ГАЗ-53 ГАЗ-3307 ГАЗ-66

Как отличить суннита от шиита. В чем разница между суннитами и шиитами

Ислам разделяется на два крупнейших течения - суннизм и шиизм. На данный момент сунниты составляют около 85–87% мусульман, а количество шиитов не превышает 10%. О том, как ислам раскололся на эти два направления и чем они отличаются.

КОГДА И ПОЧЕМУ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ИСЛАМА РАСКОЛОЛИСЬ НА СУННИТОВ И ШИИТОВ?

Мусульмане раскололись на суннитов и шиитов по политическим причинам. Во второй половине VII века после окончания правления халифа Али* в Арабском халифате** возникли споры о том, кто займёт его место. Дело в том, что Али был зятем Пророка Мухаммеда***, и часть мусульман считала, что власть должна перейти именно его потомкам. Эту часть стали называть «шиитами», что в переводе с арабского значит «власть Али». В то время, как другие последователи ислама ставили под сомнение исключительную привилегированность этого рода и предлагали большинством мусульманской общины выбрать другую кандидатуру из потомков Мухаммеда, объясняя свою позицию выдержками из сунны - второго после Корана**** источника исламского права, отчего стали называться «суннитами».

КАКОВЫ РАЗЛИЧИЯ В ТОЛКОВАНИИ ИСЛАМА У СУННИТОВ И ШИИТОВ?

Сунниты признают исключительно пророка Мухаммеда, шииты же равно почитают как Мухаммеда, так и его двоюродного брата Али.Сунниты и шииты по-разному выбирают высшую власть. У суннитов она принадлежит избираемым или назначаемым духовным лицам, а у шиитов представитель высшей власти должен быть исключительно из рода Али.Имам. Для суннитов это духовное лицо, которое заведует мечетью. Для шиитов это духовный лидер и потомок пророка Мухаммеда.Сунниты изучают весь текст сунны, а шииты только ту её часть, которая рассказывает о Мухаммеде и членах его семьи.Шииты верят, что однажды в лице «скрытого имама» придёт мессия.Могут ли сунниты и шииты вместе совершать намаз и хадж?Последователи различных течений ислама могут совершать намаз (ежедневное пятикратное чтение молитв) вместе: в некоторых мечетях это активно практикуется. Кроме того, сунниты и шииты могут осуществлять совместный хадж - паломничество в Мекку (священный город мусульман на западе Саудовской Аравии).

В каких странах большие шиитские общины?

Больше всего последователей шиизма живёт в Азербайджане, Бахрейне, Ираке, Иране, Ливане и Йемене.
*Али ибн Абу Талиб - выдающийся политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять пророка Мухаммеда; первый имам в учении шиитов.
**Арабский халифат - исламское государство, возникшее в результате мусульманских завоеваний в VII–IX вв. Располагалось на территории современных Сирии, Египта, Ирана, Ирака, юга Закавказья, Средней Азии, севера Африки и юга Европы.
***Пророк Мухаммед (Мухаммад, Магомед, Мохаммед) - проповедник единобожия и пророк ислама, центральная фигура в религии после Аллаха.
****Коран - священная книга мусульман.

РАССЕЛЕНИЕ ШИИТОВ И СУННИТОВ

Подавляющее большинство мусульман на планете составляют сунниты. Антипатии между общинами внутри ислама более распространены, чем между самим исламом и другими религиозными верованиями и их сторонниками. В некоторых странах теологические и культурные различия между суннитами и шиитами приводят к насилию.Выходящий в Лондоне журнал «Джейн» пишет, что шииты составляют большинство в Азербайджане, Иране и Бахрейне. В Ираке шииты составляют больше половины населения. В Саудовской Аравии шиитов уже только около 10 процентов.Преобладание суннитов наблюдается в Афганистане, Пакистане, Кувейте и Объединенных Арабских Эмиратах. В Индии, с общим количеством в более чем один миллиард жителей, абсолютное большинство процентов мусульман принадлежат к общине суннитов.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

После смерти пророка Мухаммеда в 632 году нашей эры, в среде его последователей возникло разногласие по поводу того, кто должен стать его преемником. Те, кто склонялся к идее избрания преемника через согласие, полученное в Халифате, стали называться суннитами.Меньшинство же предпочитало видеть преемником пророка Мухаммеда избранного по семейному родству с пророком. Они выбрали своим имамом двоюродного брата пророка - Али. Это меньшинство стало известно под названием Шиит Али, то есть группой сторонников имама Али.В 680 году в Кербале в Ираке был убит суннитами сын имама Али – Хуссейн, и это еще больше обострило противоречия между суннитами и шиитами.Разногласия между шиитским и суннитским Исламом отражаются на всех аспектах Исламского закона. В странах со значительным и влиятельным мусульманским населением эти различия влияют на государственные законы, особенно касающиеся семьи и общества. Это приводит не только к дискуссиям, но во многих случаях ведет к репрессиям со стороны правящих элит, которые стремятся

ГЛАВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Исламский свод законов, безотносительно практики суннитов или шиитов, базируется на Коране, суннах (обычаях пророка Магомета), соотносясь с хадитами (высказываниями Пророка и его сторонников), джияс (подобиями, аналогами) и понятием «ижтихад» (личными умозаключениями).Именно от них произрастает Исламский закон (шариа), который не систематизируется, но подвергается истолкованию советом компетентных личностей (улема). Источники истолкования Исламского закона (Шариа) не устанавливают различия между Исламом шиитов и суннитов. Но различия между двумя течениями возникают как следствие интерпретации хадитов (высказываний Пророка и его сподвижников).В случае шиитов в истолкование включены высказывания имамов. В шиитском Исламе имамы являются не просто ведущими молитв, но и носителями сверхъестественных знаний и обладателями бесспорного авторитета. Это является главной причиной их расхождения с суннитами.

ВОПРОСЫ БРАКА

Различия в интерпретации суннитами и шиитами исламского закона - шариата - стали еще более разительными. Как отмечает британский журнал «Джейн», в Южной Азии и на Ближнем Востоке это часто приводило и продолжает приводить к насилию.Место взрыва заминированного автомобиля рядом с суннитской мечетью в иракском городе Киркуке. 12 мая 2009 года.
Власть каждого из основных течений ислама в странах этого региона часто создавала проблемы, влияющие на исламский закон. Например, шииты не придерживаются суннитского правила считать развод состоявшимся с момента провозглашения его стороной мужа. В свою очередь, сунниты не принимают шиитскую практику временного супружества.В Индии в 2005 году шииты отказались следовать распоряжениям, исходящим от Всеиндийского мусульманского совета в вопросах замужества, развода и получения наследства. Шииты заявили, что Совет, в котором большинство составляли сунниты, в своих решениях склонялся к суннитским истолкованиям вопросов брака.

РОСТ ПРОТИВОСТОЯНИЯ

Иранская революция 1979 года вызвала встревоженность возможным распространением влияния шиитов в Персидском заливе и Пакистане.Британский журнал «Джейн» акцентировал внимание на том, что в своих жестких интерпретациях Корана ваххабиты призывают к действиям против неверующих и особенно шиитов, которых они считают отъявленными еретиками.Саудовская Аравия энергично поддерживала суннитскую доктрину щедрыми субсидиями лидеров на местах, таких как пакистанский президент Мухаммед Зия уль-Хак, с целью противостоять влиянию шиитов путем расширения сети исламских школ - медресе. Саудовцы стремились к тому, чтобы эти школы симпатизировали суннитскому исламу и поддерживали ваххабитское его истолкование.Акции имели очевидный успех. Быстрый рост суннитского радикализма способствовал вербовке боевиков для движения сопротивления в Афганистане против советской оккупации. Позднее это активизировало движение «Талибан» и сторонников Усамы бин Ладена.Так что государственные лидеры уже сталкиваются с необходимостью находить пути, на которых обе общины - и суннитская и шиитская - смогут нормально функционировать и мирно сосуществовать.

Конфликты между шиитами и суннитами случаются до сих пор, но в наше время они чаще носят политический характер. За редким исключением (Иран, Азербайджан, Сирия) в странах, населенных шиитами, вся политическая и экономическая власть принадлежит суннитам. Шииты чувствуют себя обиженными, их недовольством пользуются радикальные исламские группировки, Иран и западные страны, давно освоившие науку стравливания мусульман и поддержки радикального ислама ради «победы демократии». Шииты активно боролись за власть в Ливане, а в прошлом году восстали в Бахрейне, протестуя против узурпации суннитским меньшинством политической власти и нефтяных доходов.В Ираке после вооруженной интервенции США шииты пришли к власти, в стране началась гражданская война между ними и прежними хозяевами - суннитами, а светский режим сменился мракобесием. В Сирии противоположная ситуация - там власть принадлежит алавитам, одному из направлений шиизма. Под предлогом борьбы с засильем шиитов в конце 70-х годов террористическая группировка «Братья-мусульмане» развязала войну против правящего режима, в 1982 году мятежники захватили город Хама. Мятеж был подавлен, погибли тысячи людей. Сейчас война возобновилась - но только теперь, как и в Ливии, бандитов именуют повстанцами, их открыто поддерживает все прогрессивное западное человечество во главе с США.

В бывшем СССР шииты живут в основном в Азербайджане. В России их представляют те же азербайджанцы, а также небольшое число татов и лезгин в Дагестане.Серьезных конфликтов на постсоветском пространстве пока не наблюдается. Большинство мусульман весьма смутно представляют себе разницу между шиитами и суннитами, а азербайджанцы, живущие в России, за неимением шиитских мечетей нередко посещают суннитские.В 2010 году случился конфликт между председателем президиума Духовного управления мусульман европейской части России, председателем Совета муфтиев России, суннитом Равилем Гайнутдином и главой Управления мусульман Кавказа, шиитом Аллахшукюром Пашазаде. Последнего обвинили в том, что он шиит, а большинство мусульман России и СНГ - сунниты, следовательно, шиит не должен управлять суннитами. Совет муфтиев России пугал суннитов «шиитским реваншем» и обвинял Пашазаде в работе против России, поддержке чеченских боевиков, излишне тесных отношениях с Русской православной церковью и притеснении суннитов в Азербайджане. В ответ Управление мусульман Кавказа обвинило Совет муфтиев в попытке срыва Межрелигиозного саммита в Баку и в разжигании розни между суннитами и шиитами.

Эксперты полагают, что корни конфликта - в состоявшемся в 2009 году учредительном съезде Консультативного совета мусульман СНГ в Москве, на котором Аллахшукюр Пашазаде был избран главой нового альянса традиционных мусульман. Инициатива получила высокую оценку президента России, а демонстративно бойкотировавший ее Совет муфтиев оказался в проигрыше. В разжигании конфликта подозревают и западные спецслужбы.

В последние годы Ближний Восток стал ареной значимых мировых событий. «Арабская весна», крушение диктатур, войны и непрекращающееся противостояние между влиятельными игроками в регионе стали важнейшими темами международных отношений. Недавно стало извес тно о самых масштабных потерях арабской коалиции с начала боевых действий в Йемене. Политические и военные баталии зачастую оттесняют на второй план один из основных аспектов многовековых противоречий — религиозную рознь. Так чем отличаются сунниты от шиитов?

Шахада

«Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед — Пророк Аллаха», — так звучит шахада, «свидетельство», первый столп ислама. Эти слова известны каждому мусульманину, в какой бы стране мира он ни жил и на каком бы языке ни говорил. В Средневековье троекратное произнесение шахады «с искренностью в сердце» перед официальным лицом означало принятие ислама.

Противоречия между суннитами и шиитами начинаются уже с этой краткой декларации веры. В конце своей шахады шииты добавляют слова «…и Али — друг Аллаха». Правоверный халиф Али ибн Абу Талиб — один из первых руководителей молодого исламского государства, двоюродный брат пророка Мухаммеда. Убийство Али и гибель его сына Хусейна стали прологом к гражданской войне внутри мусульманского сообщества, расколовшей единую общину — умму — на суннитов и шиитов.

Молитва в шиитской семье

Сунниты полагают, что халифа нужно избирать голосованием уммы среди наиболее достойных мужчин племени курейшитов, из которого происходил Мухаммед. Шииты, в свою очередь, выступают за имамат — форму руководства, при которой высший руководитель является и духовным, и политическим лидером. Имамом, по мнению шиитов, могут быть только родственники и потомки пророка Мухаммеда. Кроме того, по словам президента Института религии и политики Александра Игнатенко, шииты считают Коран, использующийся суннитами, фальсифицированным. По их мнению, оттуда убраны аяты (стихи), в которых говорится о необходимости назначения Али преемником Мухаммеда.

«В суннизме запрещены изображения в мечетях, а в шиитских "хусейниях" очень много изображений Хусейна, сына Али. В шиизме даже есть течения, последователей которых заставляют поклоняться самим себе. В их мечетях вместо стен и михраба (ниша, которая указывает направление на Мекку — прим. «Ленты.ру» ) установлены зеркала», — рассказал Игнатенко.

Эхо раскола

На религиозные разногласия наложились этнические: суннизм в первую очередь является религией арабов, а шиизм — персов, хотя существует множество исключений. Не раз убийства, грабежи и погромы объяснялись стремлением наказать еретиков. В XVIII веке, к примеру, сунниты-ваххабиты захватили священный шиитский город Кербелу и устроили там массовую резню. Это преступление до сих пор не прощено и не забыто.

Сегодня оплотом шиизма является Иран: аятоллы считают защиту шиитов всего мира своим долгом и обвиняют суннитские страны региона в их притеснении. 20 арабских стран — за исключением Бахрейна и Ирака — преимущественно суннитские. Суннитами же являются в основном и представители многочисленных радикальных течений, воюющих в Сирии и Ираке, в том числе боевики «Исламского государства».

Возможно, если бы шииты и сунниты жили компактно, ситуация была бы не столь запутанной. Но в шиитском Иране, к примеру, есть нефтеносный район Хузестан, населенный суннитами. Именно там шли основные бои в ходе восьмилетней ирано-иракской войны. Аравийские монархии называют этот регион не иначе как «Арабистан» и не собираются прекращать борьбу за права суннитов Хузестана. С другой стороны, иранские лидеры порой публично называют арабский Бахрейн 29-й провинцией Ирана, намекая на то, что шиизм там исповедует подавляющее большинство населения.

Йеменский кризис

Но самой горячей точкой на линии суннитско-шиитского противостояния остается Йемен. Когда началась «Арабская весна», диктатор Али Абдалла Салех добровольно ушел в отставку, президентом стал Абд-Раббо Мансур Хади. Мирный переход власти в Йемене стал излюбленным примером западных политиков, которые доказывали, что авторитарные режимы Ближнего Востока можно в одночасье сменить на демократические.

Однако вскоре обнаружилось, что спокойствие это мнимое: на севере страны активизировались шииты-хоуситы, которых забыли учесть при заключении сделки между Салехом и Хади. Ранее хоуситы неоднократно воевали с президентом Салехом, но все конфликты неизменно заканчивались вничью. Новый лидер показался хоуситам слишком слабым и неспособным противостоять радикальным суннитам из «Аль-Каиды на Аравийском Полуострове» (АКАП), активно действовавшим в Йемене. Шииты решили не ждать, пока исламисты возьмут власть и перережут их как вероотступников-муртадов, и нанести удар первыми.

Сторонники хоуситов рисуют граффити на стене посольства Саудовской Аравии в Сане

Их операции развивались успешно: хоуситские отряды объединились с войсками, верными Салеху, и стремительно прошли страну с севера на юг. Пала столица страны — Сана, и бои развернулись за южный порт Аден, последний оплот Хади. Президент и правительство бежали в Саудовскую Аравию. Суннитские власти нефтяных монархий Залива разглядели в происходящем иранский след. Тегеран не стал отрицать, что сочувствует делу хоуситов и поддерживает их, но при этом заявил, что действия повстанцев не контролирует.

Напуганный успехами шиитов в Йемене, Эр-Рияд при поддержке других суннитских стран региона в марте 2015 года начал масштабную воздушную кампанию против хоуситов, попутно поддерживая силы, верные Хади. Целью было провозглашено возвращение к власти бежавшего президента.

К концу августа 2015 года техническое превосходство арабской коалиции позволило ей отбить у хоуситов часть захваченных земель. Министр иностранных дел правительства Хади заявил, что наступление на столицу начнется в течение двух месяцев. Однако этот прогноз может оказаться слишком оптимистичным: до сих пор успехи суннитской коалиции достигались в основном за счет значительного численного и технического превосходства, и если Иран всерьез решит помочь единоверцам вооружением, ситуация может измениться.

Разумеется, объяснять конфликт между хоуситами и властями Йемена исключительно религиозными причинами было бы неверно, однако они играют значительную роль в новой «большой игре» в Заливе — столкновении интересов шиитского Ирана и суннитских стран региона.

Союзники поневоле

Еще одно место, где суннитско-шиитские противоречия во многом определяют политический ландшафт, — это Ирак. Исторически в этой стране, где большинство населения составляют шииты, правящие посты занимали выходцы из суннитских кругов. После свержения режима Саддама Хусейна во главе страны наконец встало шиитское правительство, не желавшее идти на уступки суннитам, оказавшимся в меньшинстве.

Неудивительно, что когда на политической арене появились радикалы-сунниты из «Исламского государства» (ИГ), им без особых проблем удалось захватить провинцию Анбар, населенную в основном их единоверцами-суннитами. Чтобы отбить Анбар у ИГ, армии пришлось прибегнуть к помощи шиитского ополчения. Это пришлось не по вкусу местным суннитам, включая тех, которые до того сохраняли лояльность Багдаду: они считали, что шииты хотят захватить их земли. Сами шииты о чувствах суннитов особо не беспокоятся: так, операцию по освобождению города Рамади ополченцы назвали «Служим тебе, Хусейн» — в честь сына праведного халифа Али, убитого суннитами. После критики из Багдада ее переименовали в «Служим тебе, Ирак». Нередко отмечались случаи мародерства и нападений на местных суннитов при освобождении населенных пунктов.

США, которые оказывают поддержку иракским частям с воздуха, относятся к участию в операциях шиитского ополчения без особого восторга, настаивая на его полной подконтрольности багдадским властям. США опасаются усиления влияния Ирана. Хотя в борьбе против ИГ Тегеран и Вашингтон оказались по одну сторону баррикад, они старательно делают вид, что никак не контактируют друг с другом. Тем не менее американские самолеты, наносящие удары по позициям ИГ, заслужили среди суннитов прозвище «шиитской авиации». А идея о том, что США выступают на стороне шиитов, активно используется в исламистской пропаганде.

При этом показательно, что до момента американского вторжения в Ирак конфессиональная принадлежность играла в стране второстепенную роль. Как отмечает директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО(У) Вениамин Попов, «во время ирано-иракской войны солдаты-шииты фактически воевали друг с другом, на первом месте стоял вопрос гражданства, а не веры». Уже после того как офицерам-суннитам армии Саддама Хусейна запретили служить в вооруженных силах нового Ирака, они массово начали вступать в ряды исламистов. «До этого времени они вообще не задумывались, сунниты они или шииты», — подчеркнул Попов.

Ближневосточный клубок

Сложность политики Ближнего Востока не исчерпывается противостоянием между суннитами и шиитами, однако оно оказывает существенное влияние на происходящее, и без учета этого фактора невозможно составить полное представление о ситуации. «Можно говорить о переплетении противоречий — религиозных, политических, исторических и геополитических конфликтов, — отмечает Игнатенко, — в них нельзя найти начальную нить, и разрешить их невозможно». С другой стороны, нередко звучат мнения о том, что религиозные разногласия — лишь ширма для прикрытия истинных политических интересов.

Пока политики и духовные лидеры пытаются распутать клубок ближневосточных проблем, конфликты региона выплескиваются за его пределы: 7 сентября стало известно, что в Европу под видом беженцев проникли до четырех тысяч боевиков ИГ (террористической группировки «Исламское государство», деятельность которой запрещена на территории России).

Алексей Наумов

14.12.2011

Цифровая (электронная) карта мира — подробная электронная карта расселения мусульман суннитов и шиитов (карта распространения суннитской (sunni islam) и шиитской (shia islam) ветвей ислама).

В последние десятилетия ислам вывинулся в первые ряды международного политического процесса в качестве не только религии, но и идеологии. Причем настолько серьезно, что сегодня воспринимается в качестве одного из важнейших факторов мировой политики. Будучи второй крупнейшей религией мира, ислам неоднороден. Мы постарались прояснить некоторые главные составные части ислама, названия которых у всех на слуху.

Кто такие сунниты?

Суннизм — доминирующая ветвь ислама. Сунниты — в буквальном смысле этого слова — мусульмане, которые руководствуются «сунной» — сводом правил и устоев, основанных на примере жизни пророка Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы сподвижниками пророка. Суннизм — доминирующая ветвь ислама. «Сунна» объясняет священную книгу мусульман — Коран — и дополняет ее. Потому традиционные последователи ислама считают следование «сунне» главным содержанием жизни каждого истинного мусульманина. Причем речь часто идет о буквальном восприятии предписаний священной книги, без каких либо модификаций.

В некоторых течениях ислама это приобретает крайние формы. Например, при талибах в Афганистане уделялось особое внимание даже характеру одежды и размеру бороды у мужчин, каждая деталь быта регламентировалась в соответствии с требованиями «сунны».

Кто такие шииты?

Шиитским религиозным процессиям присущ драматизм. В отличие от суннитов, у шиитов толкование предписания пророка возможно. Правда, только теми, кто имеет на это особое право.

Шииты представляют собой вторую по значению и численности сторонников ветвь ислама. Само слово в переводе означает «приверженцы» или «партия Али». Так называли себя сторонники передачи власти в Арабском халифате после смерти пророка Мухаммеда одному из его родственников — Али бин Аби Талибу. Они считали, что Али имеет священное право быть халифом как ближайший родственник и ученик пророка.

Раскол произошел практически сразу после смерти Мухаммеда. Борьба за власть в халифате в итоге привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербелы (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов.

В наше время, в так называемый день ашуры (по мусульманскому календарю — в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, когда участники процессии наносят себе удары цепями и саблями.

Чем отличаются сунниты от шиитов?

Суннитов больше, чем шиитов, но во время хаджа все разногласия забываются После смерти Али и его сыновей шииты начали борьбу за возвращение власти в халифате потомкам Али — имамам. Шииты, считавшие, что верховная власть имеет божественную природу, отвергли саму возможность избрания имамов. По их мнению, имамы являются посредниками между людьми и Аллахом. Для суннитов такое понимание чуждо, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам, с их точки зрения, — это обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет паствы знанием ислама в целом и «сунны», в частности.

Столь большое значение, придаваемое шиитами роли Али и имамов, ставит под вопрос место самого пророка Мухаммеда. Сунниты считают, что шииты позволили себе внести в ислам «недозволенные» новшества и в этом смысле противопоставляют себя шиитам.

Кого в мире больше — суннитов или шиитов?

Доминирующей силой в 1,2-миллиардной «умме» — мусульманском населении мира — являются сунниты. Шииты представляют не более 10% от общего числа мусульман. Вместе с тем последователи этой ветви ислама составляют абсолютное большинство населения Ирана, больше половины населения Ирака, значительную часть мусульман Азербайджана, Ливана, Йемена и Бахрейна. Несмотря на относительную малочисленность, шииты представляют серьезную политическую силу, особенно на Ближнем Востоке. По мнению аналитиков, внутри исламского мира — несмотря на призывы к мусульманскому братству — существуют реальные условия сектантского раскола, поскольку шииты считают себя несправедливо обойденными в истории.

Кто такие ваххабиты?

Ваххабизм — учение, появившееся в исламе относительно недавно. Это учение в рамках суннизма создал в середине XVIII века религиозный деятель Саудовской Аравии Мухаммад бин Абд аль-Ваххаб.

Основа ваххабизма — идея единобожия. Сторонники этого учения отвергают все новшества, привнесенные в ислам — например, поклонение святым и имамам, как это делают шииты — и требуют строгого поклонения исключительно Аллаху, как это было в период раннего ислама.

Несмотря на крайность взглядов, ваххабиты проповедовали братство и единство мусульманского мира, осуждали роскошь, добивались социальной гармонии и следования принципам морали.

Учение аль-Ваххаба поддержали в свое время многие аравийские шейхи. Но с получением поддержки рода Саудов, которые боролись за объединение Аравийского полуострова под их властью, ваххабизм стал религиозно-политическим учением, а в дальнейшем — официальной идеологией Саудовской Аравии, а также ряда арабских эмиратов. Многие радикальные ваххабиты участвовали в войне в Чечне.

Все карты, фотографии и спутниковые фотографии находятся под защитой авторских прав и принадлежат либо автору ресурса Национальная и государственная безопасность Российской Федерации, либо размещены с разрешения государственных или частных организаций, либо частных лиц. Любое копирование указанных материалов преследуется в соответствии с нормами гражданского и уголовного законодательства Российской Федерации.

PS:
спасибо за наводку wrlfck

Весь исламский мир делится на 2 крупных, но враждующих течения - шиитов и суннитов. Шиитов на сегодняшний день насчитывается всего около 10% от всего количества мусульман, но именно это течение постоянно находится на слуху при любых политических событиях сотрясающих арабский мир. Шииты наиболее активны в Йемене, Ливане, Афганистане, Иране, Ираке, Бахрейне. Мощное шиитское движение Хизбалла спровоцировало начало Второй Ливанской войны. Оба движения взаимно притесняют друг друга при приходе к власти, противоречия и разногласия зачастую не дают им одействовать согласованно даже перед лицом общего врага.

В чем разница между суннитами и шиитами

Раскол между двумя вероучениями начался тринадцать веков назад. В его основе лежит константа шиитского вероучения - толкование учения об имамате. В отличие от правоверных суннитов, шииты считают одинаковыми по святости пророка Мухаммеда и его двоюродного брата Али. Именно за такое толкование сунниты считают их "язычниками" и "отщепенцами", 40% суннитов считают, что шииты неистинные мусульмане.

После смерти в 632 г. Пророка между его учениками разгорелся духовный спор о том, кто может стать халифом правоверных Абу Бакр (лучший друг Пророка и отец его супруги Аиши) или Али (его зять и двоюродный брат) и унаследовать власть над мусульманами. По мнению большинства, во главе халифата должен был встать избранный член мусульманской общины. Это доказывалось выдержками из книги сунны со словами Пророка и его последователей. Отсюда и пошло их название сунниты. Большинство (сунниты) выбрали Абу Бакра, в то время как меньшинство решило, что родственник Пророка предпочтительнее. А в 680 г. в Ираке сунниты убили Хуссейна, сына имама Али, что еще больше увеличило пропасть между двумя учениями.

Со временем сложился еще ряд отличий в учениях обоих течений. В отличие от суннитов, у шиитов имам - это не только ведущий молитвы, а важная каноническая фигура. По их учению произойдет приход скрытого имама - Мессии перед концом света. Такой фигуры у суннитов нет. Шииты провозглашают, что истина принадлежит непосредственным потомкам Мухаммеда. Кроме Корана сунниты почитают сунну, а шииты – почитают ахбар (весть о Пророке).

В обрядах можно насчитать около семнадцати явных отличий, касающихся молитвенной и семейной жизни. Например, шииты перед собой на молельный коврик во время молитвы кладут кусочек глины, что обозначает преклонение перед Божиим созданием, а не человеческим творением. А при призыве на молитву шииты добавляют фразу о признании халифов преемниками Бога.

За последние десять лет, на международной политической арене Ислам проявил себя не только как вероисповедание, но и как крупное идеологическое движение. Сейчас эта религия играет большую роль в мировой политике. Но Ислам неоднороден, и слушая новости о событиях с восточной части Азии, простой обыватель пытается разобраться в отличие суннитов от шиитов, которые провоцирует многогодовое противостояние мусульман.

Список отличий суннитов от шиитов

Раскол и вражда среди мусульман, длится на протяжении последних тринадцати веков. Как ни прозаично, но причина вражды кроется не в отличиях верования. И одни и другие верят в Аллаха. Главный вопрос, над которым спорят поколения суннитов и шиитов - кто унаследовал божественные достоинства творца мира ?

  • Шииты . Считают что после смерти пророка Мухаммада, вся политическая и духовная власть должна отойти одаренному человеку с рода Пророка.
  • Сунниты . Полагают, что другого достойного духовного руководителя, способного заменить Мухаммада, нет. Лидер должен выбираться избирательным способом.

Основные отличия между суннитами и шиитами:

  1. Места паломничества . Шииты ездят молиться в Эн-Наджаф или Кербелу, что в Ираке. Сунниты паломничают в Саудовскую Аравию - в Мекку и Медину.
  2. Текст сунны . В священном писании, рассказывающем о жизни Пророка, шииты признают только те части, которые исходят от членов рода Мухаммада.
  3. Обряды . Шииты, во время совершения намазов, на свой коврик кладут плитку из глины - символ преклонение перед Пророком.
  4. Намазы . Сунниты исполняют пять намазов в сутки, а их идеологические противники - только три раза.

Религиозные убеждения шиитов

Шииты (от shiat A li - партия Али ) являются меньшинством в ветке ислама. Их общая численность не превышает 110 миллионов человек. Основные принципы религиозных убеждений шиитов :

  • После смерти халифа Али, верят, что управлять мусульманским движением должны его потомки.
  • Найдя противоречия в Коране, часть шиитов ставят под сомнение истинность писания.
  • Позволяют себе вступить во временный брак (mu"tah), который легально заключается на определенное время.
  • Молятся утром, днем и вечером.
  • Утверждают, что Аллаха нельзя увидеть ни в жизни, ни после смерти (в вечном мире). Связь с ним можно поддерживать через имам - выдающего богослова, который заведуют мечетью.

Религиозные убеждения суннитов

Сунниты (от люди сунны - священное предание, рассказывающее о жизни Пророка) являются самым огромным ответвлением исламского мира. Общая численность составляет более 1,1 миллиарда человек.

Религиозные убеждения суннитов :

  • Коран является первоисточником источником духовных знаний, и является словом Аллаха.
  • Сподвижник и духовный лидер (халиф) выбирается среди людей, имеющих огромный авторитет в общине.
  • Не допускается выходить замуж за христианина или еврея. А вот жениться на представительницах любых религий можно.
  • Мольба происходит со скрещенными на груди руками 5 раз в день: на заре, полдень, вечер, заход солнца, перед сном.
  • Верят, что Аллаха можно увидеть в вечном мире .

Раздел мусульман на два лагеря, шиитов и суннитов, произошел после смерти Пророка Мухаммада . Именно тогда, сунниты выбрали своим лидером тестя Мухаммада - Абу Бакра . Он был одним из четырех лидеров суннитов, который следовал делам Пророка. Другая, малочисленная часть мусульман, выбрала в качестве своего духовного наставника зятя Пророка - Али ибн Абу Талиб.

Шииты и Сунниты - одни из десяток концессий мусульман, хоть и являются самыми крупными. Есть еще исламизм, друзы, софриты, ибадиты, азракиты, зейдиты и т.п. течения. Сейчас, странами c мусульманским строем являются сорок государств мира .

Представление в Исламе про душу человека и загробную жизнь , ничем не отличается от христианских. Душа это сверхъестественная и бессмертная часть человека, которая может жить вне тела. Загробный мир состоит из:

  • Джанна (аналог Рая у христиан). Место (прекрасный сад), куда после смерти попадает душа мусульманина-праведника.
  • Джаханнам (подобие Ада) Неверные и грешники попадают в полыхающий огнем глубокий ров.

Но самое главное учение в Исламе состоит в том, что каждый мусульманин должен минимум один раз в своей жизни, посетить святыню мусульман - Мекку . Если у человека нет денег, или ему мешают в совершении паломничества плохое физическое состояние (болезни, инвалидность), он обязательно должен направить в Мекку своего заместителя.

4 интересных фактов про жизнь современного мусульманина

  1. Количество жен . Любой мусульманин может находиться в браке с четырьмя женами. Вторая, и следующие жены, смогут прийти в дом только после одобрения первой. Мусульманин должен заботиться о материальном достатке каждой из них, не выделяя при этом кого-то отдельно.
  2. Права женщины . Времена, когда женщина существовала только для интимной связи с мужчиной, ушли в прошлое. В большинстве мусульманских стран, представители женщины получили расширенные права: учиться, работать, водить машину и т.п.
  3. Старые исламские традиции . Использовать правую руку для приема пищи, произносить имя Аллаха до и после еды, запрет на мясо свиньи и другие старинные традиции, неуклонно исполняются и в 21 веке.
  4. Алкоголь . До прихода Пророка, мусульмане активно принимали алкогольные напитки. Сейчас мусульманину нельзя не только пить крепкие напитки, но и дарить, покупать или продавать алкоголь.

Отличие суннитов от шиитов не слишком и очевидно. И те и другие, любят Аллаха и чтят Коран, а вражда возникла, скорее всего, на почве борьбы за власть .

Видео об отличиях шиитов и суннитов

В этом видео ролике Проповедник Закир Найк расскажет, в чем основные отличия религиозных взглядах шиитов и суннитов, их мировоззрение и принципы: