ГАЗ-53 ГАЗ-3307 ГАЗ-66

Борьба за научные мировоззрения комарова олеся. III. Движение небесных тел Что будем делать с полученным материалом

Борьба за научное мировоззрение. Г. Галилей. Дж. Бруно. М.В. Ломоносов. Учение Коперника было признано не сразу. Сторонники гелиоцентрической системы мира жестоко преследовались церковью. По приговору инквизиции в 1600 г. был сожжен в Риме выдающийся итальянский философ Джордано Бруно. В 1633 г. другой итальянский ученый Галилео Галилей предстал перед судом инквизиции. Престарелого ученого заставили подписать "отречение" от своих взглядов. За право распространять подлинные знания об устройстве Вселенной вел борьбу против церковников М.В.Ломоносов. Ломоносов в остроумной и привлекательной стихотворно-сатирической форме высмеивал мракобесов.

Слайд 12 из презентации «Строение мира» . Размер архива с презентацией 775 КБ.

Астрономия 11 класс

краткое содержание других презентаций

«Радиогалактика» - NGC 1316. Основная информация. Гигантская эллиптическая галактика. Первые наблюдения. Известные радиогалактики. Лебедь А. Радиогалактика Центавр A. Исследования. Галактика во Вселенной. Центавр А.

«Солнечный парус» - Опыты по доказательству и измерению давления света. Возможные конструкции. Будущее космоплавания. Опыт Лебедева. Фридрих Артурович Цандер. Природа света. Размеры и материалы. Целесообразность использования светового давления. Перспективы космоплавания. Материал должен быть максимально легким. Космоплавание сегодня. Проблемы космоплавания. Величина светового давления и его оценка. Световое давление в астрономии.

«Чёрные дыры Вселенной» - Теплая тёмная материя. Горячая тёмная материя. Тёмная материя. История представлений о чёрных дырах. Область в пространстве. Классификация тёмной материи. Вопрос о реальном существовании чёрных дыр. Холодная тёмная материя. Трудность. Сверхмассивные черные дыры. Черные дыры. Примитивные черные дыры. Коллапсирующие звёзды. Обнаружение чёрных дыр. Состав Вселенной. Черные дыры и темная материя. Жуткое впечатление.

«Планеты-гиганты Солнечной системы» - Кольца Урана. Внутренняя структура Урана. Гюйгенс и Кассини. Галилео Галилей. Пятая планета от Солнца. Тропосфера. Спутники Юпитера. Кольца и полукольца Сатурна. Галилей. Аммиак. Кольца Юпитера. Особенности физических свойств планет-гигантов. Облака на северном полюсе. Масса. Название и история изучения. Галилеевы спутники. Интересный факт о Уране. Уран состоит из трёх частей. Краткая характеристика Юпитера.

«Первые выходы человека в космос» - Лайка – первая жизнь в космосе. В.В.Терешкова. Королев и Гагарин. Полёт на «Востоке-6». Юрий Алексеевич. 2 апреля 2010 года исполяется 49 лет со дня полета первого человека. Карьера в отряде после полёта. Подготовка. День космонавтики. Белка и Стрелка. Юрий Алексеевич Гагарин. Работа по определению реакций высокоорганизованного живого существа. Первые опыты с отправкой в космос собак начались в 1951.

«Типы звёзд» - Происхождение. Двойная звезда. Белые карлики. Открытие. Место расположения источника рентгеновского излучения. Пример остатка. Номенклатура, типы и классификация. Сверхновая. Виды двойных звезд и их обнаружение. Важный аспект. Внутренность звезды. Пульсары. Гравитационное взаимодействие между компонентами. Схематическая иллюстрация. Компоненты двойных звезд. Наблюдения сверхновых звезд. Аккрецируемый газ.

Авторы этой книги - ученые нашей страны, представляющие различные отрасли научных знаний: астрофизику, космологию, химию и др. Они рассказывают о новейших достижениях в естествознании, показывают, как научный поиск наносит удар за ударом по религиозной картине мира, не оставляя места для веры в бога - «творца и управителя Вселенной».

Книга рассчитана на самые широкие круги читателей.

Открытия «диковинных» явлений при каждом новом прорыве науки в ранее недоступные исследованию области природы относятся к числу наиболее ярких подтверждений диалектического принципа бесконечного многообразия, неисчерпаемости материального мира. Нестационарность Вселенной в больших масштабах, ее расширение занимают в списке таких явлений одно из самых видных мест.

Казалось бы, этот вопрос уже давно и полностью выяснен и на нем нет необходимости останавливаться так подробно. Однако некоторые противники материализма и сегодня склонны приписывать материалистической диалектике взгляды, которые не имеют с ней ровным счетом ничего общего.

В рамках материалистической диалектики на протяжении вот уже нескольких десятилетий развиваются такие истолкования релятивистской космологии, которые позволяют дать обоснованную критику всяческого креационизма. Они различаются между собой решением вопроса: что представляет собой объект «Вселенная как целое», изучаемый средствами космологической экстраполяции? Наиболее распространенной является сейчас традиционная точка зрения, согласно которой Вселенная как целое - это весь материальный мир (то есть «все объективно существующее»), рассматриваемый со стороны его физико-астрономических свойств. Вселенная, с этой точки зрения, - единственная, других Вселенных нет; модель пространственно-временной структуры Вселенной и ее изменения охватывают все пространство - время и т. д.

Но даже если мы принимаем подобную «глобальную» постановку космологической проблемы, картина расширяющейся Вселенной вовсе не нуждается для своего истолкования в апелляции к представлению об «акте творения» материального мира. Состояние сверхвысокой плотности в «начале» расширения Вселенной - это, по сути, крайний предел, до которого возможно экстраполировать в прошлое современную систему физического знания. Но это не абсолютное «начало всего», а лишь одна из фаз бесконечного процесса саморазвития материи. Подобное состояние должно было возникнуть из пока не изученных наукой каких-то предшествовавших ему состояний и форм материи.

Возможна, однако, как мне кажется, - даже более предпочтительна - иная точка зрения относительно этого вопроса (я занимаюсь ее разработкой вот уже 10 лет). Суть ее в том, что Вселенная как объект космологии - это «все существующее» не в абсолютно всеобщем и окончательном смысле, а с точки зрения определенной ступени развития практической и научно-познавательной деятельности. Ни одна из «моделей Вселенной» не охватывает и принципиально не сможет охватить глобальные свойства бесконечно многообразного, неисчерпаемого материального мира.

С этой точки зрения любые варианты креационистских истолкований релятивистской космологии выглядят излишними еще более явно. Если расширяющаяся Метагалактика охватывает не весь материальный мир, а его конечную и притом ограниченную область, то вопрос о ее генезисе в принципе едва ли должен сильно отличаться от вопроса о происхождении таких космических систем, как, например, скопление галактик; и действительно, эти вопросы все чаще рассматриваются совместно.

Концепция множественности Вселенных вносит новый момент и в обсуждение одного из важнейших мировоззренческих вопросов - вопроса о месте человечества в мире.

Не так давно И. С. Шкловский выдвинул точку зрения о практической уникальности земной цивилизации, которая в известном смысле рассматривается самим ее автором как возрождение старой идеи антропоцентризма. Но даже если бы мы стали на подобную крайнюю точку зрения (которая, по нашему мнению, сильно уступает в доказательной силе представлению о множественности космических цивилизаций в нашей Вселенной), то и тогда не было бы никаких оснований априорно отрицать возможность существования жизни, разума, цивилизаций в других Вселенных. Более того, применив и в данном случае принцип бесконечного многообразия, неисчерпаемости материального мира, можно считать правдоподобным, что формы жизни, разума, цивилизаций не только в нашей, но и в каждой из других Вселенных могут значительно различаться между собой. Такое предположение принципиально проверяемо, но практическое его подтверждение или опровержение станет реально осуществимым лишь в ходе будущего прогресса науки - скорее всего, довольно отдаленного будущего.

Что можно сказать о влиянии революционных преобразований в современной астрономии на процесс формирования атеистических убеждений?

Резкое возрастание роли науки, происходящее в современную эпоху приобщение к ее достижениям самых широких масс, несомненно, оказывает - в условиях социалистического общества - все большее воздействие на формирование научно-атеистического мировоззрения. Если говорить о развитии астрономии, то, во-первых, Вселенная оказывается доступной адекватному познанию научными средствами в диапазоне все больших пространственных и временных масштабов; во-вторых, открываемые во Вселенной «диковинные» явления неизменно находят объяснение в рамках естественных законов; есть полная уверенность, что те из них, которые не удается объяснить сегодня, получат объяснение завтра - быть может, в рамках еще неизвестных законов, более общих и точных.

Однако наивной, неосновательной и, более того, глубоко ошибочной является исходная предпосылка представлений, что успехи науки способны сами по себе обеспечить правильное разрешение мировоззренческих проблем. Религия, как показали основоположники марксистско-ленинской философии, имеет не только гносеологические корни (незнание, заблуждение, недостатки атеистической пропаганды и т. п.), но и корни социальные, прежде всего влияние пережитков прошлого.

Другая типичная ошибка в понимании атеистического значения достижений современной астрономии (она, впрочем, тесно связана с первой) состоит в том, что собственно мировоззренческие проблемы нередко подменяются иными, относящимися к осмыслению вклада астрономии в современную естественнонаучную картину мира. Некоторые авторы относят к проблемам мировоззрения такие, например, как проблему «сингулярности» или конкретные способы ликвидации термодинамического парадокса в теории расширяющейся Вселенной, распространенности космических цивилизаций, их сходства с нашей собственной цивилизацией или, напротив, качественного отличия от нее. Несомненно, все эти вопросы имеют первостепенное мировоззренческое значение. Но, взятые сами по себе, они не относятся к проблемам мировоззрения. Неверно, в частности, было бы считать, что религия настаивает, например, на конечности Вселенной в пространстве или на неизбежности тепловой смерти Вселенной или, скажем, на уникальности нашей цивилизации, тогда как марксистско-ленинская философия занимает по этим вопросам прямо противоположные позиции.

В прошлом каждое из противостоящих друг другу мировоззрений действительно было связано с определенной «картиной мира». Но за столетия, прошедшие с тех пор, развитие естествознания наносило религиозным представлениям о мире все более тяжелые удары, с которыми теологи не могли не считаться. Сейчас лишь часть теологов настаивает на существовании какой-то особой, религиозной картины материального мира. Большинство же их ограничиваются попытками истолкования с позиций религиозного мировоззрения той картины материального мира, которую рисует современная наука. Борьба мировоззрений идет в основном вокруг естественных наук, а не внутри собственного содержания этих наук, и касается она не самих по себе проблем строения или закономерностей эволюции Вселенной, а значения современной картины Вселенной для понимания места человечества в мире, определения его возможностей и перспектив познания, а также практического преобразования мира.

Когда инквизиция судила Галилея за обоснование и пропаганду коперниканской системы мира, основной спор шел не столько о том, в какой системе отсчета удобнее описывать движения планет, сколько о том, занимает ли Земля (а значит, и человечество) центральное место в мире, как следует из Библии, или же нет. И все конкретные споры по собственно астрономическим вопросам преломлялись сквозь призму этого главного, мировоззренческого по своему существу вопроса. Совершенно так же обстоит дело в борьбе научного и религиозного мировоззрений и вокруг современной астрономии. Более того, следует учитывать, что многие современные теологи на первый план выдвигают даже не отношение «бог - природа», а отношение «бог - человек» (проблемы смысла и цели жизни, морали и т. п.).

Между тем многие популярные брошюры, статьи, лекции, посвященные обсуждению вопроса об атеистическом значении революции в современной астрономии, до сих пор построены по традиционной, давно изжившей себя схеме: религия утверждает, что Вселенная устроена так-то, астрономия же опровергла эти представления, следовательно, религия представляет собой заблуждение. По моему мнению, эту схему следовало бы уже давно сдать «в архив», заменив традиционную тему «Наука и религия о Вселенной» иной, действительно актуальной - «Человек и Вселенная»; проблемы борьбы научно-атеистического и религиозного мировоззрений должны увязываться в ней с более общими мировоззренческими проблемами. В противном случае пропаганда атеистического значения современных достижений астрономии будет недостаточно эффективной, она будет бить мимо цели.


1. Астрономия

2. История астрономии

2.1 Древнее представление о Вселенной

2.2 Открытие Коперника

2.3 Джордано Бруно

2.4 Галилео Галилей

3. Астрология

3.1 Что такое астрология сегодня

3.2 Астрономия и астрология

Список литературы


1. Астрономия


Астрономия - наука, изучающая движение, строение и развитие небесных тел и их систем. Накопленные ею знания применяются для практических нужд человечества. Само слово «астрономия» происходит от греческих слов Астрон – светило и номос – закон.

Астрономия возникла на основе практических потребностей человека и развивалась вместе с ними. Зачатки астрономии существовали уже тысячи лет назад в Вавилоне, Египте и Китае для целей измерения времени и ориентировки по странам света. И в наше время астрономия используется для кораблевождения, для определения точного временя и для других практических нужд.

Астрономия изучает физическую природу небесных тел, их влияние на Землю. Например, Луна и Солнце вызывают на Земле приливы и отливы. Разного рода солнечные излучения иногда переменной интенсивности влияют на процессы в земной атмосфере и на жизнедеятельность организмов. Различные явления на Земле и в космосе взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Астрономия изучает во Вселенной вещество в таких состояниях и масштабах, которые неосуществимы в физических лабораториях. Поэтому астрономия помогает расширить физическую картину мира и стимулирует развитие физики и математики. Она в свою очередь пользуется их методами и выводами. Астрономия взаимосвязана и с другими науками, например с химией, геологией.

Научившись предвычислять появления комет и наступление затмений Солнца и Луны, астрономия положила начало борьбе с суевериями. Она показывает возможность естественного научного объяснения происхождения Земли и других небесных светил.

Астрономия - наука, в основе которой лежат наблюдения. Но в последнее время облет небесных тел и посадки на них снабжают астрономию экспериментальным материалом. Объекты астрономического исследования - небесные светила, бывшие еще недавно недосягаемыми, - стали доступны для непосредственного изучения (конечно, лишь ближайшие).

2. История астрономии


2.1 Древнее представление о Вселенной


Правильное понимание наблюдаемых небесных явлений пришло не сразу. Представители лучших умов человечества трудились долго и упорно в поисках истины. Им приходилось вести борьбу с невежеством, косностью, вековыми предрассудками, которые поддерживались церковью, насаждавшей религиозное мировоззрение.

Жрецы - служители религии - использовали науку для утверждения своей власти. Установление календарных дат, связанных с небесными явлениями, побуждало жрецов изучать эти явления. Жрецы накопили много фактических данных о небесных явлениях, но не умели их правильно объяснить.

В древнейшие времена сложилось представление о том, что Земля неподвижная и плоская, прикрытая, как колпаком, твердым куполом неба. Небесные светила считались то вестниками богов, то светильниками, созданными богом для украшения неба.

Развитие мореплавания требовало умения ориентироваться по небесным светилам. К наиболее ярким из них относятся планеты. При движении по небосводу они описывают петли. Пытаясь объяснить движение планет, исходили из представления о неподвижности Земли и округлости неба. Философ и ученый IV в. до н. э. Аристотель считал, что каждая планета укреплена на хрустальной сфере. Сферы вложены друг в друга и вращаются вокруг шарообразной Земли. На последней и самой далекой сфере укреплены звезды.

Позднее, во II в. н. э., древнегреческий ученый Птолемей объяснил петлеобразное движение планет тем, что каждая планета равномерно движется по окружности, центр которой равномерно обращается вокруг неподвижной Земли. Птолемей подобрал отношения радиусов окружностей и периоды обращения планет так, что по его теории можно было даже предвычислять положение планет на небе. Этого и требовала практика мореходства. Система мира с Землей в центре называлась геоцентрической (по-гречески Земля - ге).


2.2 Открытие Коперника


XV-XVI вв. были эпохой великих географических открытий и связанного с ними расширения торговли, укрепления класса буржуазии и усиления ее борьбы с феодализмом. Развитие торговли требовало развития мореплавания, для кораблевождения необходима была астрономия. Расчеты небесных явлений по теории Птолемея, в частности положений планет на небе, были уже недостаточно точны. Кроме того, они стали очень громоздкими, потому что с повышением точности наблюдений теорию Птолемея пришлось очень усложнить.

Представление о Вселенной, по Птолемею, соответствовало библейской картине мира с неподвижной Землей в центре. Поднять руку на теорию Птолемея значило начать революцию в науке, бросить вызов могущественной церкви.

Этот революционный шаг осуществил великий польский ученый Николай Коперник (1473-1543). Долго размышляя над геоцентрической системой мира Птолемея, Коперник пришел к выводу о ее принципиальной ошибочности. Взамен ее Коперник выдвинул гелиоцентрическую систему мира с Солнцем в центре (Солнце- по-гречески - Гелиос). Тем самым Коперник объявил Землю не центром Вселенной, а лишь одной из планет, обращающихся вокруг Солнца. Это был величайший переворот в понятиях, имевший колоссальное влияние на все дальнейшее развитие наук.

Коперник объяснил смену дня и ночи суточным вращением Земли, смену времен года наклоном оси вращения Земли к плоскости земной орбиты и обращением Земли вокруг Солнца, Кажущееся годовое перемещение Солнца по эклиптике Коперник объяснил движением Земли вокруг Солнца. Он правильно расположил планеты по их расстоянию от Солнца и Земле отвел в этом ряду третье место. Петлеобразное движение планет на фоне звезд Коперник объяснил сочетанием движения наблюдателя с Землей и движения планеты. Истинность новой, гелиоцентрической системы мира была подтверждена открытиями Галилея.


2.3 Джордано Бруно


Идеи Коперника воспринял итальянский писатель и философ Джордано Бруно (1548-1600). В своих смелых мыслях он пошел дальше Коперника. Он утверждал, что звезды тоже солнца, подобные нашему, но очень от нас далекие. Он учил, что Вселенная бесконечна и бесконечно в ней число звезд и планет, что жизнь существует на многих из планет. Это еще больше противоречило церковным учениям и подрывало к ним доверие.

За свои научные идеи Бруно, не захотевший от них отказаться, был по решению инквизиции сожжен живым на костре. Так церковь расправилась с прозорливым мыслителем, сделавшим из теории Коперника логические философские выводы.


2.4 Галилео Галилей


Выдающийся итальянский ученый Галилео Галилей сделал много открытий в астрономии. В 1609 г. он изготовил небольшой телескоп (об изобретении телескопа в 1608 г. в Голландии он знал) и применил его для наблюдения небесных светил. Направив телескоп на небо, Галилей своими открытиями подтвердил теорию Коперника.

Так, Галилей открыл фазы у Венеры. Он нашел, что такая их смена возможна лишь в том случае, если Венера обращается вокруг Солнца, а не вокруг Земли. На Луне Галилей обнаружил горы и измерил их высоту. Оказалось, что между Землей и небом - «вместилищем божества» - нет принципиального различия. Горы, подобные горам на Земле, оказываются существующими и на небесном светиле. И становилось легче поверить, что Земля - это лишь одно из таких светил.

У планеты Юпитер Галилей открыл четыре спутника. Их обращение вокруг Юпитера опровергало представление о том, что лишь Земля находится в центре вращения. На Солнце Галилей обнаружил пятна и по их перемещению заключил, что Солнце вращается вокруг своей оси. Пятна на Солнце, считавшемся эмблемой «небесной чистоты», тоже опровергали идею о будто бы принципиальном различии между Землей и небом. Млечный Путь в поле зрения телескопа распался на множество слабых звезд. Вселенная предстала перед человеком как нечто несравненно более грандиозное, чем маленький мирок, кружащийся якобы вокруг Земли, в представлениях Аристотеля и Птолемея.

Пропаганда Галилеем учения Коперника на итальянском языке, доступном более широким кругам читателей, вызвала ярость церковников. Ведь до него ученые писали свои сочинения на латинском языке. Сначала учение Коперника было объявлено ложным, еретическим, и пропаганда его была запрещена. Галилей не посчитался с этим запрещением, и его вызвали на суд. В 1633 г. под страхом пыток престарелый ученый был вынужден официально отречься от своих взглядов и «раскаяться» в том, что он распространял учение Коперника.

Но и после этого вынужденного раскаяния церковники содержали Галилея под домашним арестом и запретили ему печатать книги, касающиеся астрономии.

3. Астрология


Астрология – наиболее древняя из дошедших до нас областей знания. Как утверждает эзотерическая доктрина, в споре о старшинстве астрономии и астрологии последняя несомненно одерживает верх. Именно с нее, задолго до появления астрономических знаний в их сегодняшнем понимании (т.е. открытых и общедоступных), начинается развитие науки о небе и Космосе. Начало астрологии так же таинственно, как и конец Атлантиды. Астрология пришла на Землю в форме тайного знания жрецов о мировых, планетарных и земных циклах, управляющих мирозданием.

Она появилась одновременно во многих культурах: в древнем Египте, в Китае, в Индии, у индейцев Майя, а в более поздний период и на Ближнем Востоке. Сейчас невозможно отследить ее истоки, где и когда она возникла, исторические знания позволяют утверждать, что даже в Древнем Египте она существовала уже как сложившаяся система знаний, поразительно и то, что астрология существовала на протяжении всей истории развития человечества и не потеряла своей актуальности и по сей день. Многие науки пользовались знаниями, которые открывала астрология, к примеру, Гиппократ говорил о том, что врач, который недостаточно хорошо владел астрологическими знаниями, не мог быть допущен к практике. А политики и полководцы любое мало-мальски серьезное предприятие не начинали без совета астролога.

Сознание наших предков сильно отличалось от нашего, любое явление, любой процесс они были склонны рассматривать в единстве с остальным миром, люди знали, что все в мире взаимосвязано и, что явление происходящее на одном уровне (скажем, в организме человека) подобно явлению, происходящему в то же самое время на другом уровне (например, на небе или, допустим, в государстве). Наше сознание, к нашему же несчастью, устроено по-другому. Мы – дети так называемого прогресса и стоящей за ним науки и научным стилем мышления, имеем склонность отделять одно от другого. У нас существует масса наук, которые описывают многообразный мир с разнообразных сторон, но мы не можем посмотреть на мир как на единое целое. Взглянуть на мир, как на единое целое как раз и позволяет Астрология.

Сейчас с точки зрения науки астрология является типичным лженаучным учением и разновидностью гадательной магии. При этом наука признаёт, что на определённом этапе своего развития астрология объективно стимулировала развитие наблюдательной астрономии, математики, метеорологии и других областей знания. Еще лет 300 назад астрологию нельзя было назвать лженаукой, но позднее, с развитием знаний человечества об устройстве вселенной, стала очевидна её ложность.


3.1 Что такое астрология сегодня


Как общественное явление современная астрология не менее сложна, чем, скажем, спорт. Услышав от незнакомого человека, что его интересы лежат в области спорта, вы не сможете сразу понять, чем именно он занимается: бегает-прыгает, тренирует спортсменов, руководит командой, организует соревнования или пишет о спорте.

Понятие "астрология" сейчас стало таким же многоплановым и неконкретным, как "спорт". Есть практикующие астрологи с чисто коммерческими интересами, в основном занятые весьма жестким дележом СМИ и книгоиздателей. Их знание астрологии ограничивается дежурным набором туманных фраз и умением обращаться с незамысловатыми (и не ими созданными) компьютерными программами для вычисления гороскопа.

Есть астрологи академического склада, скорее занятые самоутверждением, чем заработком. Их коммерческая деятельность ограничена обучением слушателей на курсах и в академиях астрологии, а также консультированием небольших фирм. Основной же их интерес связан с самообразованием, с завоеванием престижа в среде коллег, с подготовкой учебных пособий и выступлениями на конференциях. Такой вот штрих - в 1996 году Объединенный российский астрологический конгресс проходил под девизом "Профессионализм в астрологии". Почти без исключения это люди с университетским образованием; среди них нередко можно встретить кандидатов и даже докторов наук. Но они безоговорочно преданы астрологической идее и окончательно порвали со своим естественно-научным прошлым.

Наконец, слово "астрология" с некоторым смущением произносят и "обыкновенные" ученые - астрономы, физики, биологи. Их мало, но они есть. Эти естествоиспытатели признаются, что интересуются астрологией как отправной точкой и возможной "базой данных" для исследования космического влияния на Землю и ее биосферу. Разумеется, мы оставляем в стороне историков науки, социологов и психологов: для них астрология - предмет изучения.

Какую же из астрологий мы имеем в виду, когда говорим о необходимости борьбы с ней? Да очень просто - ту, которая, не будучи наукой, рядится в ее одежды. Современная наука опирается на твердо установленные факты; в этом ее сила, в этом же ее ограниченность. Пока нет надежных экспериментальных или наблюдательных фактов, ученый не может заниматься фантазиями; для этого существуют другие специалисты (в наше время их почему-то объединяют понятием "творческая интеллигенция", как будто бы ученый или инженер не достойны его).

Кстати, "опираться на твердо установленные факты" вовсе не означает слепо верить в кем-то и когда-то найденные истины. Как раз наоборот: основанные на законах физики инженерные разработки ежедневно и ежечасно тестируют эти законы, проверяют их в самых разных сочетаниях, в новых неожиданных условиях. Как только в работе наших машин или в наблюдаемых природных явлениях возникает хотя бы намек на расхождение с существующей научной теорией, ее сейчас же модернизируют, обобщают или даже отвергают вовсе. Экспериментаторы постоянно соревнуются в том, кто первым заметит этот "намек", а теоретики - в том, кто на основании обнаруженного "намека" предложит более точную модель явления. Поэтому ограниченность современной науки вовсе не в отсутствии у нее творческого потенциала, а в требовании твердого фактического фундамента под всеми построениями. Посмотрим, что известно сегодня о влиянии космоса на Землю.


3.2 Астрономия и астрология


Таким образом, характер «материнско-дочерней» связи между астрономией и астрологией - миф, сотворенный уже в наше время. Бывшие разными в разные времена, сейчас эти отношения похожи на отношения малознакомых соседей из одного подъезда: при встрече они узнают друг друга, но если даже и здороваются, то холодно и без уважения. Такая ситуация противоестественна, ибо Космос один и наука о нем должна быть едина...

Вопрос о слиянии астрономии и астрологии невозможно рассматривать вне представления о синтезе всех наук, а если смотреть еще шире - вне концепции синтеза науки и религии. Впервые слова о синтезе науки и религии были произнесены более ста лет тому назад и сейчас они звучат все чаще и громче. Синтез вовсе не означает, что место ученого в лаборатории займет священник, а с амвонов церквей будут читаться лекции по сопромату. Говорить о действительном слиянии пока можно лишь в самых общих чертах, реально же можно говорить лишь о сближении позиций. Первые взаимные шаги навстречу - это одухотворение науки, с одной стороны, и перевод религиозной пропаганды на почву научных фактов, с другой. Сегодня в лабораториях ученых все чаще наблюдаются феномены, которые нельзя интерпретировать только в рамках материалистической доктрины.

Сближение астрономии и астрологии - одна из составляющих общего процесса синтеза. В будущем оно может послужить ярким примером фактического слияния земного и небесного, материального и духовного. Если астрономия - овеществленная поэзия Космоса, то астрология - его одухотворенная компонента. Для приобретения имеющегося объема астрономических знаний человечество затратило огромные интеллектуальные усилия. Еще, по-видимому, больших усилий потребует проникновение в суть астрологии. Но эти усилия - особого рода: только работой интеллекта здесь не обойтись. Нужна интуиция, но не в том упрощенном представлении, часто отождествляемом на бытовом плане с чутьем, а как способность духовного проникновения в суть мироздания.

Список литературы


Идельсон Н. И. Галилей в истории астрономии // В сб. Галилео Галилей. Под ред. акад. А. М. Деборина. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1943.

Астрология // Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауз Ф. А. и Ефрон И. А. - СПб, 1890.

Астрономическая картина мира и ее творцы / А. И. Еремеева.--М.: Недра, 1984.--224 с.

История астрономии: Пер. с англ. / А. Панненкук.--М.: Наука, 1966.--592 с.: ил.

Антонов В., Ахмедов А. Гадание или предвидение // Наука и религия, 1981, № 7.

Слабость и несостоятельность современной идеалистической философии проявляются в том, что она противоречит и развитию науки, и прогрессивным общественным движениям; она вызывает протест как со стороны духовно стойких, неподкупных ученых, так и со стороны всех тех, кому интересы народа и светлого будущего человечества дороже интересов владельцев капитала.

В странах, которые апологеты империализма лицемерно называют «свободным миром», все более разгорается идеологическая борьба между прогрессивным и реакционным мировоззрением, между сторонниками материализма и идеализма. Ее возглавляют сплоченные в коммунистических организациях кадры марксистов. Но нередко и из среды самой буржуазной интеллигенции выдвигаются люди, понявшие реакционную роль философского идеализма и выступающие против него.

Среди них такой прогрессивный философ, как Бэрроуз Данэм, мужественный борец против духовной и политической реакции в США, острый критик ретроградных философских учений и социальных мифов. Разоблачая измельчание и деградацию философии в писаниях прагматистов и позитивистов, Данэм высоко поднимает достоинство философии, видя в ней выражение интересов и чаяний народа. «...Для меня самым привлекательным в философии является то, что ее истоки уходят в народ», - пишет он в своей книге «Гигант в цепях». Для Данэма философия - это не схоластический «анализ языка»; «философия, - пишет он, - является руководством жизни», «философия представляет собой теорию освобождения человечества» 18 .

Японский философ Янагида Кэндзюро, вступив на путь борьбы за мир, за демократические права японского народа и за избавление его от иностранной зависимости, убедился в том, что идеалистическая философия обессиливает человека, дурманит его ум несбыточными иллюзиями. Янагида Кэнд-

зюро нашел в себе мужество отказаться от этой обманчивой философии, подвергнуть ее критике и встать на позиции научного, материалистического мировоззрения. Он писал в книге «Мое путешествие в истину»:

«На место развалившейся идеалистической философии пришла новая, марксистская, материалистическая философия, которая владеет умами нашей молодежи. Это и понятно, ибо, чем более обостряются социальные противоречия в оккупированной чужеземными войсками стране, тем яснее становится для широких масс правда диалектического материализма» 19 .

Бзрроуз Данэм и Янагида Кэндзюро не одиночки. Можно назвать многих прогрессивных философов и ученых, ведущих борьбу против философского идеализма, отстаивающих и пропагандирующих диалектический материализм.

В США в первых рядах борцов за материализм стоят Говард Селзам, Гарри Уэллс и другие марксисты. Активную деятельность по ознакомлению американского народа с марксистско-ленинским мировоззрением ведет известный прогрессивный философ Джон Сомервилл. Близки к материализму и немало сделали для разоблачения идеалистической философии Рой Вуд Селлерс, Корлисс Ламонт и Пол Кроссер. В Англии заслуженной известностью пользуются М. Корнфорт, Дж. Льюис, А. Робертсон, крупные ученые Дж. Бернал, Д, Холдейн, внесшие значительный вклад в общее дело борьбы за прогрессивное мировоззрение. Французские и итальянские марксисты Р. Гароди, Ж. Канала, М. Спинелла, Ч. Лупорини и многие другие имеют большие заслуги в распространении передовых философских идей. Работы Эли Гортари (Мексика), X. Феодоридиса (Греция) показывают, что и в других странах мира материалистическая философия завоевывает умы людей.



Наряду с защитой материализма людьми, пришедшими к нему через активную общественную деятельность и философские размышления, материализм получает все усиливающуюся поддержку со стороны передовых представителей современной естественной науки. Многие важнейшие научные открытия последних десятилетий стали убедительным доказательством правоты марксистского философского материализма.

Теория относительности Эйнштейна доказала неразрывную связь пространства и времени с материей и ее движением и подтвердила учение диалектического материализма о пространстве и времени как формах существования материи. Ядерная физика раскрыла сложную структуру ядра атома и обнаружила многие элементарные частицы материи, дав новое обоснование положению марксистского философского материализма о неисчерпаемости материи, о бесконечном многообразии ее форм. В физике постепенно утвердился диа-

лектический взгляд на микрочастицу как на единство вещества и поля, единство корпускулярных и волновых свойств.

Успехи в области физических наук сопровождались серьезными успехами в химии, биологии, физиологии. Достижения теоретического естествознания способствовали гигантскому прогрессу техники. Три великих научных и технических завоевания нашего времени - использование атомной энергии, электроника и ракетная техника - начали новую эру в истории производительных сил человечества, неизмеримо увеличив его власть над природой. Искусственные спутники Земли и космические ракеты открыли реальную перспективу выхода человека за пределы земной атмосферы и освоения просторов космоса.

Все эти и другие открытия и достижения подтверждают истинность диалектического материализма и нередко заставляют позитивистски настроенных ученых пересматривать свои взгляды. Показательно, например, что А. Эйнштейн в последний период своей жизни стал все чаще высказываться в пользу материализма, а такие крупные ученые, как Л. Инфельд, Луи де Бройль, примыкавшие ранее к позитивизму, перешли в конце концов на сторону материализма.

Некоторые крупнейшие ученые (Н. Бор, В. Гейзенберг), в течение десятилетий возглавлявшие позитивистское течение в физике, в последнее время стали отказываться от ряда позитивистских положений и критиковать их. Среди примыкающих к позитивизму ученых и философов уже есть люди, которые начали колебаться, которые сочувствуют материализму и тянутся к нему.

Огромное значение новейших открытий в области естествознания состоит, в частности, в том, что они подрывают старое, метафизическое мировоззрение и выдвигают на первый план диалектический взгляд на мир. В. И. Ленин, который в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм» обобщил процессы, происходившие в физике в начале 20 века, с полным основанием констатировал: «Современная физика лежит в родах. Она рожает диалектический материализм» 20 . Эти слова Ленина сохраняют все свое значение и для физики наших дней.

Современное естествознание ходом своего собственного развития приходит к признанию метода материалистической диалектики. Это поняли такие выдающиеся физики нашего времени, как Поль Ланжевен, Фредерик Жолио-Кюри и ряд других ученых. Они стали сознательными сторонниками диалектического материализма.

В наше время, чтобы вести успешную борьбу против реакционной философии, чтобы прочно стоять на позициях материалистического мировоззрения и уметь защитить его, мало считать себя материалистом; для этого нужно быть сознательным сторонником диалектического материализма.


1. СИСТЕМА МИРА СИСТЕМА МИРА 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН 3. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ НАРОДОВ МЕЖДУРЕЧЬЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ НАРОДОВ МЕЖДУРЕЧЬЯ 4. ВСЕЛЕННАЯ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ ВСЕЛЕННАЯ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ 5. СИСТЕМА МИРА ПО АРИСТОТЕЛЮ СИСТЕМА МИРА ПО АРИСТОТЕЛЮ 6. АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ИНДИИ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ИНДИИ 7. СИСТЕМА МИРА ПТОЛЕМЕЯ СИСТЕМА МИРА ПТОЛЕМЕЯ 8. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 9. СИСТЕМА МИРА ПО КОПЕРНИКУ СИСТЕМА МИРА ПО КОПЕРНИКУ 10. БОРЬБА ЗА НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ БОРЬБА ЗА НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ


Система мира - это представления о расположении в пространстве и движении Земли, Солнца, Луны, планет, звезд и других небесных тел. Уже в глубокой древности сложились первые представления о месте Земли во Вселенной. Эти системы мира были крайне наивны: плоская Земля, под которой находится подземный мир, а над ней возвышается небесный свод. Рис.1. Первый небесный глобус


В своих представлениях об окружающем мире древние народы исходили прежде всего из показаний своих органов чувств: Земля казалась им плоской, а небо громадным куполом, раскинувшимся над Землей. На картине показано, как небесный свод опирается на четыре высокие горы, расположенные где-то «на Рис.2. Представление о мире древних египтян краю света». Египет находится в центре Земли (каждый народ ставил в центр мира свою страну). Небесные светила как бы подвешены на небесном своде.


Близки к древнеегипетским были и представления о мире древних халдеев народов, населявших Междуречье начиная с VII века до н. э. По их воззрениям, Вселенная была замкнутым миром, в центре которого находилась Земля. Небо халдеи считали большим куполом, возвышавшимся над миром и опиравшимся на «плотину небес». Он был сделан из твердого металла верховным богом Map ду ком. Днем небосвод отражал солнечный свет, а ночью служил темно-синим фоном для игры богов планет, Луны и звезд. Рис.3. Представления о мире народов Междуречья


Рис.4. Вселенная по представлению древних греков Как и многие другие народы, древние греки представляли себе Землю плоской. Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. В золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершал свой путь по небу.


Рис.5. Геоцентрическая система мира по Аристотелю Великий греческий философ Аристотель понимал, что Земля имеет форму шара и приводил одно из сильнейших доказательств этого - круглую форму тени Земли на Луне во время лунных затмений. Но Аристотель считал Землю центром мира. Материю он полагал состоящей из четырех элементов, которые образуют как бы четыре сферы: сферу земли, воды, воздуха и огня. Земля неподвижна, а небесные светила обращаются вокруг нее.


Рис.6. Астрономические представления в Индии В священных книгах древних индусов отражены их представления о строении мира, имеющие много общего с воззрениями египтян. Согласно этим представлениям, восходящим к третьему тысячелетию до нашей эры, плоская Земля с громадной горой в центре поддерживается четырьмя слонами, которые в свою очередь, стоят на огромной черепахе, плавающей в океане.


Рис.7. Система мира Птолемея Астроном Клавдий Птолемей, работавший в Александрии во II веке н.э. подвел итоги работ древнегреческих астрономов, а также собственных астрономических наблюдений и построил наиболее совершенную теорию движения планет на основе геоцентрической системы мира Аристотеля. Чтобы объяснить наблюдаемые петлеобразные движения планет, Птолемей предположил, что планеты движутся по малым кругам вокруг некоторых точек, которые уже обращаются вокруг Земли.




Рис.9. Система мира по Копернику Согласно гелиоцентрической системе мира центром нашей планетной системы является Солнце. Вокруг него обращаются планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер и Сатурн. Единственным небесным телом, которое обращается вокруг Земли, является Луна.


Учение Коперника было признано не сразу. Сторонники гелиоцентрической системы мира жестоко преследовались церковью. По приговору инквизиции в 1600 г. был сожжен в Риме выдающийся итальянский философ Джордано Бруно. В 1633 г. другой итальянский ученый Галилео Галилей предстал перед судом инквизиции. Престарелого ученого заставили подписать "отречение" от своих взглядов. За право распространять подлинные знания об устройстве Вселенной вел борьбу против церковников М.В.Ломоносов. Ломоносов в остроумной и привлекательной стихотворно-сатирической форме высмеивал мракобесов. Рис.10. Г. Галилей Рис.11. Дж. Бруно Рис.12. М.В.Ломоносов