ГАЗ-53 ГАЗ-3307 ГАЗ-66

Демографическая политика франции. Демографическая проблема франции. распространенность пуританизма и протестантских течений и преобладание в социальном обеспечении волонтерского подхода, а не государственных обязательств

Между странами-членами Евросоюза достигнут определенный консенсус в принципиальных подходах к государственной поддержке семей с детьми.

В «Заключении совета министров, отвечающих за политику в отношении семьи», принятом в 1989 году, Европейская Комиссия так определила сложившуюся тогда ситуацию: «В странах-членах применяются разнообразные подходы к институту семьи. Восприятие государства по отношению к семье также различается. В то же время с помощью различных мер, осуществляемых в рамках различных направлений - социальное обеспечение, налоговая политика, семейное право и другие - государственные органы во всех странах-членах занимаются условиями жизни семей. Семейная политика означает совокупность этих мер». В этой трактовке семейная политика трактуется максимально расширительно и, по сути, включает в себя демографическую политику и политику народонаселения.

Следует отметить, что семейные пособия являются одной из форм семейной политики, реализуемых в странах Евросоюза. Очень широко используются налоговые льготы в странах, где меньше применяются пособия. Например, в Исландии базовое пособие на ребенка предоставляется в виде налогового вычета и управляется налоговой службой. Сумма вычета имеет твердый характер и не зависит от дохода в отношении детей в возрасте до 7 лет.

В большинстве стран Евросоюза, пособия семьям, имеющим детей, выплачиваются из бюджета и не связаны с социальным страхованием. Условием предоставления пособия на ребенка является факт проживания ребенка и родителей в стране. Однако в Германии, например, для получения пособия на ребенка достаточно, чтобы один из родителей платил налоги в данной стране.

Размер пособия в большинстве стран Евросоюза зависит от возраста ребенка. При этом только в Дании размер пособия уменьшается с увеличением возраста ребенка. В остальных странах он увеличивается. Наряду с этим во многих странах имеются дополнительные выплаты для малолетних детей.

Размеры пособия также дифференцируются в зависимости от очередности рождения ребенка. При этом только в Великобритании на первого ребенка пособие выше (103 евро), чем на последующих (69 евро). В остальных случаях размер пособия увеличивается с ростом очередности рождения. Особым случаем является Франция, где базовое пособие на первого ребенка не выплачивается. Право на детское пособие в большинстве стран не связано с доходами семей.

В настоящее время в Евросоюзе, в связи с фактически прекращением роста населения и постарением населения и трудовых ресурсов, усилился интерес к выработке новых подходов в демографической политике.

Недавно обнародованный доклад Европейской комиссии активизировал дебаты по демографической политике объединенной Европы и предложил иммиграцию как основной способ решения проблемы.

В докладе указано, что суммарный коэффициент рождаемости в Европе составлял в 2003 году 1,48 ребенка на женщину, в то время как для поддержания численности населения он должен быть не менее 2,1. Неуклонно растет число пенсионеров. По прогнозу к 2030 году в странах ЕС, вероятно, будут проживать 35 млн. человек старше 80 лет, что вдвое больше, чем сегодня, а детей станет меньше на 18 миллионов. В целом, с 2025 до 2030 гг. население ЕС сократится с 469 млн. до 468 млн. человек (без учета мигрантов). (Для сравнения: население США, наоборот, увеличится за тот же период на 25,6%, причем демографический взрыв в Штатах вызван как раз притоком мигрантов из Латинской Америки.).

В докладе указывается, что демографический спад может иметь серьезные последствия для уровня жизни и отношений между поколениями.

Определенным эталоном демографической политики является Франция, первая из европейских стран столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему мер по ее преодолению и увеличению численности населения.

Динамика численности населения Франции следующая: 1801 год - 28,3 млн. человек, 1901 год - 40,7 млн. человек, 2002 год - 59,8 млн. человек.

В конце XIX - начале XX веков началось резкое снижение естественного прироста населения и рождаемости во Франции, которое объяснялось стремлением многочисленных мелкобуржуазных слоев (Франция - государство-рантье) ограничивать число детей в семье. Несмотря на постоянное снижение смертности, темп снижения рождаемости был выше. Участие в XX веке в двух мировых войнах, мировой кризис 30-х годов обусловили депопуляцию: за 1914-1919 годы население страны сократилось на 3 млн. человек, за 1939-1945 годы - еще на 1,2 млн.

Активная демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, проводится во Франции с начала 20-х годов прошлого века. Причем до 1967 года была запрещена продажа контрацептивов, до 1975 года - запрещены аборты.

В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат и налоговых льгот семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка (пронаталистская политика). В результате среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на 1 женщину) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4%.

Суженный режим воспроизводства населения побуждал правительство стимулировать миграцию иностранных рабочих и принимать меры по повышению рождаемости. С 60-х годов XIX века до 30-х годов XX века миграционный прирост населения Франции составил 3,2 млн. человек, что обеспечило 3/4 общего прироста числа жителей. В 1931 году во Франции было 2,7 млн. иностранцев и 0,4 млн. натурализовавшихся. В 1931 году рабочие-иностранцы составляли свыше 40% шахтеров, 1/3 металлургов, 1/4 строителей и 1/3 сельскохозяйственных рабочих.

Во второй половине XX века, за 1946-1974 годы население Франции увеличилось на 12,1 млн. человек, в том числе на 8,5 млн. человек - за счет естественного прироста населения, на 2,4 млн. человек - за счет иммиграции и на 1,2 млн. человек - за счет репатриации французов из бывших колоний.

Современные меры демографической политики Франции оказывают существенное влияние на материальное положение семей с детьми.

Базовое пособие на ребенка назначается всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее двух детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа детей: на двоих детей - 107 евро в месяц, на троих - 244, на четверых - 382, на пятерых - 519, на шестерых - 656 евро. На каждого последующего ребенка выплачивается надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет - 30 евро и старше 16 лет - 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на первого ребенка семьям с двумя детьми. Доход семьи не влияет на размер этого пособия.

В зависимости от дохода семьи выплачиваются следующие дополнительные пособия:

  • - пособие на каждого ребенка в возрасте до трех лет в зависимости от дохода с четырех месяцев беременности в размере 154 евро;
  • - пособие одиноким родителям 502 евро в месяц плюс надбавка на каждого ребенка 167 евро в месяц;
  • - пособие к новому учебному году на детей с 6 лет до 18 лет, которые учатся в размере 67 евро;
  • - семейная доплата семьям или одиноким родителям с низкими доходами, имеющими 3 трех и более детей в возрасте от 3 трех до 21 года в размере 139 евро в месяц.

Помимо этого еще установлены пособия на учебу на детей-инвалидов (107 евро в месяц), жилищные пособия семьям с детьми.

Выплачиваются также пособия по уходу за ребенком до 6 лет, проживающим дома. Размер пособия зависит от дохода семьи. Максимальный размер пособия составляет 1500 евро в квартал семьям, чей годовой доход не превышает 33658 евро, а возраст детей - 3 лет. Пособия на детей от 3 до 6 лет не превышают 500 евро в квартал. Выплачиваются также пособия семьям, нанимающим нянь для детей младше 6 лет.

Пособия родительского присутствия выплачиваются родителям вынужденным прекратить или сократить свое присутствие на работе из-за тяжелой болезни ребенка. Размер пособия зависит от оставшегося дохода. Предусмотрены надбавки для одиноких родителей. Детям-сиротам назначается ежемесячное пособие 100 евро.

В последние годы введены также единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% базовой зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, а отпуск по беременности стал оплачиваться в размере 90% заработка.

Директор Института демографических исследований Игорь Иванович Белобородое определяет демографическую политику как комплекс мер, принимаемых государством с целью повлиять в заданном направлении на режим воспроизводства населения. В более широком понимании демографическая политика - это предлагаемый и реализуемый государственными институтами и общественными организациями комплекс целей, мер и средств, которые направлены па изменение существующей демографической ситуации. Объектами демографической политики могут быть как население страны в целом или отдельных регионов, так и социально-демографические группы, режим воспроизводства которых нуждается в существенной корректировке. Цель демографической политики - повлиять на режим воспроизводства населения в соответствии с поставленными задачами социально-экономического развития и сохранения целостности государства. Для достижения цели демографической политики должна функционировать вся система государственного и социального управления демографическими процессами.

В демографической политике можно выделить три основных направления:

  • 1) здравоохранительное - укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения;
  • 2) семейное - регулирование рождаемости и сохранение семьи как социального института;
  • 3) миграционное - регулирование миграционных процессов.

По мнению отечественного демографа Александра Яковлевича Кваши, демографическая политика может быть как активной, так и пассивной. Для активной демографической политики характерно стремление к изменению существующей демографической ситуации, для пассивной - сохранение ее стабильности. Основу демографической политики составляют определение цели и основных направлений демографического развития, разработка мер и средств по реализации поставленных целей. В соответствии с целью демографической политики по основным направлениям формулируются задачи и обосновываются приоритеты. К числу приоритетных задач могут быть отнесены следующие: увеличение рождаемости, сохранение института семьи, снижение смертности, повышение продолжительности жизни, корректировка миграционного баланса.

Для определения цели и задач демографической политики необходимы научно разработанные концепция и программа действий. Концептуально оформленная цель демографической политики предстает как стратегия демографического развития страны, а разработанная программа демографической политики - как тактика изменения демографической ситуации. Программа демографической политики представляет собой комплекс мероприятий, с помощью которых будут реализованы сформулированные в концепции цель и задачи. Предлагаемые в программе мероприятия могут быть трех видов: административно-правовые, финансово-экономические и информационно-психологические. Разработка стратегии и тактики демографической политики требует научного анализа существующей демографической ситуации и выявления тенденций динамики демографического развития в стране. Для эффективной реализации демографической политики нужны политическая воля, научное обоснование, достаточное финансирование, информационное сопровождение, контроль за исполнением принимаемых решений.

Демографическая политика в зарубежных странах

В большинстве стран приоритетным направлением демографической политики является регулирование рождаемости и сохранение семьи как социального института. В 1950-1960-е гг. мировая демографическая политика была ориентирована на решение возникшей глобальной проблемы демографического взрыва -перенаселения планеты. В этот период в странах Азии, Африки и Латинской Америки быстрыми темпами росла численность населения - от 2 до 4% в год. Страх перед демографическим взрывом обострил внимание к проблемам ресурсного обеспечения будущего населения и его расселения.

С 1970-х гг. в центре внимания мировой демографической политики оказалась проблема резкого падания рождаемости в экономически развитых странах. В настоящее время более чем в 60 странах мира уровень рождаемости не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. В этих государствах проживает около половины населения планеты. При этом в 20 странах рождаемость уже более 20 лет имеет величину значительно ниже уровня простого воспроизводства. За период с 1970 по 2010 г. глобальный суммарный коэффициент рождаемости уменьшился с 4,3 до 2,7 ребенка. В экономически развитых странах суммарный коэффициент рождаемости достиг 1,6 ребенка. В то же время в 26 развивающихся государствах из 150 рождаемость составляет пять и более детей у одной женщины репродуктивного возраста.

В последние годы большинство стран проводят политику регулирования рождаемости. Как правило, в азиатских странах, которым угрожает демографический взрыв, демографическая политика ориентирована на снижение рождаемости. В западноевропейских странах, которым угрожает демографический кризис, демографическая политика ориентирована па повышение рождаемости.

Необходимость проведения демографической политики, направленной на снижение рождаемости, в Китайской Народной Республике возникла в середине 1950-х гг. в связи с быстрым увеличением численности населения, начиная с 1949 г., когда население республики насчитывало еще 42 млн чел. Стремительный рост численности населения привел к тому, что сегодня в Китае по данным статистики проживает более 1360 млн чел. (каждый пятый житель Земли).

Первые кампании по ограничению рождаемости в Китае проходили в 1956-1958 и 1961-1965 гг. С 1970 г. демографическая политика, направленная па снижение рождаемости, проводится под лозунгом "одна супружеская пара - один ребенок". Исключением являются малочисленные этнические меньшинства, которым позволяется иметь два-три ребенка. Для осуществления "политики одного ребенка" в Китае был повышен возрастной ценз вступления в брак и установлено требование предъявлять при регистрации документы о прохождении специального медицинского обследования, в котором подтверждается, что у невесты и жениха не обнаружены наследственные болезни. Тем, у кого такие болезни были обнаружены, запрещалось иметь детей или предлагалась стерилизация. Женщинам, сделавшим аборт, предоставлялся оплачиваемый отпуск.

Ежемесячные пособия в Китае стали выплачиваться только на единственного ребенка. Семьи с одним ребенком имели преимущества при устройстве на работу и обеспечения жильем. Родители, у которых единственный ребенок - девочка, пользовались привилегированным медицинским обслуживанием. Декретный отпуск и оплата медицинских расходов на второго ребенка не распространялась. Для родивших второго и последующих детей были установлены штрафы в размере от 2 до 20 тыс. долл., у них изымались выплаты, полученные за первого ребенка, их лишали всех льгот, которые были предназначены в связи с рождением первого ребенка. В результате "политики одного ребенка" в Китае суммарный коэффициент рождаемости снизился с 4,7 в 1973 г. до 1,8 в 2000 г. Традиционное предпочтение рожать мальчиков привело к тому, что сегодня по статистике в Китае на одну девочку приходится по три мальчика и, как результат, - "дефицит невест".

В настоящее время численность населения Индии превышает 1220 млн чел. (1/6 жителей земного шара). Суммарный коэффициент рождаемости в Индии - 3,1 ребенка (выше, чем в современном Китае почти в два раза). После переписи 1971 г., показавшей, что за 20 лет население Индии увеличилось в полтора раза, в качестве основного метода снижения высокой рождаемости правительство избрало стерилизацию, которая первоначально осуществлялась добровольно, причем мужчинам из наиболее бедных слоев населения предлагалось за это денежное вознаграждение. В 1976 г. была предпринята попытка ввести закон о принудительной стерилизации мужчин, имеющих троих детей.

За период с 1974-1975 но 1976 1977 гг. число операций стерилизации выросло с 1354 тыс. до 8261 тыс. В результате в Индии коэффициент рождаемости понизился с 45% в 1970 г. до 35,3% в 1980 г. За такое политическое решение демографической проблемы премьер-министр Индии Индира Ганди в 1983 г. стала лауреатом премии ООН в области народонаселения. Однако такой жесткий подход к решению избыточной рождаемости привел к требованию общественности отменить закон принуждения к стерилизации. Следствием стало поражение правящей партии Индийский национальный конгресс. Вернувшись к власти, эта партия в 2000 г. повела национальную политику народонаселения, ориентированную па повышение благосостояния семьи, улучшение медицинского обслуживания матерей и детей, ограничение возрастного ценза вступления в брак девушек 18 годами. В последние годы в Малайзии, Непале и Пакистане правительством проводились кампании по добровольной стерилизации в рамках программы планирования семьи.

Франция одной из первых европейских стран проявила озабоченность снижением рождаемости уже в конце XIX в. В 1896 г. французский статистик и демограф Ж. Бертильон основал Национальный союз за увеличение численности французского народа. В 1920 г. был учрежден Высший совет по проблемам рождаемости, в 1921 г. - Федерация союзов больших семей, в 1939 г. - Высший комитет по проблемам населения. В 1945 г. по инициативе Президента Франции Шарля де Голля (1890-1970) и под его руководством начал функционировать Высший консультативный комитет но проблемам населения и семьи. В 1920 г. во Франции был принят закон, запрещающий аборты, но разрешающий продажу контрацептивов. В 1939 г. был принят Кодекс о семье, а в 1975 г. - закон о разрешении абортов в течение первых 10 недель беременности.

В современной Франции, как и во многих европейских странах, рождаемость стимулируется с помощью системы пособий на детей. С увеличением числа детей в семье существенно увеличиваются детские пособия. Так, при рождении первого ребенка выплачивается единовременное пособие в сумме 260% основной зарплаты матери, на каждого последующего - 717%. Срок декретного отпуска установлен в 16 недель, однако при рождении третьего ребенка он увеличивается до 26 недель. Матерям-одиночкам предусмотрен гарантированный минимум дохода в течение всего срока беременности и первые три года жизни ребенка. При рождении ребенка семье предоставляются жилищные льготы, а также погашается часть ссуды, взятой на обзаведение домашним хозяйством. 11ри рождении четвертого ребенка ссуда погашается на 90%. Уплата подоходного налога зависит от количества детей в семье. Предусмотрены существенные ежегодные компенсации расходов семьи на обучение детей и относительно невысокая плата за пребывание ребенка в государственных и частных дошкольных учебных заведениях на протяжении всего дня.

Сегодня Франция выделяет на материальную поддержку семей примерно 12-13% ВВП и занимает второе (после Ирландии) место в Европе по уровню рождаемости. Прирост населения современной Франции на 4/5 обеспечивается естественным приростом населения, в то время как в большинстве стран ЕС увеличение численности на 3/4 происходит за счет миграции.

В демографической политике некоторых западноевропейских стран для увеличения рождаемости используются свои особые меры. Например, в Австрии при определении выделяемых пособий учитывается не доход семьи, а количество в ней детей. Помощь семьям выдается из налоговых поступлений и из общественных фондов, финансируемых предпринимателями. Учащимся до достижения ими 27 лет выплачиваются пособия. В Италии и Бельгии пособия учащимся выплачиваются до 25 лет. Кроме того, в Бельгии они увеличиваются в зависимости от возраста ребенка: для 14-летних пособия в три раза больше, чем для ребенка до четырех лет. В Греции пособия на четвертого и пятого ребенка в 12-18 раз больше, чем на первого. В Швеции семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов. Отцы, как и матери, могут ежегодно получать 60 дней в год оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком и 10 дней в связи с рождением ребенка. В Великобритании достаточно большая материальная помощь многодетным семьям привела к тому, что появилось поколение людей, которые, не работая, живут за счет детских пособий.

Демографической политикой большинства стран предусмотрены следующие меры: по безопасности материнства, доступности и улучшению медицинского обслуживания матерей и здоровья детей, оказанию материальной помощи многодетным семьям и матерям-одиночкам. Благодаря осуществлению этих мер в период с 1990 по 2010 г. удалось сократить младенческую и детскую смертность с 12,5 млн до 9 млн. В настоящее время для 70 стран это направление демографической политики является приоритетным. В 87 государствах первостепенными в демографической политике заявлены меры по снижению смертности от распространения инфекции ВИЧ/СПИД, от которого в мире за период с 1981 но 2008 г. умерли 28 млн чел., а 33 млн чел. остаются неизлечимыми.

Все больше экономически развитых стран включают в программы своей демографической политики необходимость введения селективной миграции. Правительства обеспокоены резким ростом нелегальной миграции, особенно в периоды экономического кризиса. Если, например, Австралия, Швеция, Эстония согласны увеличить поток трудовых мигрантов, то Дания, Нидерланды, Франция хотят сократить миграционный поток в свои страны. В США, Канаде и многих европейских странах введены иммиграционные квоты.

Особенно активная демографическая политика до конца 80-х годов проводилась в странах Восточной Европы. Среди ее мер применялись: ссуды молодоженам (разовые), пособия по рождению каждого ребенка, ежемесячные детские пособия, предоставление длительных отпусков по беременности и родам, преимущественных прав на приобретение жилья, а также мест в детских садах и школах.

В западноевропейских странах сформирована схожая система демографической политики, но размеры различных рода выплат и других льгот варьируются по отдельным странам.

Единовременное пособие при рождении ребенка в начале 90-х годов:

  • ФРГ -100 марок
  • Великобритания - 25 фунтов стерлингов
  • Франция - 2600 франков
  • Испания - 3000 песет.

Политика стимулирования рождаемости и естественного прироста населения наиболее активно проводится во Франции и в Швеции.

Демографическая политика во Франции

Замечание 1

Активизация политики стимулирования рождаемости в начале 20-х годов ХХ века была обусловлена депопуляцией населения.

Так, до 1967 г. в этой стране было запрещено продавать контрацептивы, до 1975 года под запретом были аборты.

С 1946 года во Франции стали практиковаться денежные выплаты и налоговые льготы семьям, с целью поощрения рождаемости.

В итоге среди западноевропейских стран к середине 80-х г.г. во Франции был один из наиболее высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на 1 женщину) - 1,8 - 1,9 на одну женщину в среднем. Ежегодный прирост населения составлял 0,3 - 0,4%.

За период с 1946 по1974 годы численность населения этой страны выросла на 12,1 миллионов человек, в том числе на 8,5 миллионов человек - благодаря естественному приросту населения, на 2,4 миллионов человек - благодаря иммиграции и на 1,2 миллионов человек - благодаря репатриации французов, проживающих в бывших колониях.

Комплекс современных мер демографической политики пронаталистского типа во Франции существенно влияет на материальное благосостояние семей, имеющих детей.

Так, все лица, проживающие во Франции и имеющие не менее двух детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране получают базовое пособие на ребенка.

Демографическая политика в Швеции

Замечание 2

Рост населения в последнее время стимулируется активной демографической политикой; всем, включая иммигрантов, выплачиваются семейные пособия.

Правительство Швеции также стремится создавать условия для того, чтобы замужние женщины были экономически самостоятельны - иметь реальные возможности зарабатывать.

С 60-х годов ХХ века, с началом сексуальной революции, со школьниками обсуждаются такие вопросы, как контрацепция, сознательное родительство, планирование семьи, а также ответственность мальчиков за аборты и за гомосексуальные связи.

Демографическая политика Евросоюза

Страны Евросоюза достигли определенного консенсуса в подходах к осуществлению государственной поддержки семей с детьми.

  1. Семейные пособия.
  2. Налоговые льготы в тех странах, где пособия применяются меньше.

Пример 1

В Исландии предоставляется базовое пособие на ребенка в форме налогового вычета и управление им осуществляет налоговая служба.

В большинстве стран Евросоюза, пособия семьям с детьми выплачиваются из бюджетных средств и не связаны с системой социального страхования. Условие предоставления детского пособия - проживание ребенка и родителей на территории страны. А в Германии, чтобы получать пособие на ребенка, достаточно того, чтобы один из родителей был налогоплательщиком в данной стране.

Определенным эталоном демографической политики является Франция, первая из европейских стран столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему мер по ее преодолению и увеличению численности населения.

Современные меры демографической политики Франции оказывают существенное влияние на материальное положение семей с детьми.

Базовое пособие на ребенка назначается всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее двух детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа детей: на двоих детей - 107 евро в месяц, на троих - 244, на четверых - 382, на пятерых - 519, на шестерых - 656 евро. На каждого последующего ребенка выплачивается надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет - 30 евро и старше 16 лет - 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на первого ребенка семьям с двумя детьми. Доход семьи не влияет на размер этого пособия.

В зависимости от дохода семьи выплачиваются следующие дополнительные пособия:

· пособие на каждого ребенка в возрасте до трех лет в зависимости от дохода с четырех месяцев беременности в размере 154 евро;

· пособие одиноким родителям 502 евро в месяц плюс надбавка на каждого ребенка 167 евро в месяц;

· пособие к новому учебному году на детей с 6 лет до 18 лет, которые учатся в размере 67 евро;

· семейная доплата семьям или одиноким родителям с низкими доходами, имеющими 3 трех и более детей в возрасте от 3 трех до 21 года в размере 139 евро в месяц.

Помимо этого еще установлены пособия на учебу на детей-инвалидов (107 евро в месяц), жилищные пособия семьям с детьми.

Выплачиваются также пособия по уходу за ребенком до 6 лет, проживающим дома. Размер пособия зависит от дохода семьи. Максимальный размер пособия составляет 1500 евро в квартал семьям, чей годовой доход не превышает 33658 евро, а возраст детей - 3 лет. Пособия на детей от 3 до 6 лет не превышают 500 евро в квартал. Выплачиваются также пособия семьям, нанимающим нянь для детей младше 6 лет.

Пособия родительского присутствия выплачиваются родителям вынужденным прекратить или сократить свое присутствие на работе из-за тяжелой болезни ребенка. Размер пособия зависит от оставшегося дохода. Предусмотрены надбавки для одиноких родителей. Детям-сиротам назначается ежемесячное пособие 100 евро.

В последние годы введены также единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% базовой зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, а отпуск по беременности стал оплачиваться в размере 90% заработка.

По международным стандартам Швеция является наиболее равноправной страной. Модель гендерной политики Северных стран - это равенство, равноправие, равные права и возможности, равный доступ к власти. Эти принципы реализуются и в демографической политике Швеции.

Политика Правительства Швеции направлена на создание экономической самостоятельности женщин в браке - каждая женщина имеет реальные возможности заработка .

По мнению шведских специалистов, защита трудовых прав женщин в сфере занятости является самой проблемной областью политики обеспечения равных прав и возможностей. Больше всего обращений в юридическую службу Омбудсмена по вопросам равноправия на рынке труда касаются защите прав беременных женщин при трудоустройстве и при увольнении по контракту. Практически все конфликты решаются в интересах женщин.

Обеспечивается необходимое количество мест в детских дошкольных учреждениях для работающих родителей. Работающие родители имеют право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года (с 1 января 2002 года - на 13 месяцев, в том числе 2-мя месяцами может воспользоваться только отец ребенка, что предусмотрено с целью привлечения отца к воспитанию детей с раннего возраста). На каждого ребенка до 18 лет выплачивается пособие в размере 800 шведских крон в месяц (80 долларов), для учащихся в вузах - стипендия 2000 шведских крон и льготный кредит 5000 шведских крон в месяц с рассрочкой на 20 лет .

Большое внимание уделяется в Швеции проблемам планирования семьи и сексуального образования молодежи, профилактике семейного насилия.

В Швеции имеется 250 молодежных центров сексуального образования. Они финансируются из местных бюджетов. Центры бесплатно консультируют подростков по вопросам психологии межличностных отношений, контрацепции, создания семьи. Имеются телефоны, по которым также даются консультации по сексуальным проблемам и вопросам межличностного общения и конфликтов с родителями и сверстниками. В состав работников центров входят медики, психологи, социальные работники, педагоги.

Начиная с 60-х годов, с начала сексуальной революции, в школах стали обсуждаться вопросы контрацепции, сознательного родительства, планирования семьи, а несколько позже - ответственности мальчиков за аборты и однополые связи.

В Швеции осуждаются термины "сексуальные меньшинства" и "нетрадиционная сексуальная ориентация" как дискриминационные, законодательно разрешены однополые браки, а в 2002 году принят закон о разрешении усыновления детей однополыми семьями (такого нет ни в одной стране мира).

Одной из самых острых проблем в сфере семейных отношений Швеции в настоящее время признана проблема сексуального насилия. Согласно законодательству предусмотрено право супругов обращаться в суд по вопросам сексуального насилия в семье. Сексуальное насилие часто сочетается с серьезным физическим насилием. Эта же проблема обсуждается в шведском обществе применительно к проституции.

В Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках демографической политики: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей я т.д. Пособия увеличивается в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, то пособие выплачивается до 25 лет.

В Австрии при определении размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в Компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются, если они учатся, до 27 лет.

В Италии одной из целей демографической политики является улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям выплачиваются в зависимости от дохода. Размер пособия обратно пропорционален доходу семьи и а прямо пропорционален количеству членов семьи. Всего установлено три порога годового дохода семьи в абсолютных размерах. При доходе, превышающем 41721 евро, пособие не выплачивается. Учащимся выплачивается пособие до 25 лет .

Между странами-членами Евросоюза достигнут определенный консенсус в принципиальных подходах к государственной поддержке семей с детьми.

Следует отметить, что семейные пособия являются одной из форм семейной политики, реализуемых в странах Евросоюза. Очень широко используются налоговые льготы в странах, где меньше применяются пособия. Например, в Исландии базовое пособие на ребенка предоставляется в виде налогового вычета и управляется налоговой службой. Сумма вычета имеет твердый характер и не зависит от дохода в отношении детей в возрасте до 7 лет.

В большинстве стран Евросоюза, пособия семьям, имеющим детей, выплачиваются из бюджета и не связаны с социальным страхованием. Условием предоставления пособия на ребенка является факт проживания ребенка и родителей в стране. Однако в Германии, например, для получения пособия на ребенка достаточно, чтобы один из родителей платил налоги в данной стране.

Размер пособия в большинстве стран Евросоюза зависит от возраста ребенка. При этом только в Дании размер пособия уменьшается с увеличением возраста ребенка. В остальных странах он увеличивается. Наряду с этим во многих странах имеются дополнительные выплаты для малолетних детей.

В настоящее время в Евросоюзе, в связи с фактически прекращением роста населения и постарением населения и трудовых ресурсов, усилился интерес к выработке новых подходов в демографической политике.

Недавно обнародованный доклад Европейской комиссии активизировал дебаты по демографической политике объединенной Европы и предложил иммиграцию как основной способ решения проблемы.

Демографическая политика в США выражена наименее отчетливо, в то же время фактически созданы условия для значительного иммиграционного прироста населения, а также применяются меры налоговой поддержки семей с детьми и различные региональные и корпоративные программы семейной политики.

Возможно это обусловлено тем, что демографическая ситуация в США выглядит сегодня более благоприятной, чем в остальных развитых странах мира.

Это объясняется доминирующим положением страны в мире, привлекательностью для мигрантов и возможностями их селективного отбора в интересах страны.

Сложившаяся в США благоприятная демографическая ситуация - это существенное преимущество, которое будет реализоваться американским обществом не только в настоящее время, но и в ближайшие десятилетия.

90-е годы прошлого столетия были рекордными по миграционному приросту населения, который составил 10 млн. человек. Основная масса иммигрантов - люди в трудоспособном и детородном возрасте. 2/3 мигрантов - выходцы из Азии и Латинской Америки с установками многодетности.

В результате миграционных вливаний в последние 20 лет уровень рождаемости в США растет и США лидирует по этому показателю среди индустриально развитых стран, обеспечивая расширенное воспроизводство населения. Здесь менее остра, чем в Европе, проблема постарения населения.

В сложившихся условиях США могут позволить себе не форсировать принятие нового законодательства о семье и не заботиться специальными мерами о повышении рождаемости.

Отсутствие официальной доктрины демографической и семейной политики в США невозможно понять без рассмотрения более общего контекста социальной политики.

Сформировавшиеся на протяжении последних десятилетий идеология социальной политики США складываются из следующих принципов:

· либерального индивидуализма как высшей ценности;

· трудовой этики как базового элемента системы ценностей;

· доверия к рыночным механизмам, которые одни способны привести общество к росту и процветанию;

· свободы семьи как частного института, отказ от вмешательства государства в дела семьи;

· распространенность пуританизма и протестантских течений и преобладание в социальном обеспечении волонтерского подхода, а не государственных обязательств;

· влияние социального дарвинизма, провозглашающего, что выживание сильнейшего является естественным порядком вещей и общественное вмешательство в этот процесс контрпродуктивно;

· определенное оправдание расизма;

· отсутствие положения о социальной ответственности на федеральном уровне (в отличие от правительств штатов).

А самое главное - это то, что открытая иммиграционная политика, сводит к нулю необходимость проведения пронаталисткой демографической политики.

В итоге социальная политика в США сводится, в значительной степени, к социальной поддержке самых нуждающихся.

В настоящее время материальная поддержка реализуется через систему налоговых льгот и кредитов: стандартных налоговых вычетов, налоговых кредитов на ребенка, налоговых кредитов на оплату услуг присмотра за детьми, и другими нетрудоспособными, кредитов на усыновление.

Считается, что предоставление налоговых кредитов увеличивает стимулы к труду, т.к. заработная плата становится дополнительным источником доходов. В то же время получение кредитов требует глубокого понимания системы налогообложения и поэтому малодоступно для наиболее нуждающихся. Кроме того, налоговые кредиты можно получать раз в год - по окончании налогового периода, а не тогда, когда они нужны.

В настоящее время социальное обеспечение США в значительной мере зависит от льгот, предоставляемых предприятиями. Как правило, крупные фирмы имеют программы поддержки семьи, включающие предоставление отпусков по семейным обстоятельствам, гибкие графики работы и неполный рабочий день, оплату детских дошкольных учреждений и др.

Государственных органов и социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Демографическая политика призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменения, динамики рождаемости, смертности, здоровья, продолжительности жизни, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Цели и системы мер по регулированию воспроизводства населения определяются господствующими идеологическими концепциями, особенностями сложившейся социальной системы, типом государственного управления, уровнем экономического развития и ресурсными возможностями, качеством жизни, культурными нормами и традициями. Конкретная демографическая ситуация, её тенденции и перспективы обусловливают определённый характер и целевую направленность политики. Принципиальная особенность демографической политики - в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через человеческое поведение, принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, через сферы занятости и т.п. Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придаёт необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных, семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных.

Главный показатель эффективности демографической политики, характеризующий позитивность происходящих в стране изменений, - средняя продолжительность жизни населения. В России максимальные уровни средней продолжительности жизни пришлись на середину - конец 1960-х годов (64,6 года у мужчин в 1964-1965 и 73,54 года у женщин в 1967-1968). Затем, вплоть до начала 1980-х годов, средняя продолжительность жизни снижалась и составила в 1983-84 62,0 года у мужчин и 73,31 года у женщин. В 2000-е годы разница между показателями средней продолжительности жизни у мужчин и женщин в России составила более 13 лет. В западноевропейских странах эта разница колеблется в пределах 7 лет. По мнению экспертов, в 1990-е годы для России было характерно также такое явление, как «избыточная смертность»: 32,2% смертей мужчин и 23,6% смертей женщин могли бы быть предотвращены при эволюционном развитии событий, а не резком реформировании экономики («шоковая терапия»). Следовательно, ответственность за реализацию демографической политики возлагается на все органы государственного и муниципального управления, а не только на один формально уполномоченный орган (например, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации). Учитывая, что Россия входит в небольшую группу стран мира, где численность населения из года в год уменьшается, решение накопившихся демографических проблем возможно только в комплексе, на основе использования программно-целевого подхода.

Первая из европейских стран, столкнувшихся с депопуляцией населения и разработавших систему мер по её преодолению, - Франция. Активная демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, проводится во Франции с начала 1920-х годов. В связи с этим до 1967 была запрещена продажа контрацептивов, до 1975 - запрещены аборты. С 1946 во Франции проводится так называемая пронаталистская политика, связанная с денежными поощрениями рождений 1-го, 2-го и особенно 3-го ребёнка.

В целом же в мире порядка 40% стран не занимаются никаким регулированием воспроизводства населения (арабские страны, США и др.); 38% стран проводят демографическую политику, направленную на уменьшение темпов роста населения (Китай, а также беднейшие развивающиеся страны); 22% стран принимают меры по сохранению достигнутых или увеличению темпов роста населения (европейские страны, Россия и др.).

Целями демографического развития России на современном этапе являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту. В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи принимаются меры по формированию системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя и более детьми; созданию социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания детей, включая условия для самореализации молодёжи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями. Обеспечение условий для улучшения материального положения семей предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, повышение уровня заработной платы. Поддержка молодых семей предполагает улучшение их жилищных условий в случае рождения ребёнка, выделение безвозмездных субсидий и использование механизма льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье. В области укрепления здоровья поставлена задача по защите российского потребительского рынка от распространения товаров, наносящих вред здоровью населения как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе; по укреплению здоровья детей и подростков, улучшению здоровья населения трудоспособного возраста, репродуктивного здоровья населения путём совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи.

Лит.: Елизаров В. В. Демографическая политика // Современная демография. М., 1995; Румянцева Е. Е. Стратегия преодоления бедности. Минск, 2001; она же. Товары, вредные для здоровья. М., 2005; Иванова А. Е. и др. Особенности смертности населения России в 1990-е годы и резервы ее снижения: динамика и прогноз // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2002. №3.