмы. Самым плодотворным периодом работы стали 1938-1940 годы. Поэма была завершена, но по понятным причинам не опубликована. Более того, Ахматова сразу сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала их самым близким людям, которым безгранично доверяла.

В 60-е годы, в период оттепели, «Реквием» стал постепенно распространяться среди читающей публики благодаря самиздату. В 1963 году один из экземпляров поэмы попал за границу, где впервые был опубликован в Мюнхене.

Полная версия «Реквиема» была официально допущена к печати лишь в 1987 году, с началом в стране Перестройки. Впоследствии произведение Ахматовой вошло в обязательную школьную программу.

Смысл названия поэмы достаточно глубок: реквием - это религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы по умершему человеку. Свое произведение Ахматова посвятила всем узникам - жертвам режима, которым была уготована смерть правящей властью. Это душераздирающий стон всех матерей, жен и дочерей, провожающих своих любимых людей на плаху.

Тема

Тема народного страдания раскрывается поэтессой сквозь призму собственной, личной трагедии. Вместе с тем она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чем не повинных сыновей. Сотни тысяч женщин буквально лишались рассудка в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит ее с близким человеком, и эта боль вне времени.

В поэме Ахматова переживает не только личное горе, она болеет душой за свое отчество, вынужденное стать ареной для бессмысленно жестоких казней своих детей. Родину она отождествляет с женщиной, вынужденной беспомощно смотреть на муки своего чада.

В поэме прекрасно раскрыта тема безграничной любви , сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не в состоянии помочь своим близким, оказавшимся в беде, однако их любовь и верность способны согреть в период самых тяжких жизненных испытаний.

Основная мысль произведения - память. Автор призывает никогда не забывать о народном горе, и помнить тех невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Эта часть истории, и вычеркивать ее из памяти будущих поколений - преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии - то, чему учит Ахматова в своей поэме.

Композиция

Проводя в поэме «Реквием» анализ произведения, следует отметить особенность его композиционного построения, указывающей на первоначальный замысел Ахматовой - создать цикл законченных отдельных стихов. Как следствие, создается впечатление, что поэма написана стихийно, урывками, отдельными частями.

  • Первые две главы («Посвящение» и «Вступление») являются прологом поэмы. Благодаря им читатель узнает, каково место и время действия произведения.
  • Последующие 4 стиха представляют собой исторические параллели между горькой участью матерей всех времен. Лирическая героиня вспоминает свою молодость, не ведавшую никаких проблем, арест сына, последовавшие за ним дни невыносимого одиночества.
  • В 5 и 6 главах мать терзается предчувствием смерти сына, ее пугает неизвестность. Это кульминация поэмы, апофеоз страданий героини.
  • 7 глава - страшный приговор, сообщение о ссылке сына в Сибирь.
  • 8 стих - мать в порыве отчаянии взывает к смерти, она хочет принести себя в жертву, но уберечь от злой участи своего ребенка.
  • 9 глава - тюремное свидание, навсегда запечатлевшееся в памяти несчастной женщины.
  • 10 глава - всего в нескольких строках поэтесса проводит глубокую параллель страданий своего сына с мучениями невиновного распятого Христа, а свою материнскую боль сопоставляет с тоской Богородицы.
  • В эпилоге Ахматова призывает людей не забывать тех страданий, которые перенес народ в те страшные годы репрессий.

Жанр

Литературный жанр произведения - поэма. Однако «Реквием» обладает и характерными чертами эпоса: наличие пролога, основной части эпилога, описание нескольких исторических эпох и проведение параллели между ними.

А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных

Потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди

Забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным

Творчеством и жизнью.

Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали

Творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Источником

Вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, поруганная, но от этого

Ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию, так

Как она знала, что только в России может она творить, что именно в России

Нужна ее поэзия:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам".

Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи

Появились в России в 1911 году в журнале "Аполлон", а уже в следующем году

Вышел и поэтический сборник "Вечер". Почти сразу же Ахматова была

Поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ранней, а

Во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А. Блоком. Муза Блока

Оказалась повенчана с музой Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым

Значительным и характерным "мужским" героем эпохи, тогда как героиня поэзии

Ахматовой была представительницей "женской" поэзии. Именно от образов Блока

Во многом идет герой ахматовской лирики. Ахматова в своих стихах является в

Бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери,

Изменявшей и оставляемой. Ахматова показала в искусстве сложную историю

Женского характера передовой эпохи, его истоков, ломки, нового становления.

Вот почему в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова

Сумела написать поражающие духом обновления строки:

"Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано -

Отчего же нам стало светло?"

Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом.

Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя под

Знамена русской классики, прежде всего, Пушкина. Освоение пушкинского мира

Продолжалось всю жизнь.

Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии,

Оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь.

Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого заявления себя

В любви. В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь "пятым

Временем года". Чувство, само по себе острое и необычайное, получает

Дополнительную остроту, проявляясь в предельном, кризисном выражении -

Взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной

Опасности или смертельной тоски, потому Ахматова так тяготеет к лирической

Новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом психологического

Сюжета и к необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной

("Город сгинул", "Новогодняя баллада"). Обычно ее стихи - начало драмы, или

Только ее кульминация, или еще чаще финал и окончание. И здесь она

Опиралась на богатый опыт русской уже не только поэзии, но и прозы:

“Реквием” – вершина гражданской поэзии в литературе XX в., дело всей жизни А. Ахматовой. Это памятник всем жертвам сталинских репрессий. Тридцатые годы оказались для поэтессы порой наиболее тяжелых испытаний. Эти годы она проводит в постоянном ожидании ареста, чудовищные репрессии не обошли стороной и ее дом, ее семью. Ахматова оказалась разведенной женой “контрреволюционера” Н. Гумилева, матерью арестованного “заговорщика”. Поэтесса ощущает себя частью народа, проводившего долгие месяцы в длинных тюремных очередях, чтобы

Сдать передачу и узнать хоть что-нибудь о судьбе близкого человека. В поэме “Реквием” речь идет не только о личной судьбе Ахматовой, но и о судьбе всей страны. Семнадцать месяцев в тюремных очередях Ленинграда, страшные годы “ежовщины”, безвинные страдания множества людей в годы массовых репрессий породили произведение огромной силы. Народная трагедия, вобравшая в себя миллионы судеб, была так огромна, что лишь библейский масштаб мог передать ее глубину и смысл. Сама композиция поэмы говорит о евангельском подтексте: “Посвящение”, “Вступление”, “Приговор”, “К смерти”, “Распятие”, “Эпилог”.
В начальном четверостишье Ахматова отвечает Жданову, который в своем разгромном докладе о журналах “Звезда” и “Ленинград” писал, что поэзия Ахматовой – поэзия обреченных, совершенно далеких от народа:
Нет, и под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
В “Посвящении” говориться о трагедии всех матерей, как стоящих с ней сейчас в очереди, так и матерей всех времен. Скорбен горестный плач матери о несправедливо осужденном:
Приговор. И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отдалена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо, навзничь опрокинут,
Но идет. Шатается. Одна.
Во “Вступлении” форма стихосложения и размер стиха постоянно меняются. И мы слышим разные голоса. То перед нами просто страдающая женщина, то поэтесса, то Мария. Вот голос, пришедший из горестных русских песен:
Эта женщина больна,
Эта женщина одна,
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Вот – “поэтесса”, оглядывающаяся на погибший серебряный век:
Показать бы тебе, насмешнице,
Что случится с жизнью твоей,
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей.
Ахматова приводит несколько исторических картин, создавая тем самым собирательный образ:
Смертный пот на челе. Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
Свои страдания поэт видит как бы со стороны, сознавая для себя невозможность пережить такие испытания:
Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют
И пусть унесут фонари. Ночь.
Ясная логика и классический строй ее стиха прерываются, размер нарушается. “Черные сукна”, “унесут фонари.” – иносказания, означающие остановившуюся, окаменевшую речь. Поэт не в силах говорить, но, чувствуя себя обязанным озвучить страдания “стомиллионного народа”, поэт говорит, и слова его вновь обретают классические размеры и благородную ясность в “Приговоре” и “К Смерти”.
“Распятие” в поэме похоже на псалом. Жертвенные тюремные очереди приравнивают каждую мать-мученицу к Богородице:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
“Распятие” – это вселенский приговор бесчеловечной системе, походя ломающей судьбы детей и обрекающей матерей на безмерные страдания.
“Реквием” завершается преодолением немоты и безумия – торжественным и величественным стихотворением. Оно перекликается со знаменитыми “Памятниками” – Державина и Пушкина. Под пером Ахматовой эта тема приобретает необычный, глубоко трагический облик и смысл. Поэтесса возводит памятник всем жертвам репрессий в страшные, кровавые сталинские годы. Ахматова говорит о памятнике себе не как поэту, а как матери, одной из многих:
.здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Завершение “Реквиема” звучит как призыв к вечной памяти, к невозможности забыть:
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь.
Сюжетно-композиционные особенности “Реквиема” позволяют автору, встраивая свои автобиографические переживания в контекст целой эпохи, выступить свидетелем и жертвой страшных лет в жизни страны.


(No Ratings Yet)

  1. Трудным, долгим и очень сложным был путь Анны Ахматовой. Он не мог быть легким для великой трагической поэтессы, родившейся на рубеже, на изломе эпох, двух веков, жившей в период тяжелейших...
  2. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать...
  3. Гений Пушкина, обаяние личности, его гуманистическая философия, открытия, сделанные в области русского стиха, оказали огромное влияние на развитие литературы XIX века, вошедший в историю как “золотой век” русской поэзии. Но...
  4. Анна Андреевна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэты В России в такую бурную эпоху забывали, что такое свобода, им часто приходилось...
  5. В то время л гостила на земле, Мне дали имя при крещенье – Анна. А. Ахматова Пересказать биографию Поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не...
  6. Музыка и звук – то, что окружает каждого человека с детства. И волшебство звука не только в том, что он воплощает в себе жизненную ситуацию, как бы впитывает ее в...
  7. Анне Андреевне Ахматовой пришлось многое пережить. Страшные годы, изменившие всю страну, не могли не отразиться и на ее судьбе. Поэма “Реквием” явилась свидетельством всего, с чем пришлось столкнуться поэтессе. Внутренний...
  8. Заметно меняется в 20-30-е годы по сравнению с ранними книгами тональность того романа любви, который до революции временами охватывал почти все содержание лирики Ахматовой и о котором многие писали как...
  9. Темы поэта и поэзии, гражданственности поэтического слова чрезвычайно важны для всей лирики Анны Ахматовой. В самом начале творческого пути Ахматова уже осознавала себя поэтом. В раннем стихотворении “Музе” она точно...
  10. Поэма “Реквием” (вместе с “Поэмой без героя”) стала итогом творческого пути Анны Ахматовой. В ней поэтесса выразила свою гражданскую и жизненную позицию. Ранние стихотворения Ахматовой определяют подход поэта к темам...
  11. Тема реквиема живет не только в литературе. Она живет и в музыке. Свой реквием Моцарт начал писать в 1791 году. Но он не успел его закончить. Это сделали его ученики....
  12. Анна Ахматова прожила долгую жизнь, наполненную историческими катаклизмами: войнами, революциями, полным изменением жизненного уклада. Когда в первые годы революции многие интеллигенты оставили страну, Ахматова осталась со своей Россией, я пусть...
  13. Стихотворение Ахматовой “Клевета” было написано в 1922 году. Оно вошло в цикл стихов “Anno Domini”. В то время в России было много таких людей, “безвинно виноватых” только потому, что они...
  14. Мир человеческой души наиболее полно раскрывается в лирике А. Ахматовой и занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность творчества Ахматовой в сочетании со строгой гармонией позволили современникам назвать ее...
  15. Анна Ахматова. Совсем недавно я впервые прочитал ее стихи, вчитался в них. С первых строк завораживающая музыка ее лирики увлекла меня за собой. Я прикоснулся к тому духовному миру, который...
  16. С именем А. Ахматовой в русской поэзии зазвучал новый прекрасный неповторимый голос. Войдя в литературу с поэзией Женской души, она сразу встала в ряд первых русских поэтов. Пройдет немного времени...
  17. Говоря о любовной лирике Ахматовой, нельзя не сказать несколько слов о чувствах самой поэтессы, о ее кумирах, о предметах ее восхищения. И одним из неоскудевающим источником творческой радости и вдохновения...
  18. Любовь То змейкой, свернувшись клубком, У самого сердца колдует, То целые дни голубком На белом окошке воркует, То в инее ярком блеснет, Почудится в дреме левкоя. Но верно и тайно...

Сочинение

Поэма имеет реальную основу: 2 года Ахматова стояла в тюремных очередях. В 1935 году был арестован ее сын Лев, в 1939 - второй арест сына и мужа. Поэма «Реквием» - это дань памяти тем страшным годам и всем прошедшим с ней этот трудный путь, всем замеченным, всем родным осужденных. В поэме отражены не только личные трагические обстоятельства жизни автора, но и горе всех русских женщин, тех жен, матерей, сестер, что стояли с ней вместе 17 страшных месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Об этом говорит автор в предисловии к поэме - о моральном долге перед своими «сестрами по несчастью», о долге памяти перед безвинно погибшими:

* Звезды смерти стояли над нами,
* И безвинная корчилась Русь
* Под кровавыми сапогами
* И под шинами черных марусь.

Описать все ужасы ежовщины попросила ее незнакомая женщина, так же, как и Ахматова, стоявшая в тюремных очередях. Поэтесса откликнулась. А иначе и не могло быть, ведь как она сама говорит:

* Я была тогда с моим народом,
* Там, где мой народ, к несчастью, был.

Тема заступничества за миллионы матерей зазвучала из уст Ахматовой. Личное переживание автора тонет в общенародном страдании:

* Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
* Я бы так не могла, а то, что случилось,
* Пусть черные сукна покроют,
* И пусть унесут фонари…
* Ночь.

Через всю поэму проходит судьба матери и сына, образы которых соотнесены с евангельской символикой. В поэме расширены временные и пространственные рамки сюжета, которые показывают общечеловеческую трагедию. Мы видим то простую женщину, у которой ночью арестовывают мужа, то библейскую Мать, сына которой распяли. Вот перед нами простая русская женщина, в памяти которой навсегда останется плач детей, оплывшая свеча у божницы, смертный пот на челе любимого человека, которого уводят на рассвете. И так же она будет плакать по нему, как когда-то плакали стрелецкие «женки» под стенами Кремля. То в образе лирической героини проступают черты самой Ахматовой, которая не верит, что все происходит именно с ней - «насмешницей», «любимицей всех друзей», «царскосельской грешницей».

Арестовывают невинных людей, и все сильнее матери невольно обращаются к смерти. После «каменного слова» - приговора - нужно научиться дальше жить, надо убить память, сделать душу окаменелой. И мать снова думает о смерти, как о спасении, только о смерти своей. Лишь смерть сможет спасти ее от страданий и от душевной пустоты, так как эти страдания сравнимы лишь со страданиями Матери Иисуса, также потерявшей Сына. Но она понимает, что это не выход, и не позволяет смерть унести с собой:

* Ни сына страшные глаза
* Окаменелое страданье,
* Ни день, когда пришла гроза,
* Ни час тюремного свиданья,
* Ни милую прохладу рук
* Ни лип взволнованные тени,
* Ни отдаленный легкий звук,
* Слова последних утоливший.

Получается, надо жить ради того, чтобы назвать поименно тех, кто погиб в сталинских застенках, помнить, вспоминать всегда и везде стоявших «и в лютый холод, и в июньский зной под красною ослепшею стеной». Свой долг Поэта Ахматова выполнила с честью - воспела и возвеличила страдания тысяч матерей, которые стали жертвами кровавого произвола.

Основная часть поэмы А. Ахматовой «Реквием» создавалась в 1935-1940 годах. Это произведение посвящено времени «большого террора», страданиям репрессированного народа. Слово «реквием» (лат.) значит «заупокойная месса» - католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение. Поэма состоит из десяти стихотворений, прозаического Предисловия, названного Ахматовой «Вместо предисловия», Посвящения, Вступления и двухчастного эпилога. Кроме того, поэме предпослан эпиграф из стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали…».

Сюжетный центр поэмы- 5 и 6 главы. Обе они посвящены сыну и движению Времени - времени его заключения. Этим двум центральным главам предшествуют четыре коротких, в которых звучат различные голоса. Первый - женщины из российской истории, может быть петровской эпохи; второй- женщины из русской (казачьей) народной песни; третий - женщины из трагедии, близкой по стилю к шекспировской; четвёртый- некий голос, обращающийся к Ахматовой десятых годов и к Ахматовой тридцатых годов 20 века.

Каждое из десяти стихотворений, составляющих поэму, лирическое. Почти каждой главке поэмы свойственна фрагментарность. Это может быть отрывок народно-исторического сюжета, песня, без начала и конца, фрагменты из Евангелия.

После обширного «Посвящения», раскрывающего адресатов поэмы, следует «Вступление». Оно, в отличие от «Посвящения», в котором речь идёт о женщинах, разлучённых с арестованными, обращено непосредственно к тем, кого они оплакивают, то есть к уходящим в лагеря или на расстрел.

И только после «Вступления» начинает звучать конкретная тема «Реквиема» - плач Матери по Сыну. А. Ахматова придаёт сцене прощания широкий смысл. Прощаясь с сыном, она имеет в виду не только себя, но и тех, с которыми вскоре сведёт её тюремная очередь. Говоря о «стрелецких жёнках», воющих под кремлёвскими башнями, она тем самым показывает кровавую дорогу, которая тянется из глубины времён в современность. Эта кровавая дорога никогда не прерывалась. А в то время она стала ещё более широкой.

Затем в «Реквиеме» неожиданно появляется мелодия, напоминающая колыбельную. Мотив колыбельной, связанный с Доном, подготавливает другой, ещё более страшный мотив - безумия, бреда, полной готовности к смерти или самоубийству:

Сама трагично возникающая в «Реквиеме» ситуация Матери и казнимого Сына неизбежно соотносилась в сознании А. Ахматовой с евангельским сюжетом. Она расширила рамки поэмы до вселенского, общечеловеческого масштаба. С этой точки зрения стихотворение «Распятие» можно считать философским центром произведения. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери. Поэт слышит речь Иисуса (и своего сына), но не слышит голоса Матери. Нет таких слов, которые способны передать её состояние, ощущение вины, её бессилие при виде страданий и смерти сына. В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают. И если Иисусу - смерть, ей - страдания: старость, страх, молитва.

Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребёнка, и любая мать, теряющая сына, степенью своей боли как бы сближается с ней. Постепенно к «Эпилогу» голоса сливаются: голос матери и поэта начинают звучать нераздельно.

Эпилог, состоящий из двух частей, сначала возвращает читателя к мелодии и общему смыслу «Посвящения» и «Предисловия». Здесь мы вновь видим образ тюремной очереди, но уже обобщённый, символический:

* Узнала я, как опадают лица,
* Как из-под век выглядывает страх.
* Как клинописи жесткие страницы
* Страдание выводит на щеках.

Вторая, заключительная часть «Эпилога» развивает хорошо известную в русской литературе тему памятника. Но у А.А. Ахматовой она приобретает совершенно необычный, глубоко трагический облик. Никогда ещё в русской и мировой литературе не возникало столь необычного образа Памятника Поэту, стоящему по его желанию, у Тюремной Стены. Это памятник всем жертвам репрессий, замученным в страшные 30-е годы:

* А здесь, где стояла я триста часов,
* И где для меня не открыли засов.
* Затем, что и в смерти блаженной боюсь
* Забыть громыхание черных марусь.

Другие сочинения по этому произведению

И безвинная корчилась Русь... А. А. Ахматова. «Реквием» Анализ поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» Анна Ахматова. «Реквием» Голос поэта в поэме Ахматовой «Реквием» Женские образы в поэме А. Ахматовой «Реквием» Как развивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»? Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»? Литература XX века (по произведениям А. Ахматовой, А. Твардовского) Почему А. А. Ахматова выбрала именно такое название для своей поэмы «Реквием»? Поэма "Реквием" Поэма "Реквием" А.Ахматовой как выражение народного горя Поэма А. Ахматовой «Реквием» Развитие трагической темы в поэме А. Ахматовой «Реквием» Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX века Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием" Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Трагедия народа - трагедия поэта (поэма Анны Ахматовой "Реквием") Трагедия поколения в поэме А. Ахматовой "Реквием" и в поэме А. Твардовского "По праву памяти" Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием» Художественные средства выражения в поэме "Реквием" А. Ахматовой «Я была тогда с моим народом...» (по поэме А. Ахматовой «Реквием») Мои размышления о поэме Анны Ахматовой «Реквием» Тема родины и гражданского мужества в поэзии А. Ахматовой Тема памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ПОЭМЕ "РЕКВИЕМ" Поэзия Ахматовой - лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи (А.Т. Твардовский) «Это было когда улыбался только мертвый спокойствию рад» (мое впечатление от прочтения поэмы А А Ахматовой «Реквием») Проблематика и художественное своеобразие поэмы А Ахматовой "Реквием" Трагедия народа в поэме Ахматовой «Реквием» Создание обобщенного портрета и проблемы исторической памяти в поэме Ахматовой «Реквием» Тема реквиема в творчестве Ахматовой Роль эпиграфа и образ матери в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»

А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных

Потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди

Забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным

Творчеством и жизнью.

Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали

Творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Источником

Вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, поруганная, но от этого

Ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию, так

Как она знала, что только в России может она творить, что именно в России

Нужна ее поэзия:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам".

Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи

Появились в России в 1911 году в журнале «Аполлон», а уже в следующем году

Вышел и поэтический сборник «Вечер». Почти сразу же Ахматова была

Поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ранней, а

Во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А. Блоком. Муза Блока

Оказалась повенчана с музой Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым

Значительным и характерным «мужским» героем эпохи, тогда как героиня поэзии

Ахматовой была представительницей «женской» поэзии. Именно от образов Блока

Во многом идет герой ахматовской лирики. Ахматова в своих стихах является в

Бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери,

Изменявшей и оставляемой. Ахматова показала в искусстве сложную историю

Женского характера передовой эпохи, его истоков, ломки, нового становления.

Вот почему в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова

Сумела написать поражающие духом обновления строки:

«Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано -

Отчего же нам стало светло?»

Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом.

Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя под

Знамена русской классики, прежде всего, Пушкина. Освоение пушкинского мира

Продолжалось всю жизнь.

Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии,

Оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь.

Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого заявления себя

В любви. В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь «пятым

Временем года». Чувство, само по себе острое и необычайное, получает

Дополнительную остроту, проявляясь в предельном, кризисном выражении -

Взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной

Опасности или смертельной тоски, потому Ахматова так тяготеет к лирической

Новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом психологического

Сюжета и к необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной

(«Город сгинул», «Новогодняя баллада»).

Город сгинул", «Новогодняя баллада»). Обычно ее стихи – начало драмы, или

Только ее кульминация, или еще чаще финал и окончание. И здесь она

Опиралась на богатый опыт русской уже не только поэзии, но и прозы:

Слава тебе, безысходная боль,

Умер вчера сероглазый король.

…А за окном шелестят тополя:

Нет на земле твоего короля".

Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:

«О нет, я не тебя любила,

Палила сладостным огнем,

Так объясни, какая сила

В печальном имени твоем».

Мир поэзии Ахматовой – мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии звучат в

Стихотворениях «Клевета», «Последняя», «Через 23 года» и других.

В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстреляют, а сын

Окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасением, «последней

Свободой». Муза не покинула поэта, и она написала великий «Реквием».

Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь; творчество