ГАЗ-53 ГАЗ-3307 ГАЗ-66

Биография. Адмирал Корнилов: краткая биография Корнилов в а герой крымской войны

Владимир Алексеевич Корнилов - один из величайших русских флотоводцев XIX века. Его жизнь можно назвать примером честного и беззаветного служения России. Он заслужил себе славу справедливого командира и талантливого организатора, и если бы его жизнь не прервалась так внезапно, возможно, исход Крымской войны для России мог быть совсем иным.

Детские и юношеские годы

Будущий герой Крымской войны родился в 1806 году в родовом имении Ивановское под Тверью.

Его отец, Алексей Михайлович, в молодости был морским офицером. Дослужившись до звания капитан-командора, он покинул флот и долгое время занимал губернаторские должности в Сибири. Позже возвратился в столицу, где стал сенатором.

Следуя семейной традиции, молодой Владимир также решил связать свою жизнь с морем. По окончании Петербургского морского кадетского корпуса он был зачислен в Гвардейский морской экипаж. Служба проходила в основном на берегу, и постоянная муштра очень тяготила молодого человека. В конечном счёте, он был отчислен с формулировкой «за недочет бодрости для фронта». На этом биография Корнилова как могла завершиться, если бы не вмешался отец.

«Азов»

Через некоторое время будущий адмирал русского флота был вновь принят на военную службу и попал на корабль «Азов», только что прибывший в столицу из Архангельска.

Во время службы на «Азове» в ранге мичмана Корнилов участвовал в очень трудном переходе своего корабля из Кронштадта в Средиземное море.

Командир корабля М. Лазарев, который заметил у молодого офицера выдающиеся способности, однажды выкинул из каюты своего подчиненного целую стопку французских романов, а взамен принес Корнилову книги по навигации и морскому делу. Под покровительством капитана молодой мичман начал постигать нелегкую морскую науку. Как показывает история, Корнилов в совершенстве сумел её освоить.

По прибытии в Средиземное море, «Азов» встретился с объединенной эскадрой союзников, спешащей на помощь восставшей Греции. Таким образом, Корнилову случилось участвовать в знаменитейшем 1827 года. «Азов» был флагманом русской эскадры, и его команда показала себя героически.

Во время сражения молодой мичман командовал тремя орудиями «Азова» и за свое умение и отвагу удостоился нескольких орденов от всех стран-союзниц. Он был награжден орденом Бани от Англии, орденом Святого Спасителя от Греции, орденом Святого Людовика от Франции и российским 4-й степени.

В этом ужасном сражении плечом к плечу с Корниловым сражались молодой гардемарин Истомин и лейтенант Нахимов. О великой роли этих людей в истории русского военного флота напоминать излишне.

На Черном море

После Средиземноморского похода Корнилов продолжил службу на Балтике. Однако его бывший командир адмирал Лазарев, переведенный к тому моменту на Черное море, не забыл о доблестном юноше и выписал его из Петербурга в Севастополь.

Во время Босфорской экспедиции 1833 года Корнилов блестяще справился со своей миссией исследования вод в районе проливов, за что был награжден орденом св. Владимира 4-й степени.

После этой операции Корнилова назначили командиром брига «Фемистокл», и он сумел превосходным руководителем. В одном из походов «Фемистокла» пассажиром на его борту оказался великий русский живописец Карл Брюллов. Во время плавания Корнилов часто вел долгие беседы с этим интереснейшим человеком. Брюллов в то время трудился над одним из своих шедевров, полотном «Последний день Помпеи». Во время плаванья художник успел написать портрет Корнилова, который ныне хранится в собрании Эрмитажа.

После «Фемистокла» под командованием Корнилова выходили в море корвет «Орест», фрегат «Флора», и даже крупный линкор «Двенадцать апостолов» с командой более 1000 человек. Именно в те годы будущий адмирал Корнилов сумел заслужить уважение подчиненных и снискать себе среди них славу строгого, но справедливого начальника. Сам же Владимир Алексеевич продолжал неустанно учиться и совершенствовать свои навыки капитана.

Начальник штаба флота

В 1838 году Корнилова назначают начальником штаба Черноморского флота, и его командиром вновь оказывается Лазарев, который был очень рад возможности вновь поработать со способным молодым человеком. В тесном сотрудничестве с Лазаревым Корнилов провел несколько морских учений и участвовал в небольших военных походах в восточную часть Черного моря. В этой должности он дослужился до

В 1848 году Корнилова откомандировали в Англию перенимать опыт у заграничных коллег и одновременно вести наблюдение за строительством нескольких пароходов, заказанных Черноморским флотом. Он вернулся в Севастополь на одном из них - пароходе-фрегате «Владимир».

После этой командировки карьера Корнилова начала стремительно развиваться. Он получил звание контр-адмирала, и вскоре его зачислили в свиту Его императорского величества. Теперь он получил право лично докладывать Николаю I о делах Черноморского флота.

Деятельность по укреплению обороны

В 1851 году умер Лазарев. Официально на должность командующего Черноморским флотом был назначен адмирал Берх, но все понимали, что это лишь формальность. Все реальное управление флотом на Черном море было сосредоточено в руках Корнилова, и скучать ему не приходилось.

Все понимали, что на юге вскоре разразится большая война, и адмирал Корнилов торопился провести все необходимые работы по укреплению морских рубежей и строительству новых кораблей. Но времени у него было мало, а события развивались стремительно.

Морские сражения

В октябре 1853 года Россия вступила в войну с Турцией. Корнилова тут же направили в разведывательный поход с целью обнаружения эскадр противника. Русские корабли дошли до самого Босфора, но вражеских кораблей так и не обнаружили. Адмирал принял решение разделить свою эскадру, направив группы кораблей в разные стороны. Сам же на пароходе-фрегате «Владимир» двинулся к Севастополю.

Неожиданно «Владимир» наткнулся на одинокое вражеское судно. Это был турецкий пароход-фрегат «Перваз-Бахри». Завязался бой, который стал первым в истории морским сражением кораблей, использующих паровую тягу. Русские вышли из боя победителями. Турецкое судно удалось взять в плен и отбуксировать в Севастополь. Позже его отремонтировали, и он вошел в состав Черноморского флота под именем «Корнилов». Война неумолимо приближалась к Крымским берегам, и флот отчаянно нуждался в большом количестве кораблей.

Чуть позже адмирал Корнилов снова вышел в море как командир эскадры, которая спешила на помощь эскадре Нахимова. Однако к началу знаменитого Синопского сражения они не успели. Нахимов без посторонней помощи сумел разгромить основные силы вражеского флота.

Но победоносное Синопское сражение обернулось новыми бедами. В войну на стороне Турции вступили Англия и Франция. Теперь перед Корниловым встала новая практически невыполнимая задача удержать от вторжения морских и сухопутных сил противника плохо защищенный Севастополь.

Оборона Севастополя

Сухопутная оборона, организованная Меньшиковым, оказалась бездарной и малоэффективной. Вскоре Севастополь оказался в отчаянном положении.

Адмирал Корнилов, возглавивший севастопольский гарнизон, совместно с военным инженером Тотлебеном стал спешно возводить укрепления вокруг города. В это время к Севастопольской бухте подошла огромная англо-французская эскадра. Русские корабли оказались запертыми на внутреннем рейде втрое превосходящими их силами противника. Корнилов предлагал все же вывести корабли в море, ввязаться в бой и дорого продать свою жизнь. Однако другие, более осторожные члены военного совета не поддержали этот план. Они предложили затопить русский флот на рейде, тем самым надежно укрыв город от вторжения с моря. Именно этот план и решено было претворить в жизнь. Флот затопили, а корабельными орудиями дополнительно укрепили береговые бастионы.

Гибель

13 сентября началась осада Севастополя и на строительство укреплений вышли все жители города. Меньше чем через месяц случилась первая массированная бомбардировка города, которая, к несчастью, оказалась последней для прославленного адмирала.

В этот день Владимир Алексеевич Корнилов как обычно осматривал укрепления города. Бомбардировка застала его на Мамаевом кургане. Не обращая внимания на падающие снаряды, Корнилов закончил осмотр и уже собирался отправиться на другие укрепления, как внезапно был сражен вражеским ядром, получив смертельное ранение головы. Его последними словами было требование до последней капли крови защищать Севастополь.

Краткая биография Корнилова не может в полной мере отразить все события его жизни и многогранность личности. Этот удивительный человек успел в своей жизни очень многое и навсегда останется в памяти русских людей. Он запомнился как прекрасный офицер и умелый флотоводец. Однако немногим известно, что прославленный герой Крымской войны в редкие минуты отдыха был нежным мужем и любящим отцом пятерых детей.

, Тверская губерния , Российская империя

Дата смерти 5 (17) октября (1854-10-17 ) (48 лет) Место смерти Севастополь , Российская империя Принадлежность Российская империя Российская империя Род войск Российский императорский флот Годы службы - Звание Вице-адмирал Командовал бриг «Фемистокл»,
корвет «Орест» ,
линейный корабль «Двенадцать апостолов» ,
Черноморский флот - начальник штаба (с - фактически командующий)
Сражения/войны Наваринское сражение ,
Оборона Севастополя
Награды и премии Владимир Алексеевич Корнилов на Викискладе

Биография

Будущий знаменитый российский флотоводец родился в 1806 году в родовом имении Ивановское Старицкого уезда Тверской губернии , расположенном рядом с селом Рясня , также принадлежавшим роду Корниловых, в семье иркутского и тобольского губернатора Алексея Михайловича Корнилова и Александры Ефремовны Фан-дер-Флит. Место рождения точно не установлено. Отец Владимира был в то время иркутским губернатором и доподлинно не известно, уезжала ли его супруга на время рождения ребенка в родовое имение. Впрочем, когда Корнилову понадобились документы о его рождении, он обращался в Тверь , а не в Иркутск .

В том же году последовало назначение на строящийся тендер «Лебедь», на котором провёл две кампании на Балтике. В январе 1833 года был переведён на Черноморский флот , служил на линейном корабле «Память Евстафия » офицером для особых поручений при командующем эскадрой контр-адмирале Лазареве. В том же году принял участие в Босфорской экспедиции , награждён орденом Святого Владимира 4-й степени и турецким золотым знаком отличия.

На командных должностях

В 1851-1852 годах Корнилов работал над проектом нового Морского устава.

Крымская война

Ответ Корнилова вошёл в историю:

«Остановитесь! Это - самоубийство… то, к чему вы меня принуждаете… но чтобы я оставил Севастополь, окружённый неприятелем - невозможно! Я готов повиноваться вам»

Корнилов организовал оборону Севастополя, где особо ярко проявился его талант как военного руководителя. Командуя гарнизоном в 7 тысяч человек, он показал пример умелой организации активной обороны . Корнилов по праву считается основоположником позиционных методов ведения войны (непрерывные вылазки обороняющихся, ночные поиски, минная война , тесное огневое взаимодействие кораблей и крепостной артиллерии).

Семья

Жена (с 1837 года) - Елизавета Васильевна Новосильцова (1815-1880), дочь сенатора Василия Сергеевича Новосильцова (1784-1853) от брака его с Дарьей Ивановной Наумовой (1791-1826). По словам современницы, Новосильцов был мотом, он прожил своё и женино состояние. Дарья Ивановна с малолетними детьми была вынуждена жить у своей двоюродной сестры в крайней бедности. Дочери её были приняты за казённый счёт в институт, а по окончании его взяты богатым дядей, жившим в Петербурге. Младшая, Елизавета Васильевна, сделала особенно хорошую партию, выйдя замуж за героя Корнилова . 15 октября 1854 года была пожалована в кавалерственные дамы ордена Св. Екатерины (малого креста) . Похоронена в семейной усыпальнице Корниловых на кладбище церкви Воскресения Христова в селе Рясня Старицкого уезда Тверской губернии . Их дети: Алексей (родился в 1838 году), Александр (1841-1906), Владимир (родился в 1849), Екатерина (родилась в 1846 году), Наталья .

Память

Именем В. А. Корнилова названы:

Литература

Имя вице-адмирала Корнилова занимает достойное место в ряду русских флотоводцев. Оборона Севастополя, организатором и руководителем которой он был, представляет собой пример совместных действий флота и армии. Важное значение имел опыт применения паровых кораблей в помощь сухопутным войскам, использования активной обороны и участия в ней гражданского населения.

Владимир Алексеевич Корнилов родился 13 февраля 1806 года в Тверской губернии в семье отставного флотского офицера. Пятнадцати лет поступил он в Морской кадетский корпус в Петербурге, по окончании которого (1823 год) служил на кораблях Балтийского флота.

Боевое крещение мичман Корнилов получил на корабле «Азов» в морском сражении при Наварине 20 октября 1827 года и в русско-турецкой войне 1828–1829 годов, где отличился как храбрый и деятельный офицер. Командир «Азова» М. П. Лазарев, подметив в молодом офицере незаурядные способности, с тех пор не упускал его из поля зрения.

М. П. Лазарев создал в Морском ведомстве того времени свою особую школу, свою традицию, свое направление, ровно ничего общего не имевшие с господствовавшими в остальном флоте. Воспитал он и целую плеяду талантливых учеников, продолживших и упрочивших эти традиции: Корнилова, Нахимова, Истомина и др. Возглавив Черноморский флот, адмирал Лазарев назначил Корнилова командиром брига «Фемистокл».

В письме к начальнику Главного морского штаба Лазарев отмечал, что у этого офицера имеются все качества, отличающие командира военного корабля, что он «поддержит честь нашего флага». Эта меткая оценка прославленного флотоводца была подтверждена всей последующей службой В. А. Корнилова. Уже в возрасте 32 лет Владимир Алексеевич стал начальником штаба Черноморской эскадры. Через год, в 1839 году, продолжая исполнять эти обязанности, он был назначен командиром 120-пушечного линейного корабля «Двенадцать апостолов».

Вскоре этот корабль стал лучшим на флоте. Затем Корнилов был командирован в Англию, где наблюдал за постройкой пароходов для русского флота. Здесь он досконально ознакомился с устройством пароходофрегатов, ясно увидел их достоинства и возможности. 6 декабря 1848 года В. А. Корнилов стал контр-адмиралом и был назначен начальником штаба Черноморского флота.

Командующим флотом был назначен 70-летний генерал-лейтенант М. Б. Берх, переименованный в вице-адмиралы. Однако свежеиспеченный «сухопутный» адмирал сознательно переложил всю тяжесть обязанностей командующего на Корнилова.

Между тем приближалось грозное время. Султанская Турция, подстрекаемая Англией и Францией, усиленно готовилась к войне. Зная об этих приготовлениях, командование Черноморского флота разработало несколько вариантов плана действий на случай войны, но ни один из них не был утвержден. Только благодаря предусмотрительности вице-адмиралов В. А. Корнилова и П. С. Нахимова флот оказался полностью готовым к началу войны. По инициативе Владимира Алексеевича были сформированы две так называемые практические эскадры: первой командовал вице-адмирал П. С. Нахимов, второй - вице-адмирал Ф. А. Юрьев. Остальные корабли свели в несколько самостоятельных отрядов. Отдельный отряд составили пароходофрегаты.

Эскадры поочередно маневрировали между Крымом и побережьем Турции, вели разведку в районе Босфора, прикрывая Кавказское побережье. На пароходофрегаты возлагалось, кроме ведения разведки и обеспечения связи, снабжение парусных кораблей. Война, развязанная Турцией 16 октября 1853 года, началась для нее рядом поражений.

Эскадра П. С. Нахимова уничтожила в Синопском сражении 30 ноября 1853 года Черноморский флот Турции. Это событие ускорило вступление в войну Англии и Франции. Убедившись, что Турция не в состоянии вести успешную войну против России, союзники 4 января 1854 года ввели свой объединенный флот в Черное море.

Утром 13 сентября 1854 года телеграф сообщил о том, что огромный флот союзников направился непосредственно к Севастополю. В. А. Корнилов и П. С. Нахимов с вышки морской библиотеки увидели в отдалении несметную массу судов. Сосчитать точно их издали было невозможно. В действительности вражеская армада насчитывала около 360 вымпелов. Это были как военные суда (парусные и паровые), так и транспорты с армией, артиллерией и обозом.

Вся эта огромная масса была окутана туманом и дымом. Адмиралы долго смотрели на эту громаду в подзорные трубы. Им обоим она несла славу и гибель.

Конечно, русский флот значительно уступал флоту союзников, но русские моряки были полны желания атаковать противника. Однако главнокомандующий сухопутными и морскими силами в Крыму А. С. Меньшиков, слепо выполнявший распоряжения царя, воспротивился этому.

Меньшиков после поражения на реке Альме увел войско к реке Каче, открыв неприятелю путь на беззащитный Севастополь.

Севастополь спасли тогда грубые ошибки союзного верховного командования, не решившегося на немедленную атаку беззащитного с суши города, а также решительность Корнилова, Тотлебена и Нахимова.

25 сентября база флота была объявлена на осадном положении, а через день вице-адмирал В. А. Корнилов принял командование гарнизоном.

Под его руководством за короткий срок были созданы укрепления сухопутной обороны, все корабли расписали по огневым позициям, обеспечивавшим эффективную поддержку сухопутных войск артиллерийским огнем на наиболее важных участках. Город был превращен в неприступную крепость.

17 октября 1854 года с восходом солнца начался первый штурм Севастополя. С восхода солнца загремели пушки. Три адмирала - Корнилов, Нахимов и Истомин - с рассвета руководили ответным огнем русских батарей и объезжали бастионы. На пятом бастионе Корнилов и Нахимов встретились и долго пробыли там под адским огнем неприятеля.

Это была последняя встреча замечательных флотоводцев России. В двенадцатом часу на Малаховом кургане Владимир Алексеевич был смертельно ранен ядром. Его последними словами были: «Отстаивайте же Севастополь!»

Защитники города следовали завету своего вождя. Длительная оборона города вошла в историю нашей Родины как одно из выдающихся военных событий XIX века и как пример высокого героизма русских воинов, которые в течение 349 дней вели успешную борьбу с превосходящими силами государств Западной Европы.

Корнилов Владимир Алексеевич (1806, Тверская губ. - 1854, Севастополь) - герой Крымской войны.

Родился в родовом имении отставного флотского офицера. В 1823 окончил Морской кадетский корпус в Петербурге и служил на кораблях Балтийского флота. Боевое крещение принял на корабле "Азов" в Наваринском сражении (1827); отличился в русско-турецкую войну 1828 - 1829. Его учитель М.П. Лазарев полагал, что у Корнилова имеются "все качества отличного командира военного судна".После командования кораблями Балтийского и Черноморского флотов Корнилов в 1838 стал начальником штаба Черноморской эскадры, а в следующем году совместил эту работу с командованием 120-пушечным кораблем "Двенадцать апостолов", ставшим образцовым. Корнилов разработал систему обучения матросов и офицеров, являющуюся продолжением военно-педагогических воззрений А. В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова. В 1846 был командирован в Англию для руководства строительством заказанных там паровых кораблей.

После командования кораблями Балтийского и Черноморского флотов Корнилов в 1838 стал начальником штаба Черноморской эскадры, а в следующем году совместил эту работу с командованием 120-пушечным кораблем "Двенадцать апостолов", ставшим образцовым. Корнилов разработал систему обучения матросов и офицеров, являющуюся продолжением военно-педагогических воззрений А. В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова. В 1846 был командирован в Англию для руководства строительством заказанных там паровых кораблей. В 1848 Корнилов был произведен в контр-адмиралы, в 1849 - назначен начальником штаба Черноморского флота и портов. В 1852 Корнилов был произведен в вице-адмиралы и фактически командовал Черноморским флотом. Пытался добиться замены парусного флота паровым и перевооружить корабли. Был одним из создателей Севастопольской военно-морской библиотеки. Во время Крымской войны 1853 - 1856 Корнилов стал одним из организаторов и руководителей обороны Севастополя. Он сумел не только создать линию береговых укреплений, усилив ее артиллерией и флотскими экипажами, но и поддерживать высокий моральный дух защитников. 5 октября был смертельно ранен ядром на Малаховом кургане.

Б. ЗВЕРЕВ,

кандидат исторических наук

ВИЦЕ-АДМИРАЛ

КРЫМИЗДАТ Симферополь 1957

Вице-адмирал В. А. Корнилов, имя которого широко известно в нашей стране, принадлежал к числу видных военно-морских деятелей XIX века. Он внес большой вклад в разработку важнейших отраслей военно-морского дела, но наибольшую известность приобрела его деятельность в дни Севастопольской обороны. Став ее организатором и руководителем, он геройски погиб на боевом посту.

Вместе с Лазаревым, Нахимовым, Истоминым Корнилов принимал активное участие в строительстве и развитии Черноморского флота. Объективная оценка этой деятельности впервые была дана выдающимся революционером-демократом Н. А. Добролюбовым, внимательно изучившим материалы биографии Корнилова. «Люди энергические, честные и знающие дело, - писал он, - усердно трудились над улучшениями нашего флота незадолго до начала войны. Но их усилия не вполне достигали цели...» Действительно, в то время стремления многих представителей общества не достигали цели в любых областях жизни страны, так как на пути прогресса стоял самодержавно-крепостнический строй, определявший экономическую, политическую, военную, культурную отсталость государства.

Так же, как и все полководцы и флотоводцы дореволюционной России - Суворов, Ушаков, Кутузов, Нахимов, - Корнилов был представителем своего дворянского класса, и классовая ограниченность его мировоззрения не

могла не влиять на его практическую деятельность. Вместе с тем для своего времени, для конкретных исторических условий первой половины XIX в., он был незаурядным военно-морским деятелем, до конца посвятившим свою жизнь отечественному флоту. Среди подавляющего большинства офицеров и адмиралов той эпохи он выделялся и своим отношением к матросу, и нетерпимостью к рутине и застою, и своим неустанным стремлением к развитию и совершенствованию флота.

Корнилов являлся прежде всего талантливым и разносторонним специалистом военно-морского дела, крупным профессионалом-моряком. По своей профессиональной подготовленности, специальным знаниям, военно-организаторскому искусству и способности предвидеть перспективы технического развития флота он стоит одним из первых в ряду известных русских и зарубежных флотоводцев XVII- XIX столетий.

Подобно тем своим современникам, которые заслужили признание потомков выдающимися достижениями в области техники, изобретательства, литературы и искусства, он был новатором в своей специфической, морской области - в области тактики, кораблестроения, морской артиллерии, гидрографии, военной организации, методики боевой подготовки и особенно в строительстве и боевом использовании нового для того времени парового флота. История развития этих отраслей военно-морского дела является составной частью истории нашего Черноморского флота, стоящего на страже южных морских рубежей Советского Союза.

ГОДЫ ВОЕННО-МОРСКОЙ СЛУЖБЫ

Весной 1821 г. в Морской кадетский корпус в Петербурге была принята очередная группа воспитанников. Среди них находился высокий худощавый юноша, в документах которого было указано, что родился он в 1806 г. и прибыл в столицу из Тверской губернии. Это был Владимир Алексеевич Корнилов, начинавший свою военно-морскую службу точно так же, как начинали ее тысячи других офицеров русского военно-морского флота.

Морской корпус встретил новое пополнение обычными для того времени порядками, царившими во всех военноучебных заведениях крепостной России. Первое и наиболее сильное впечатление на молодых кадетов и гардемаринов произвело безграничное господство розги, полный произвол воспитателей, забитость и подавленность воспитанников. «Каждый офицер,-вспоминал впоследствии один из выпускников корпуса, - имел неограниченное право на тело воспитанника; секли с проигрыша, с перепоя, после ссоры между собой, в восторге от актрисы или в досаде на лакея; короче, царил прутовый произвол» . Преподавание было поставлено плохо, так как руководство морским ведомством

стремилось, как правило, набирать учителей «числом поболее, ценою подешевле». Некоторые из них, как свидетельствовали современники, даже на занятия показывались от случая к случаю.

Правда, среди преподавателей и воспитателей корпуса были и люди, которые значительно отличались от окружавшей их среды. В числе их был, например, И. Ф. Крузенштерн-известный русский мореплаватель, много сделавший для развития отечественной науки и подготовки кадров флота. Будучи инспектором (а впоследствии директором) Морского корпуса, он стремился улучшить постановку учебного процесса. Некоторая часть воспитанников, в том числе и Владимир Корнилов, сумела приобрести необходимые знания по избранной ими профессии морского офицера. Это был итог как больших самостоятельных трудов, так и результат влияния лучших преподавателей и воспитателей корпуса.

Закончив в феврале 1823 г. Морской корпус, мичман Корнилов побывал у родных в Тверской губернии , а потом

возвратился на Балтику, где начались его первые плавания. Летом 1823 г. он плавал в Финском заливе на фрегате 1 «Малый», а в следующем году был назначен на шлюп 2 «Смирный», который должен был вскоре выйти из Кронштадта к берегам Камчатки. Корнилова ожидало многолетнее кругосветное плавание - тяжелое, но увлекательное, являвшееся в те времена лучшей практической школой для каждого моряка.

Покинув Кронштадт 27 сентября 1824 г., «Смирный» за четверо суток миновал Балтику. После остановки в Копенгагене корабль прошел проливы Каттегат и Скагеррак и вышел в Северное море, но здесь был встречен сильными штормами. Порывы штормового ветра и волнение моря стали особенно угрожающими в ночь на 3 ноября.

Благодаря самоотверженным усилиям всего экипажа на корабле спешно исправляли повреждения, но небольшой шлюп по-прежнему находился во власти стихии: ветер гнал его на берег. Утром 4 ноября стало видно вблизи Ютландское побережье, к вечеру показались скалы норвежского берега. Лишь высокое мастерство командира, вахтенных начальников и матросов позволило миновать прибрежные рифы и мели. На следующий день при непрекращавшемся шторме сильно поврежденный корабль сумел войти в небольшой норвежский порт Арендаль.

Русским морякам удалось избежать кораблекрушения.

место рождения В. А. Корнилова в пределах Тверской губернии. Согласно этим материалам, в начале XIX в. отцу В. А. Корнилова принадлежала в Ржевском уезде небольшая деревня Сельники (три двора). В соседнем Старицком уезде той же губерния отец Корнилова совместно со своим братом Петром Михайловичем владел деревней Овсянниково. В этом же уезде находилось сельцо Рясна, где были похоронены отец, мать, жена, брат В.- А. Корнилова.

Можно предполагать, что одно из вышеназванных сел и является местом рождения В. А. Корнилова (ЦГАДА, фонд «Экономические примечания Тверской губернии», дд. 51, 53, 56, 62 н 65; ЦГВИА, Ф. ВУА, д. 19087, ч. 10 и 11).

Позднее, с 30-х годов XIX в., В. А. Корнилов владел небольшой деревней Ивановское Старицкого уезда, о которой он часто писал и где неоднократно бывал, находясь в отпусках.

Вопрос о месяце и дне рождения В. А. Корнилова остается открытым из-за утери его метрического свидетельства.

1 Фрегат - трехмачтовое парусное судно, обладавшее сильным артиллерийским вооружением н большой скоростью хода.

2 Ш л ю п - небольшое парусное судно с легким артиллерийским вооружением.