ГАЗ-53 ГАЗ-3307 ГАЗ-66

Поиск по разделу в помощь аспирантам где поселился старцев после назначения на должность. Тестовые задания к рассказу А. П. Чехова «Ионыч Вопросы по содержанию рассказа ионыч

  1. Где родился и где похоронен Чехов?
  2. Кто из известных русских писателей был врачом по образованию?
  3. Что объединяет имена: Максим Горький, Демьян Бедный, Анна Ахматова, Жорж Санд, Брат моего брата, Стендаль?
  4. Какая книга Чехова имеет географическое название?
  5. Когда и в каком театре была впервые поставлена «Чайка»?
  6. Как назвал Чехов свое последнее драматическое произведение?
  7. Когда и почему Чехов отказался от звания академика?
  8. Чьи это слова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» ?
  9. Какой рассказ Чехова вызвал особенный восторг Л. Н. Толстого? (По словам его дочери Татьяны Львовны, Лев Николаевич читал его «четыре вечера подряд вслух и говорил, что поумнел от этой вещи».)
  10. Какие рассказы Чехова составляют так называемую маленькую трилогию?
  11. Назовите последний рассказ Чехова.
  12. Люди не слушают старого извозчика, когда тот пытается рассказать им о своем горе. Кто выслушал его?
  13. Герою какого чеховского рассказа принадлежат следующие слова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» ?
  14. На занавесе какого театра изображена чайка?
  15. Героем какого рассказа Чехова является Очумелов?
  16. В каком произведении Чехова героев зовут Иван Иваныч, Федор Тимофеевич и Тетка? (Это вовсе не люди, хотя имеют человеческие имена.)

Контрольные вопросы по рассказу «Ионыч»

  1. Как звали Старцева?
  2. Где назначила свидание Старцеву Котик?
  3. Как начала свой роман Вера Иосифовна?
  4. Как звали четырнадцатилетнего лакея в доме Туркиных, который изображал трагическую фигуру и восклицал: «Умри, несчастная!»?
  5. Кто в своей речи употреблял слова «недурственно», «он не имеет никакого римского права», «здравствуйте пожалуйста», «умри, Денис, лучше не напишешь»?
  6. Как звали кучера Старцева и как он был одет?
  7. Как звали Котика?
  8. С какой целью уехала в Москву Котик?
  9. Сколько у Ионыча домов в городе и какой по счету дом он себе присматривает?
  10. Куда уезжает лечиться каждую осень Котик со своей матерью?

Тестовые задания по пьесе «Вишневый сад»

  1. Авторское обозначение жанра «Вишневого сада»:
    1. драма
    2. трагедия
    3. комедия
  2. Девичья фамилия Л. А. Раневской:
    1. Гаева
    2. Раневская
    3. Заречная
  3. «Его так и дразнят у нас: двадцать два несчастья...» Кого?
    1. конторщика Епиходова
    2. Фирса
    3. Симеонова-Пищика
  4. Кому принадлежат слова: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...»?
    1. Лопахину
    2. Гаеву
    3. Трофимову
  5. Чьи это слова: «О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная, ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живешь и разрушаешь...»?
    1. Лопахина
    2. Гаева
    3. Трофимова
  6. Кого из героев «Вишневого сада» назвали «облезлым барином»?
    1. лакея Яшу
    2. Гаева
    3. Трофимова
  7. Кому принадлежит следующее обращение к книжному шкафу: «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существованье, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая... в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания»?
    1. Гаеву
    2. Лопахину
    3. Трофимову
  8. Чьи это слова: «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали. Вперед! Не отставайте, друзья!»?
    1. Гаева
    2. Трофимова
  9. Чей род, по словам его представителя, происходит от лошади, которую Калигула ввел в Сенат?
    1. Симеонова-Пищика
    2. Лопахина
    3. Гаева
  10. Кто обладает даром чревовещания?
    1. Симеонов-Пищик
    2. Шарлотта Ивановна
  11. Кто о ком говорит: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен»?
    1. Трофимов о Лопахине
    2. Лопахин о Трофимове
    3. Фирс о Гаеве
  12. Кому принадлежат слова: «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь»?
    1. Лопахину
    2. Гаеву
    3. Фирсу
  13. Чьи это слова: «О, мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..»?
    1. Раневской
  14. Кому принадлежат слова: «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна... В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья»?
    1. Лопахину
    2. Симеонову-Пищику
    3. Епиходову
  15. Кто автор этих слов: «Дачи и дачники — это так пошло, простите»?
    1. Раневская
    2. Шарлотта Ивановна
  16. Кому принадлежат слова: «Я стала тревожная, все беспокоюсь. Меня еще девочкой взяли к господам, я теперь отвыкла от простой жизни, и вот руки белые-белые, как у барышни. Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь... Страшно так. И если вы, Яша, обманете меня, то я не знаю, что будет с моими нервами»?
    1. Шарлотте Ивановне
    2. Дуняше
  17. Кому из персонажей пьесы принадлежат слова: «И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить. Хорошо. Я выросла, потом пошла в гувернантки. А откуда я и кто я — не знаю... Все одна, одна, никого у меня нет и... и кто я, зачем я, неизвестно...»?
    1. Шарлотте Ивановне
    2. Дуняше
  18. Кому принадлежат слова о вишневом саде: «О сад мой! После темной ненавистной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя... Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое»?
    1. Раневской
  19. Кому из персонажей «Вишневого сада» принадлежат слова: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь»?
    1. Раневской
    2. Лопахину
    3. Епиходову
  20. Кто и кому говорит: «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... “Я выше любви!” Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа»?
    1. Раневская Трофимову
    2. Варя Епиходову
    3. Шарлотта Яше

Смотреть все темы книги

Цель урока :

1. Выяснить, как восприняли учащиеся произведение при самостоятельном прочтении.

2. Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

3. Умение анализировать художественное произведение

Метод: Комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом; беседа по содержанию, сообщение учащихся.

Ход урока

  1. История создания рассказа “Ионыч”.
  2. Работа над рассказом “Ионыч”

Оборудования для урока:

Портрет А.П. Чехова; иллюстрации к рассказу “Ионыч”; высказывание М.Горького. “У Чехова есть нечто больше, чем миросозерцание, - он овладел своим представлением жизни и таким образом стал выше её. Он освещает её скуку, её хаос с вышей точки зрения. И хотя эта точка зрения неуловима, не поддается определению, - быть может, потому, что высока, - но она всегда чувствовалась в его рассказах и все ярче пробивается в них”.

I. Сообщение учителя.

Чехов в рассказе “Ионыч” исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени. Чтобы понять самостоятельную глубину авторского замысла в таком своеобразном рассказе, как “Ионыч”, надо обратиться прежде к истории создания этого рассказа и его содержанию.

Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они поняли что главное – это боль Чехова за своих героев, боль за их бессмысленно и бездарно прожитую жизнь: ведь Чехов описывает именно традицию человеческой жизни.

II. Сообщение учащихся “История создания рассказа “Ионыч”.

III. Работа над рассказом.

В процессе работы необходимо постараться подвести их к одной из “тайн” чеховского стиля, чеховского видения жизни, о которой, может быть, лучше всех сказал сам писатель: “Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами”.

Изучение рассказа “Ионыч” целесообразно начать с беседы по его содержанию, можно построить в форме лингвостилистического анализа:

Какова центральная тема рассказа? (Протест против пошлости, обывательницы, духовного мещанства, самовыражения человека)

Какова основная идея произведения? (Она заключается в призыве “Берегите в себе человека!”)

Назовите композицию.

(Композиция проста. Пять глав имеют свою микротему. Эти микротемы раскрываются по – чеховски – повторением художественных деталей)

После беседы учащиеся вместе со Старцевым посещают семью Туркиных.

Вопрос классу:

Что почувствовал Дмитрий Ионыч, впервые попав в этот дом?

Этот вопрос поможет учащимся не только разобраться в чувствах героя рассказа, но и в своих собственных, так как они вместе со Старцевым будут присутствовать на вечере, и на них обрушиться поток любезностей, шуток, музыки, гостеприимных хозяев дома.

Учащиеся могут отметить, что реакция нормального человека, молодого, умного правда, немного уставшего от года утомительной и однообразной работы. Они отмечают так же, что Старцеву все – таки приятно находиться в доме Туркиных, не смотря на то что он замечает и бездарность романов Веры Иосифовны, и бездарность игры Екатерины Ивановны. (Описание этого эпизода, чтение вслух)

От чего это происходит? Откуда берутся у Дмитрия Ионыча “хорошие, покойные мысли?

(Этот вопрос ориентирует учащихся на необходимость сопоставления эпизодов, нахождение “сцеплений” Между ними, на более глубокие раздумья над текстом рассказа)

Чтобы помочь учащихся лучше разобраться в ситуации рассказа, почувствовать дыхание той эпохи, на уроке можно прочитать отрывок из книги В.В. Вересаева “Записки врача”.

Вот из такой же примерно обстановки вырывается на несколько часов Старцев, попадая к Туркиным. Естественно, что на него действует смена впечатлений.

Важно, чтобы при изучении I главы произведения ребята уловили её своеобразный ритм, услышали надоедливое словечко “потом”, которое как бы регулирует здесь все события.

Чтобы они почувствовали эту основную тональность, учащимся предлагается прочитать отрывок со слов “Старцеву представили Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку…” и до слов “Потом все сидели в гостиной с очень серьезными лицами, и Вера Иосифовна читала свой роман”.

Где бы вы выделили в этом отрывке абзац?

Обращаем внимание, что в доме Туркиных все подчинено заранее установленному распорядку, все действия хозяев давно отрепетированы и рассчитаны на определённый эффект. И вот свежий человек, попадая под действие этого ритма, сам не замечает, как оказывается во власти всей атмосферы, царящей здесь.

Вывод: И так, Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было “недурственно” не считая маленьких компромиссов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.

Анализ II главы

Приступая ко II главе, мы задаем учащимся вопрос:

Сколько времени прошло с момента приезда Старцева в город С. до его второго свидания с Екатериной Ивановной?

Время здесь – важная художественная деталь. Время в рассказах Чехова бежит неумолимо, и человек подчас не успевает и оглянуться, - а жизнь-то уже прошла.

Важно, для учащихся при изучении рассказа “Ионыч” сразу “поймать”, увидеть и почувствовать неотвратимый ход времени, который беспощадно отсчитывает дни человеческой жизни…

(Найдите сцену несостоявшегося свидания на кладбище, где усиливается мотив уходящего времени).

Вывод: Придя на кладбище, Старцеву открылся мир таким, каким он раньше его не видел. Перед ним открылся тайны бытия, все это вызывает в нём бурю чувств, чувств страстных земных, не желающих мириться с вечным покоем умерших. В сущности, это бунт против скучной и однообразной жизни. Но это было всего лишь вспышка, погасшая вместе с лунным светом. Это был взлёт чувств.

Анализ III главы

Вопрос классу:

Кто виноват в том, что любовь Старцева привела к “такому глупенькому концу, точно в маленькой пьесе на любительском спектакле”? (Заслушать точку зрения ученика)

Какое значение имеют в этой главе реплики Ивана Петровича, окрик полицейского?

Почему Старцеву после объяснения с Екатериной Ивановной захотелось изо всей силы хватить зонтиком по широкой спине Пантелеймона?

Все эти вопросы заостряют внимание учащихся на художественной форме рассказа, помогая глубже разобраться и заново пересмотреть текст главы.

Анализ IV главы

(Чтение первого абзаца главы)

“Прошло четыре года” - так начинается глава. Время продолжает свой неумолимый бег.

– Что же изменилось за этот период в жизни героев человеческого рассказа? (Чтение эпизодов). После прочтения учащихся подмечают изменения в облике и характере героев. Но важно не просто подметить происшедшие изменения, но суметь понять и объяснить их причины.

(Мнения учащихся).

При работе над этой главой можно предложить учащимся поспорить с авторами учебника в трактовке отдельных сцен и эпизодов. (Учебника)

Анализ V главы

Слово учителя.

На заключительной стадии работы над рассказом учащихся предлагаются задания, которые требуют от них умения взглянуть на рассказ в целом, выйти на широкие художественные обобщения.

Так, сталкивая факты, мы ведём учащихся к пониманию важной особенности авторского отношения к своим героям: он не только осуждает их, но в рассказе слышится человеческая боль за бездарно прожитую жизнь, за безвозвратно ушедшую молодость (это в большей степени относиться к Старцеву и Екатерине Ивановне)

В чем значение финальной сцены?

(Можно найти два – три эпизода, которые непосредственно перекликаются к финалом рассказа)

IV. Обобщение по прочитанному.

Движение времени в рассказе “Ионыч” ощущается только тогда. Когда речь идёт о самом Старцеве: он еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит…у него уже есть имение и два дома в городе…”, “характер у него тоже изменился”. В последней главе рассказа перед нами пожалуй, самый отвратительный обыватель из всех, которые проживают в городе С.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Старцев перестал быть человеком, превратился в “языческого бога”, в Ионыча. И как бы подводя итог всей его жизни, Чехов пишет: “Вот и все, что можно сказать про него”.

Но почему же на этом не заканчивается само повествование?

В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалось жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затем Туркимных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

Образ Ионыча показывает, каким становиться человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

V. Домашнее задание.

  1. Прочитать страницы учебника.
  2. Написать сочинение-миниатюру на тему: “Есть ли настоящая жизнь в рассказе “Ионыч”.
  3. Выпишите с примерами художественными приемы, раскрывающие губительную силу пошлости и обывательщины:

а) описание картин природы;

б) использование стихов и музыки;

в) сочетание грустного лиризма и сатиры.

Рассказ «Ионыч» Чехова повествует о жизни сельского врача, Дмитрия Ионыча Старцева, приехавшего в Дялиже для лечебной практики. В городе С., которая находится в нескольких верстах от села, доктор знакомится с семьёй Туркиных, умных, образованных людей, и влюбляется в их дочь.

Рассказ входит в учебную программу по литературе и изучается в 10 классе. Для быстрого ознакомления вы можете на нашем сайте прочитать онлайн краткое содержание «Ионыч» по главам.

Главные герои

Старцев Дмитрий Ионыч – практикующий врач, главный герой рассказа.

Туркин Иван Петрович – дворянин, обладающий талантом острых шуток.

Туркина Вера Иосифовна – жена Ивана Петровича, любительница писать романы.

Туркина Екатерина Ивановна – их восемнадцатилетняя дочь и талантливая пианистка в которую влюбился главный герой. Мечтает поскорее покинуть семейное гнёздышко. Родные называют её ласково – Котик.

Другие персонажи

Пантелеймон – кучер Старцева на протяжении многих лет.

Глава 1

Гости города С. находили этот город скучным и однообразным. Но постоянные жители утверждали обратное: в губернском городке имеется множество развлечений, такие как местный театр, библиотека, игорные клубы и неординарные личности, в обществе которых находится было весело и приятно.

Такими людьми в городе С. считают семью Туркиных. Глава семьи – Иван Петрович – статный, миловидный мужчина и великий шутник. Вера Иосифовна его супруга. Приятная во всех отношениях женщина пишет любительские романы и с гордостью перечитывает их гостям. Екатерина Ивановна, дочь Туркиных, также обладает талантом – превосходно играет на рояле.

Знатная семья в городе любила гостей и добродушно их принимала. Однажды и главного героя Дмитрия Ионыча Старцева пригласили в дом Туркиных.

Как-то попав в город, Дмитрий Ионыч вспоминает о приглашении и отправляется с визитом к известной семье. Нового гостя встретили радушно и пригласили к чаю.

Так как жена Туркина каждому из посетителей дома, читала свои романы и повести, не обошла эта участь и врача. Все сюжеты её произведений были выдуманы и никак не соотносились с реальностью. После каждого такого чтения Иван Петрович хвалил жену и говорил: «Недурственно».

В первый же визит к интеллигентной семье врач познакомился с дочерью Туркиных – Екатериной Ивановной. Домашние предпочитали называть её Котик. Старцеву сразу же понравилась девушка. Она играла но рояле, а Дмитрий Ионыч как завороженный смотрел на юную красавицу.

Довольный и счастливый доктор возвращался пешком к себе в Дялиж. Ему понравилась эта приятная семья и, в особенности, их дочь. Он прошёл почти 10 км и не чувствовал никакой усталости.

Глава 2

Врач очень хотел снова посетить Туркиных, но было много работы. Спустя год Дмитрий Ионыч получает письмо от Веры Иосифовны, которая просит Старцева приехать к ним. Старшую из Туркиных стали преследовать сильные головные боли и так как из местных врачей ей никто не смог помочь, она вспомнила про земского доктора и решила обратиться к нему за помощью.

Этот приезд стал решающим для ближайшего будущего в жизни главного героя. Он начинает регулярно навещать больную и влюбляется в её дочь – Екатерину Ивановну.

Котик передаёт записку и назначает влюблённому доктору свидание на кладбище. Старцев немного разозлился из-за выбранного места для встречи. Он начинает убеждать себя, что не дело такому солидному и уважительному мужчине таскаться ночью по кладбищам. После внутреннего разговора с собой он всё же отправляется в назначенное место.

К этому моменту доктор уже разжился парой лошадей и своим кучером, которого звали Пантелеймон. Они доехали до окраины города С., а дальше Старцев отправился пешком.

Зря Дмитрий Ионыч на что-то надеялся: его возлюбленная так и не пришла. Ему ничего не оставалось, как немного походить по кладбищу, придаваясь философским мыслям о быстротечности жизни…

Глава 3

На следующий день доктор отправляется к Туркиным с твёрдым решением сделать предложение Котику. В голове у него мешались мысли: о прошедшей ночи, о богатом приданном, которое дадут за молодую невесту, о любви. И тут же Старцев подумал, что избалованная светская особа не пара ему, но тут же отогнал от себя эту мысль. Он предложил сопроводить Котика в клуб. Они оба сели в карету, где Старцев сделал предложение. Екатерина Ивановна сухо отнеслась к любовным чувствам врача и ответила отказом – девушка собиралась стать артисткой, и уехать из этого города.

Старцев не ожидал отказа и такого «глупенького» конца истории. Он почувствовал оскорбление и жалость к себе. На протяжении трёх дней Дмитрий Ионыч страдал, а потом успокоился и зажил как прежде.

А Котик уехала в Москву для поступления в консерваторию.

Иногда вспоминая былые чувства, Старцев радовался, что не женился на девушке.

Глава 4

Незаметно пролетели четыре года. Земский врач принимал больных уже не только в селе, но и в городе. За плечами у него уже был большой опыт работы, он разжился тройкой лошадей.

Дмитрий Ионыч значительно пополнен, а вместе с ним и его кучер. Врача начала беспокоить одышка и он уже не любил ходить пешком.

Доктору приходилось общаться со многими людьми, но близко он не знакомился ни с кем. Его раздражали местные обыватели, так как ему было не интересно с ними. Только интеллигент пытается с кем-нибудь заговорить на серьёзную тему, а обыватель тут же «становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остаётся только рукой махнуть и отойти».

Так как общих тем для разговоров он не мог найти с местными жителями, Дмитрий Ионыч начинал злиться и всё больше уходить в себя. За молчаливость и суровый вид его прозвали в окрестностях «поляк надутый».

Единственное, что не перестало интересовать доктора, так это деньги и игра в винт по вечерам.

В размеренную жизнь врача ворвалось письмо от Веры Иосифовны. Туркина вместе с дочерью просила доктора навестить их.

Увидев Екатерину Ивановну, бывший влюблённый отметил изменения в девушке. Она заметно похудела и пропала её детская невинность в чертах. В нём не проснулись прежние чувства. Он только подумал про себя: как хорошо, что не женился на ней.

Девушка призналась, что постоянно думала о Дмитрие Ионыче, и просит рассказать его о своей жизни. Он неохотно продолжает разговор, ему хочется уйти. Милая семья, которая ему так раньше была симпатична, раздражает его.

Через несколько дней к доктору приходит лакей Пава, чтобы передать письмо от Котика, которая с трепетом ждёт встречи со Старцевым. Но Дмитрий Ионыч так и не навестил добродушную семью: ни через несколько дней, ни через год.

Глава 5

Спустя несколько лет Старцев ещё больше разжирел и уже ходит с трудом. Его Кучер Пантелеймон раздобрел вместе с ним. Ионыч, как теперь его называют в городе, разжился двумя имениями и присматривает себе третье. У него не хватает времени заниматься врачебной практикой, но земского места он не бросает из-за жадности. Ионыч стал очень раздражительным, нервным и часто кричит на пациентов, постукивая своей палкой о пол.

Доктор превратился в простого обывателя, которого ничего не интересует, кроме денег. Его чувства к Екатерине Ивановне были единственным и последним моментом радости в его жизни.

Семья Туркиных живёт по-прежнему. Иван Петрович нисколько не изменился и всё так же постоянно острит. Жена его все так же читает свои бездарные романы гостям. Дочь их, Екатерина Ивановна заметно постарела и жалуется на здоровье. Каждый год, с приходом осенней поры Котик с матерью отправляются в Крым поправить здоровье.

Заключение

В рассказе А.П. Чехов поднимает проблему постепенной деградации человека. Молодой, талантливый врач со временем опускается и превращается в обывателя. Все его мысли о высоких чувствах улетучиваются, и теперь его интересует только жажда наживы. Деньги становятся единственной радостью в жизни главного героя.

После прочтения краткого пересказа «Ионыча», рекомендуем вам ознакомиться с полной версией произведения.

Тест по произведению

Пройдите тест и узнаете, насколько хорошо вы запомнили краткое содержание рассказа.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 4972.

Урок литературы для 10 класса.

Тема : Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».

Цель : раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!

Н.В. Гоголь.

Ход урока:

I . а) Разминка. Один учащийся пишет на доске названия рассказов Чехова, другой - главных героев, третий - псевдонимы Чехова.

1. Рассказы

1.«Не в духе»

2.«Цветы запоздалые»

3.«Дом с мезонином»

4.«Дама с собачкой»

5.«Попрыгунья»

6.«Душечка»

7.«Человек в футляре»

8.«Крыжовник»

9.«О любви»

10. «Ионыч»


2. Герои

Прачкин

Егорушка, Топорков

Художник, Мисюсь, Лидия

Гуров, Анна Сергеевна

Ольга Ивановна

Ольга Семеновна

Беликов

Николай Иванович

Алехин, Анна Алексеевна

Старцев, Екатерина Ивановна

3. Псевдонимы

Антоша Ч., Ан. Ч.,

А. Чехонте,

А. Чехонте, Нте, -нте,

Анче, Кочкарев, Лаэрт,

Улисс, Врач без пациентов,

Гайка №6, Акакий Тарантулов,

Кисляев, Балдастов,

Шампанский,

Ч.Б.С (Человек без селезенки) Брат моего брата,

Некто, Шиллер Шекспирович Гете,

б) 5 минут поэзии (в это же время выразительное чтение строк наизусть).

II . Сообщение темы урока и обращение к эпиграфу урока.

III . Слово учителя . Рассказ «Ионыч» написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведёт к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены и вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды. Деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.

В рассказе 5 частей. Это этапы жизненного пути Дмитрия Ионыча Старцева, ступеньки лестницы, ведущей вниз.

1 V . Работа со словами из рассказа:

Земство - орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.

Пассаж - фрагмент музыкального произведения, обычно виртуозного (технически совершенного) характера.

Ворвань (устар.) - вытопленный жир морских животных и некоторых рыб. Лафит - сорт красного виноградного вина.

Деградировать - постепенно ухудшаясь, прийти к вырождению.

V . Работа с текстом.

Анализ первой главы.

    Прочитаем начало текста (1 абзац)

    Что мы узнаем о главном герое из начала рассказа? («только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже» «... ему, как интеллигентному человеку» ..)

    Обратите внимание на последнее предложение 3 абзаца («... своих лошадей у него еще не было»)

Учитель:

Очень важно научиться «чувствовать» автора, видеть его точку зрения на описываемые события. Чтобы читатель почувствовал глубже личность Старцева, Чехов открывает перед нами не только его внутренний мир, но и как бы само рождение мысли героя: «Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, - читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли все такие хорошие, покойные мысли, - не хотелось вставать».

    Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена? (автор - «описываемого в жизни не бывает», герой не верит тому, что читает Вера Иосифовна).

    Как в рассказе подается игра Екатерины Ивановны на рояле? («сыплются камни», «игра шумная, надоедливая, но все же культурные звуки»)

Вывод по первой главе:

Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных.

V 1.Анализ второй главы.

Учитель: Между событиями 1 и 2 глав проходит больше года.

    Что изменилось за этот год? (Ничего)

    Какой видели Екатерину Ивановну автор и его герой? (герой - «она восхищала его своею свежестью», автор - «А как смешно звали Писемского: Алексей Феофилактыч»)

Учитель: Этой деталью автор показывает легкомысленность героини (Недаром он называет ее Котик.), неумение видеть главное как в литературе, так и в жизни.

Именно любовь дает еще один шанс Старцеву остаться человеком. На кладбище его душа отозвалась красоте природы. Казалось, что он должен задуматься над вечными проблемами жизни и смерти.

VII .Анализ третьей главы.

3 глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением. («У Старцева перестало беспокойно биться сердце».)

VIII. Анализ четвертой главы.

    Прочитайте первый абзац.

    Какие изменения произошли в семье Туркиных? (Никаких)

    Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним? (Да. «Надо бы заехать, но он так и не заехал».)

Итак, отрезан последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности.

    5 глава - итог всей жизни Старцева, Туркиных, города С. (Зачитывается первый абзац). В конце Старцев уже свой, такой же, как и все жители.

    Вывод (записать в тетрадь): Внимательное чтение текста убеждает нас в том, что художественная мысль Чехова движется в рассказе от частного к общему: судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, - проявление общей неустроенности. Писатель показывает, что решение личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось все, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви , недостаточная чуткость к людям , раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Из рассказа следует вывод: если и в человеке постепенно гаснет способность к сопротивлению, происходит омертвление человеческой души - самое страшное возмездие, которое жизнь воздает за приспособленчество. Ограждение себя от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой: отступал перед действительностью, он всем своим существом врастает в зло, приходит к тем, от кого в начале уходит и кого ненавидит. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

Деградация Старцева в рассказе «Ионыч»

    «читала, о том, чего никогда не бывает в жизни , и все-таки слушать было приятно , удобно...»

    «... слушать эти шумные , надоедливые , но все же культурные звуки,- было так приятно...»

    « - Прекрасно! - сказал Старцев , поддаваясь общему увлечению».

    «Недурственно» - вспомнил он, засыпая , и засмеялся.

    «... . мог жаловаться ей на жизнь , людей...»

    « ... что скажут товарищи , когда узнают?»

    « А приданого они дадут, должно быть, немало», -думал Старцев, рассеянно слушая.

    «Дадут приданое, заведем обстановку...»

    «У Старцева перестало беспокойно биться сердце»

10.«... он успокоился и зажил по-прежнему».

11.« ... лениво потягивался и говорил:

- Сколько хлопот, однако!»

    «...чувствовал раздражение, волновался, но молчал...»

    «...еще одно развлечение...- по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой...»

    «...что-то уже мешало ему чувствовать как прежде».

    «...Бездарен...не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого».

    «Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников , алкоголиков , хрипунов ...»

    «... огонек в душе погас».

    « ... жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там».

    «... ничто его не интересует».

Итог.

Пополним список рассказов («Ионыч», Старцев, Екатерина Ивановна).

Как вы, ребята, поняли эпиграф?

Жить ради денег, ничем не интересоваться, общаться с картёжниками, алкоголиками, хрипунами – это и есть деградировать.

    Тест по рассказу А.П.Чехова «Ионыч».

Начало формы

1. Где поселился Старцев после назначения на должность?

1) В Москве
2) в губернском городе N.
3) в губернском городе С.
4) в Дялиже

2. Какая семья в городе считалась самой «образованной и талантливой»?

1) семья Беликовых
2) семья Алёхиных
3) семья Буркиных
4) семья Туркиных

3. Кем был назначен Старцев?

1) служащим
2) земским врачом
3) губернатором
4) учителем

4. Назовите любимое занятие Екатерины Ивановны Туркиной.

1) играла в спектаклях
2) писала повести и романы
3) читала книги
4) играла на рояле

5. Узнайте героя по описанию.

«Полный красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью...»

1) Иван Петрович Туркин
2) Старцев
3) Писемский
4) Пантелеймон

6. Когда Старцев второй раз приехал к Туркиным?

1) через день
2) через три дня
3) через неделю
4) через год

7. Где Екатерина Ивановна назначила Старцеву свидание?

1) в театре
2) на даче
3) на кладбище
4) в городском саду

8. О чём думает Старцев перед объяснением с Катериной Ивановной?

1) о её красоте
2) о музыкальных способностях
3) о будущей жизни с любимой девушкой
4) о приданом

9. Почему Екатерина Ивановна не приняла предложение Старцева?

1) она его ненавидит
2) она стремится к славе, успеху, свободе, потому что не знает жизни реальной, как и её мать
3) она мечтает о городской жизни
4) она не стремится к замужеству вообще

10. С какой целью уехала в Москву Екатерина Ивановна?

1) за покупками
2) позлить Ионыча
3) поступать в консерваторию
4) на бал

11. Какое прозвище появилось у Дмитрия Ионыча Старцева?

1) Котик
2) Поляк надутый
3) Толстяк
4) Кучер

12. Какое прозвище было у Екатерины Ивановны?

1) не было прозвища
2) Котик
3) Музыкантша
4) Зайчик

13. Как звали кучера Старцева?

1) Фёдор
2) Валентин
3) Ибрагим
4) Пантелеймон

14. Как звали четырнадцатилетнего лакея в доме Туркиных, который изображал трагическую фигуру и восклицал: «Умри, несчастная!»?

1) Ибрагим
2) Пава
3) Ванюшка
4) Прошка

15. Кто виноват в том, что из деятельного, энергичного молодого человека доктор Старцев превращается в Ионыча – «языческое божество»?

1) «среда заела»
2) в этом его собственная вина
3) неспешный, неостановимый ход времени
4) Екатерина Ивановна

Ответы

вопроса

Ответ

1

4

2

4

3

2

4

4

5

1

6

4

7

3

8

4

9

2

10

3

11

2

12

2

13

4

14

2

15

2

Домашнее задание:

1 .Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева по нисходящей линии.

2. Прочитать рассказ Шукшина «Шире шаг, маэстро!»