ГАЗ-53 ГАЗ-3307 ГАЗ-66

Свойства живых организмов. Тест Свойства живого. Уровни организации. Методы изучения Важнейшее свойство всех живых организмов способность к

Способность живых организмов изменять свои размеры в течение жизни называют 1. развитием 2. размножением 3. изменчивостью 4. ростом

Какую функцию выполняют у зелёной эвглены органоиды, содержащие хлорофилл? 1. образуют органические вещества из неорганических на свету 2. накапливают запас питательных веществ 3. переваривают захваченные частицы пищи 4. удаляют избыток воды и растворённых в ней ненужных веществ

Среди перечисленных групп беспозвоночных животных имеют двухслойное строение 1. кольчатые черви 2. плоские черви 3. моллюски 4. кишечнополостные

Нервная система дождевого червя состоит из 1. головного узла и нервных ответвлений 2. нервных стволов с ответвлениями 3. окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки 4. головного узла, спинного узла и отходящих от них нервов

Высокоорганизованных беспозвоночных животных с мягким телом, покры тым раковиной, под которой находится мантия, относят к типу 1. кишечнополостных 2. хордовых 3. моллюсков 4. плоских червей

Многоклеточных беспозвоночных животных, имеющих наружный скелет из хитина, относят к типу 1. кишечнополостных 2. моллюсков 3. кольчатых червей 4. членистоногих

1. 2. 3. 4. Многоклеточных беспозвоночных животных, имеющих наружный скелет из хитина, относят к типу кишечнополостных моллюсков кольчатых червей членистоногих

Чем определяется приспособленность камбалы к защите от врагов? 1. может быстро плавать 2. выделяет кожей ядовитую слизь 3. незаметна на окружающем фоне 4. имеет большие и острые зубы

Земноводные позвоночные животные, которые 1. всю жизнь проводят в воде размножаются в воде, 2. взрослые особи могут жить и в воде, и во влажных местах суши 3. размножаются на суше, взрослые особи живут только в воде 4. размножаются на суше, взрослые особи живут вдали от водоёмов

Какая особенность обеспечивает пресмыкающимся возможность размножаться на суше? 1. высокая скорость передвижения 2. плотная (кожистая) оболочка яйца 3. отсутствие постоянной температуры тела 4. большое количество откладываемых яиц

Наиболее высокая скорость обмена веществ характерна для птиц, так как они 1. расходуют много энергии во время полёта 2. заселили наземно воздушную среду обитания 3. живут в разных природных зонах 4. питаются растительной и животной пищей

Какое изменение в окружающей среде является сигналом для осеннего перелёта птиц? 1. повышение температуры воздуха 2. отсутствие корма 3. повышение влажности воздуха 4. усиление облачности

Какие утверждения верны? А. Стрекательные клетки гидры расположены, в основном, на щупальцах. Б. Моллюски исключительно водные животные. 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

Установите соответствие между признаком животного и типом, для которого этот признак характерен: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой. ПРИЗНАКИ ТИПЫ А) не имеют кровеносной системы 1) Кольчатые черви Б) имеют кровеносную систему 2) Плоские черви В)участвуют в процессе почвообразования Г) многие виды не имеют пищеварительной системы Запишите в таблицу выбранные цифры. А 2 Б 1 В 1 Г 2

В приведённом ниже списке перечислены некоторые систематические группы, обозначенные буквами. А)семейство Волчьи (Псовые) Б) класс Млекопитающие В) вид Лисица обыкновенная Г) отряд Хищные Д) род Лисицы Установите последовательность, отражающую положение вида Лисица обыкновенная в классификации животных, начиная с наименьшей группы. Запишите в таблицу буквы в нужной последовательности. В д а г б

Прочтите текст, используя слова для выбора, обозначенные буквами (воз можно изменение окончаний). Животных, членистое тело которых разделено на голову, грудь и брюшко (или на головогрудь и брюшко), относят к типу В. Среди них встре чаются водные и сухопутные животные, такие как А. , и паукообразные, а также Б. . . , живущие во всех средах обитания. Важными особенностями животных, принадлежащих к этому типу, являются: Д. . . , играющий роль наружного скелета, и членистые конечности. Слова для выбора: A. Ракообразные Б. Насекомые B. Членистоногие Г. Кольчатые Д. хитиновый покров Е. известковый покров Запишите в таблицу буквы, соответствующие пропущенным словам, в том порядке, в котором они должны стоять на месте пропусков в тексте.

При неблагоприятных условиях многие простейшие, как и бактерии, способны образовывать защитную оболочку, называемую 1. спорой 2. раковиной 3. зиготой 4. цистой

Какую функцию выполняет сократительная вакуоль у обыкновенной амёбы? 1. захват и переваривание пищи 2. удаление твёрдых непереваренных остатков 3. выделение углекислого газа, образующегося в процессе пищеварения, в окружающую среду 4. удаление воды вместе с образующимися в организме растворимыми вред ными веществами

В теле гидры кожно мускульные (покровно мускульные) клетки располагаются в основном в (во) кишечной полости срединной пластинке мезоглее наружном слое эктодермы внутреннем слое энтодермы

Мантия у моллюсков представляет собой 1. орган передвижения 2. кожную складку, расположенную под раковиной 3. отдел тела 4. защитную раковину, створки которой плотно закрыты

К какому классу членистоногих относят животных, тело которых состоит из головы, груди и брюшка; на голове имеются: пара сложных глаз, пара усиков, ротовые органы; на груди три пары ног, а у большинства ещё и крылья? 1. Насекомые 2. Паукообразные 3. Ракообразные 4. Брюхоногие

Рыбы животные с температурой тела, 1. постоянной и зимой, и летом 2. изменяющейся независимо от температуры окружающей среды 3. изменяющейся при изменении температуры окружающей среды 4. постоянной в течение одного сезона (например, летом)

К классу земноводных относится 1. гребенчатый тритон 2. обыкновенный уж 3. нильский крокодил 4. болотная черепаха

У пресмыкающихся, в отличие от других позвоночных животных, кожа 1. сухая, покрыта роговыми чешуями или щитками 2. служит дополнительным органом дыхания 3. влажная, покрыта костными чешуями 4. влажная, богата железами

Среди позвоночных животных наиболее сложное строение кровеносной и нервной систем имеют 1. хрящевые и костные рыбы 2. хвостатые и бесхвостые земноводные 3. водные пресмыкающиеся 4. птицы и млекопитающие

В связи с выходом на сушу и появлением лёгких у земноводных произошло формирование 1. трёхкамерного сердца 2. пяти отделов головного мозга 3. челюстного аппарата 4. кожных желёз

Какие утверждения верны? А. При помощи органа боковой линии рыба ощущает направление и силу течения воды, а также глубину погружения. Б. У большинства птиц грудина имеет высокий гребень киль. 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

Установите соответствие между типичными признаками животных и систематической группой, для которой они характерны: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой. ПРИЗНАКИ ЖИВОТНЫХ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ А) тело состоит из головы, груди и брюшка Б) дыхание жаберное В) тело состоит из головогруди и брюшка Г) дыхание трахейное 1) Насекомые 2) Ракообразные Запишите в таблицу выбранные цифры. А 1 Б 2 В 2 Г 1

В приведённом ниже списке перечислены некоторые систематические группы, обозначенные буквами. A) Б) B) Г) Д) класс Насекомые вид Капустная белянка отряд Чешуекрылые род Огородные белянки семейство Белянки Установите последовательность, отражающую положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей группы. Запишите в таблицу буквы в нужной последовательности. Бгдва

Рыбы водные позвоночные животные. Их тело имеет обтекаемую форму. Заострённая голова постепенно переходит в. Г. . , а затем в хвост. Опорой тела рыбы является костный или хрящевой. . В. , который тянется от головы до хвостового плавника. Тело покрыто. Д. . и слизью, выделяемой кожными. . А. . Слизь уменьшает трение при движении. Слова для выбора: А) железы Б) плавники В) позвоночник Г) туловище Д) чешуя Е) шея

Способность живых организмов увеличивать свою численность называют 1. наследственностью 2. размножением 3. эволюцией 4. приспособленностью

Если инфузория туфелька передвигается с помощью ресничек, то эвглена зеленая передвигается с помощью 1. сократительной вакуоли 2. ложноножек 3. жгутиков 4. щупальцев

Среди перечисленных групп беспозвоночных животных самую примитивную нервную систему (диффузного типа) имеют 1. Сосальщики 2. Кишечнополостные 3. Ракообразные 4. Насекомые

Почему после дождя можно наблюдать массовое появление на поверхности земли дождевых червей? 1. в норках червей понижается температура 2. активизируются кроты, являющиеся врагами червей 3. черви могут беспрепятственно расти 4. вода вытесняет воздух из норок червей

Из перечисленных животных к брюхоногим моллюскам относят 1. виноградную улитку 2. беззубку 3. устрицу 4. осьминога

Хитиновый покров, неоднородные членики, объединённые в отделы (два или три), расчленённые конечности имеют 1. членистоногие 2. кольчатые черви 3. моллюски 4. круглые черви

Систематическим признаком класса, представитель которого изображён на рисунке, считается 1. расчленённость тела 2. членистость конечностей 3. число конечностей 4. обитание на суше

Характерной чертой приспособленности морского конька к защите от врагов является 1. сходство с другими рыбами по форме и окраске 2. сходство с растениями по форме и окраске 3. наличие желёз, вырабатывающих яд 4. способность быстро уплыть от хищника

Отличить живородящую ящерицу от гребенчатого тритона можно по 1. числу конечностей 2. наличию хвоста 3. строению кожи 4. температуре тела

Важнейший признак, отличающий птиц от пресмыкающихся, это 1. постоянная температура тела 2. развитие на суше 3. лёгочное дыхание 4. замкнутость кровеносной системы

В жизни теплокровных животных главным регулирующим фактором годичных и сезонных ритмов является 1. число солнечных дней в году 2. фаза лунного цикла 3. количество осадков в разные времена года 4. продолжительность светового дня в течение года

Какие утверждения верны? А. Некоторые животные осуществляют перекрёстное опыление растений. Б. Гидра это крупный одноклеточный организм. 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

Установите соответствие между насекомым и типом его развития: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой. НАСЕКОМЫЕ ТИПЫ РАЗВИТИЯ А) медоносная пчела 1) с неполным Б) майский жук превращением В) азиатская саранча 2) с полным Г) зелёный кузнечик превращением Запишите в таблицу выбранные цифры. А 2 Б 2 В 1 Г 1

В приведённом ниже списке перечислены некоторые систематические группы, обозначенные буквами. А) семейство Воробьиные Б) класс Птицы В) вид Воробей полевой Г) отряд Воробьинообразные Д) род Воробьи Установите последовательность, отражающую положение полевого воробья в классификации животных, начиная с наибольшей группы (класса). Запишите в таблицу буквы в нужной последовательности бгадв

Обыкновенный прудовик представитель класса брюхоногих моллюсков обитает в прудах, озёрах и тихих заводях. Тело обыкновенного прудовика разделяется на. . А. , на которой расположены глаза, рот и два щупальца, туловище и ногу. Тело моллюска сверху покрыто особой складкой кожи. Б. . , защищающей от твёрдой. . Г. . Нога у брюхоногих моллюсков мускулистая, хорошо развитая и обладает широкой. . В. . Слова для выбора: Запишите в таблицу буквы, соответствующие пропущенным словам, в том порядке, в котором они должны стоять на месте пропусков в тексте. А) Б) В) Г) Д) Е) голова мантия подошва раковина туловище щупальца

Среди одноклеточных непостоянную форму тела имеет 1. эвглена зелёная 2. амёба обыкновенная 3. инфузория туфелька 4. лямблия

У пресноводного полипа гидры стрекательные клетки расположены по преимуществу в (на) 1. щупальцах 2. подошве 3. энтодерме 4. кишечной полости

Местом обитания для личинок печёночного сосальщика является 1. корова 2. прудовик 3. овца 4. стрекоза

Тело брюхоногих моллюсков делится на 1. голову, грудь и раковину 2. голову, грудь и брюшко 3. головогрудь и брюшко 4. голову, туловище и ногу

Членистоногих, у которых к грудному отделу прикрепляются три пары ног, относят к классу 1. ракообразных 2. паукообразных 3. насекомых 4. сосальщиков

По какому признаку можно отличить клещей от пауков? 1. все членики тела срастаются между собой 2. тело разделено на головогрудь и брюшко 3. имеют восемь ног 4. усики отсутствуют

У рыб кровь насыщается кислородом в 1. желудочке сердца 2. предсердии 3. капиллярах тела 4. капиллярах жабр

Земноводные более высокоорганизованные животные, чем рыбы, однако температура тела у них 1. непостоянная, зависит от температуры окружающей среды 2. не зависит от температуры окружающей среды 3. значительно выше, чем температура окружающей среды 4. постоянная, ниже температуры окружающей среды

Позвоночные, имеющие сухую кожу с роговыми чешуйками, лёгочное дыхание, сердце с неполной перегородкой в желудочке, непостоянную температуру тела, относятся к классу 1. Костные рыбы 2. Земноводные 3. Пресмыкающиеся 4. Хрящевые рыбы

Птицы отличаются от пресмыкающихся наличием 1. особого типа покрова тела 2. центральной нервной системы 3. внутреннего оплодотворения 4. двух кругов кровообращения

Появление второго (малого) круга кровообращения у животных связано с выходом на сушу и возникновением специального органа 1. плавательного пузыря 2. лёгких 3. жабр 4. многокамерного сердца

Какие утверждения верны? А. Зубы позволяют хищной птице удерживать добычу. Б. У кольчатых червей длинное членистое (сегментированное) тело. 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

Установите соответствие между разными видами моллюсков и средой их обитания: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствую щую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой. ВИД МОЛЛЮСКА A) обыкновенная беззубка Б) большой прудовик B) голый слизень Г) кальмар Запишите в таблицу выбранные цифры А 2 Б 1 В 2 Г 1 СРЕДА ОБИТАНИЯ 1) водная 2) наземно воздушная

В приведённом ниже списке перечислены некоторые систематические группы, обозначенные буквами. A) Б) B) Г) Д) класс Насекомые вид Сверчок домовый отряд Равнокрылые род Сверчки семейство Сверчковые Установите последовательность, отражающую положение домового сверчка в классификации животных, начиная с наибольшей группы (класса). Запишите в таблицу буквы в нужной последовательности.

Птицы высшие позвоночные животные, приспособившиеся к полёту. В зависимости от дальности перемещений в послегнездовой пери од птицы делятся на оседлых, . Б. . и перелётных. Оседлые птицы не со вершают дальних. Д. . , они остаются на зиму в местах гнездования. Пролетая тысячи километров, перелётные птицы улетают на зимовку в те области, где нет суровых зим. Некоторые птицы летят к югу в одиночку, другие объединяются в. Е. . . Первыми улетают чечевицы, иволги, . . В. , стрижи. Слова для выбора: А)водоплавающие Б) кочующие В) ласточки Г) лебеди Д) миграция Е) стая

Современная наука делит всю природу на живую и неживую. На первый взгляд, это деление может показаться простым, но иногда довольно трудно решить, является ли определенный действительно живым или нет. Всем известно, что основные свойства, признаки живого - это рост и размножение. Большинство ученых используют семь жизненных процессов или признаков живых организмов, которые отличают их от неживой природы.

Что характерно для всех живых существ

Все живые существа:

  • Состоят из клеток.
  • Имеют разные уровни клеточной организации. Ткань - группа клеток, выполняющих общую функцию. Орган - группа тканей, выполняющих общую функцию. Система органов - группа органов, выполняющих общую функцию. Организм - любое живое существо в комплексе.
  • Используют энергию Земли и Солнца, которая им необходима для жизни и роста.
  • Реагируют на окружающую среду. Поведение - это сложный комплекс реакций.
  • Растут. Деление клеток - это упорядоченное образование новых клеток, которые растут до определенного размера, а затем делятся.
  • Размножаются. Размножение не играет существенной роли для выживания отдельных организмов, но оно важно для выживания всего вида. Все живые существа размножаются одним из следующих способов: бесполое (производство потомства без использования гамет), половое (производство потомства путем соединения половых клеток).
  • Адаптируются и приспосабливаются к условиям окружающей среды.

Основные признаки живых организмов

  • Движение. Все живое может двигаться и менять свое положение. Это более очевидно на примере животных, которые умеют ходить и бегать, и менее очевидно у растений, части которых могут двигаться, чтобы отследить движение солнца. Иногда движение может быть настолько медленным, что его очень трудно увидеть.

  • Дыхание - это химическая реакция, которая происходит внутри клетки. Это процесс высвобождения энергии из пищевых веществ во всех живых клетках.
  • Чувствительность - способность обнаруживать изменения в окружающей среде. Все живые существа способны реагировать на такие раздражители, как свет, температура, вода, гравитация и так далее.

  • Рост. Все живые существа растут. Постоянное увеличение количества клеток и размеров тела называется ростом.
  • Размножение - способность воспроизводить и передавать генетическую информацию своему потомству.

  • Экскреция - избавление от отходов и токсинов. В результате многих химических реакций, протекающих в клетках, необходимо избавляться от продуктов обмена, которые могут отравить клетки.
  • Питание - потребление и использование питательных веществ (белки, углеводы и жиры), необходимых для роста, восстановления тканей и получения энергии. У разных видов живых существ это происходит по-разному.

Все живые существа состоят из клеток

Каковы основные признаки Первым из того, что делает живые организмы уникальными, является то, что все они состоят из клеток, которые считаются строительными блоками жизни. Клетки удивительны, несмотря на свой небольшой размер, они могут работать вместе, формируя такие большие структуры тела, как ткани и органы. Клетки также являются специализированными - например, клетки печени находятся в одноименном органе, а клетки мозга функционируют только в голове.

Некоторые организмы сделаны из всего лишь одной клетки, например, многие бактерии, в то время как другие состоят из триллионов клеток, например, человек. являются очень сложными существами, имеющими невероятную клеточную организацию. Эта организация начинает свой путь с ДНК и простирается на весь организм.

Размножение

Основные признаки живого (биология описывает это даже в школьном курсе) включают в себя также такое понятие, как размножение. Каким образом все живые организмы попадают на Землю? Они появляются не из воздуха, а путем размножения. Существует два основных способа производства потомства. Первое - это известное всем половое размножение. Это когда организмы производят потомство путем объединения своих гамет. Люди и многие животные попадают в эту категорию.

Другим типом размножения является бесполое: организмы производят потомство без гаметы. В отличие от полового размножения, где потомство имеет разный генетический состав, не такой, как у любого из родителей, бесполый способ дает потомство, генетически идентичное своему родителю.

Рост и развитие

Основные признаки живого предполагают также рост и развитие. Когда потомство появляется на свет, оно не остается таким навсегда. Отличным примером может стать сам человек. В процессе роста люди меняются, и чем больше времени проходит, тем сильнее эти отличия заметны. Если сравнить взрослого человека и малыша, которым он когда-то пришел в этот мир, то различия просто колоссальные. Организмы растут и развиваются на протяжении всей жизни, но эти два термина (рост и развитие) не означают одно и тоже.

Рост - это когда меняется размер, от маленького к большому. Например, с возрастом растут все органы живого организма: пальцы, глаза, сердце и так далее. Развитие подразумевает возможность изменения или трансформации. Этот процесс начинается еще до рождения, когда появляетсясь первая клетка.

Энергия

Рост, развитие, клеточные процессы и даже размножение могут происходить только в том случае, если живые организмы принимают и могут использовать энергию, что также входит в основные признаки живого существа. Все жизненные энергии, в конечном счете, идут от солнца, и эта сила дает энергию всему на Земле. Многие живые организмы, такие как растения и некоторые водоросли, используют солнце, чтобы произвести свои собственные продукты питания.

Процесс преобразования солнечного света в химическую энергию называется фотосинтезом, а организмы, которые могут его производить, называются автотрофами. Тем не менее, многие организмы не могут создавать себе пищу самостоятельно, и поэтому им приходится питаться другими живыми организмами для получения энергии и питательных веществ. Организмы, которые питаются другими организмами, называются гетеротрофами.

Ответная реакция

Перечисляя основные признаки живой природы, важно отметить тот факт, что всем живым организмам присуща способность реагировать определенным образом на различные стимулы окружающей среды. Это означает, что любые изменения в окружающей среде запускают определенные реакции в организме. Например, такое как венерина мухоловка, захлопнет свои кровожадные лепестки довольно быстро, если туда приземлится ничего не подозревающая муха. Если есть такая возможность, черепаха выйдет погреться на солнышке, а не останется в тени. Когда человек слышит урчание у себя в животе, то он пойдет к холодильнику, чтобы сделать бутерброд, и так далее.

Раздражители могут быть внешними (вне организма человека) или внутренними (внутри тела), и они помогают живым организмам сохранять равновесие. Они представлены в виде различных органов чувств в организме, таких как: зрение, вкус, обоняние и осязание. Скорость реагирования может варьироваться в зависимости от организма.

Гомеостаз

Основные признаки живых организмов включают в себя регуляцию которая называется гомеостазом. Например, регуляция температуры очень важна для всех живых существ, потому что температура тела влияет на такой важный процесс, как метаболизм. Когда телу становится слишком холодно, эти процессы замедляются, и организм может погибнуть. Противоположное происходит, если организм перегревается, процессы ускоряются, и все это приводит к тем же губительным последствиям.

Что общего имеют живые существа? Они должны иметь все основные признаки живого организма. Например, облако может увеличиваться в размерах и перемещаться из одного места в другое, но это не живой организм, так как оно не обладает всеми приведенными выше характеристиками.

Живой организм - это главный предмет, который изучает такая наука, как биология. Он представляет собой состоящую из клеток, органов и тканей. Живой организм - это тот, который обладает целым рядом характерных признаков. Он дышит и питается, шевелится или движется, а также имеет потомство.

Наука о живой природе

Термин «биология» был введен Ж.Б. Ламарком - французским натуралистом - в 1802 г. Примерно в то же время и независимо от него такое название науке о живом мире дал немецкий ботаник Г.Р. Тревиранус.

Многочисленные разделы биологии рассматривают многообразие не только существующих в настоящее время, но и уже вымерших организмов. Они изучают их происхождение и эволюционные процессы, строение и функционирование, а также индивидуальное развитие и связи с окружающей средой и друг с другом.

Разделы биологии рассматривают частные и общие закономерности, которые присущи всему живому во всех свойствах и проявлениях. Это касается и размножения, и обмена веществ, и наследственности, и развития, и роста.

Начало исторического этапа

Первые живые организмы на нашей планете по своему строению значительно отличались от существующих в настоящее время. Они были несравненно проще. На протяжении всего этапа формирования жизни на Земле происходил Он способствовал улучшению строения живых существ, что позволяло им приспосабливаться к условиям окружающего мира.

На первоначальном этапе живые организмы в природе питались только органическими компонентами, возникшими из первичных углеводов. На зарей своей истории и животные, и растения представляли собой мельчайшие одноклеточные существа. Они были похожи на нынешних амеб, сине-зеленых водорослей и бактерий. В ходе эволюции стали появляться многоклеточные организмы, которые были намного разнообразнее и сложнее своих предшественников.

Химический состав

Живой организм - это тот, который образован молекулами неорганических и органических веществ.

К первым из этих компонентов относится вода, а также минеральные соли. находящиеся в клетках живых организмов, представляют собой жиры и белки, нуклеиновые кислоты и углеводы, АТФ и многие другие элементы. Стоит заметить тот факт, что живые организмы в своем составе содержат те же компоненты, которые имеются и у объектов Главное отличие состоит в соотношении данных элементов. Живые организмы - это те, девяносто восемь процентов состава которых приходится на водород, кислород, углерод и азот.

Классификация

Органический мир нашей планеты насчитывает на сегодняшний день практически полтора миллиона разнообразных видов животных, полмиллиона видов растений, а также десять миллионов микроорганизмов. Такое многообразие невозможно изучить без подробной его систематизации. Классификация живых организмов впервые была разработана шведским натуралистом Карлом Линнеем. В основу своего труда он положил иерархический принцип. Единицей систематизации стал вид, название которому было предложено давать только на латинском языке.

Классификация живых организмов, используемая в современной биологии, указывает на родственные связи и эволюционные взаимоотношения органических систем. При этом сохранен принцип иерархии.

Совокупность живых организмов, имеющих общее происхождение, одинаковый хромосомный набор, приспособленных к схожим условиям, обитающих в определенном ареале, свободно скрещивающихся между собой и дающих потомство, способное к размножению, и представляет собой вид.

Существует и еще одна классификация в биологии. Этой наукой все клеточные организмы подразделяются на группы по наличию или отсутствию оформленного ядра. Это

Первую группу представляют безъядерные примитивные организмы. В их клетках выделяется ядерная зона, но содержит она только молекулу. Это бактерии.

Истинными ядерными представителями органического мира являются эукариоты. Клетки живых организмов этой группы обладают всеми основными структурными компонентами. Четко оформлено у них и ядро. В эту группу входят животные, растения и грибы.

Строение живых организмов может быть не только клеточным. Биология изучает и другие формы жизни. К ним относятся неклеточные организмы, такие, как вирусы, а также бактериофаги.

Классы живых организмов

В биологической систематике существует ранг иерархической классификации, который ученые считают одним из основных. Он выделяет классы живых организмов. К основным из них относятся следующие:

Бактерии;

Животные;

Растения;

Водоросли.

Описание классов

Бактерия представляет собой живой организм. Это одноклеточное, которое размножается делением. Клетка у бактерии заключена в оболочку и имеет цитоплазму.

К следующему классу живых организмов относятся грибы. В природе насчитывается около пятидесяти тысяч видов этих представителей органического мира. Однако биологи изучили только пять процентов от их общего количества. Интересно, что грибам присущи некоторые признаки как растений, так и животных. Важная роль живых организмов этого класса заключена в способности разлагать органический материал. Именно поэтому грибы можно найти практически во всех биологических нишах.

Большим разнообразием может похвастаться животный мир. Представителей этого класса можно найти в таких зонах, где, казалось бы, отсутствуют условия для существования.

Наиболее высокоорганизованным классом являются теплокровные животные. Свое название они получили от способа, которым вскармливают потомство. Все представители млекопитающих делятся на копытных (жираф, лошадь) и хищных (лиса, волк, медведь).

Представителями животного мира являются и насекомые. Их на Земле существует огромное множество. Они плавают и летают, ползают и скачут. Многие из насекомых имеют такие маленькие размеры, что не способны противостоять даже водному натяжению.

Одними из первых позвоночных животных, вышедших в далекие исторические времена на сушу, явились амфибии и рептилии. До сих пор жизнь представителей этого класса связана с водой. Так, ареал обитания взрослых особей - суша, а их дыхание осуществляется легкими. Личинки же дышат жабрами и плавают в воде. В настоящее время на Земле насчитывается около семи тысяч видов этого класса живых организмов.

Уникальными представителями фауны нашей планеты являются птицы. Ведь в отличие от других животных они способны летать. На Земле обитает практически восемь тысяч шестьсот видов птиц. Для представителей этого класса характерно оперение и откладывание яиц.

К огромной группе позвоночных животных принадлежат рыбы. Они обитают в водоемах и обладают плавниками и жабрами. Биологи подразделяют рыб на две группы. Это хрящевые и костные. В настоящее время насчитывается порядка двадцати тысяч различных видов рыб.

Внутри класса растений существует собственная градация. Представителей флоры подразделяют на двудольных и однодольных. У первой из этих групп в семени располагается зародыш, состоящий из двух семядолей. Определить представителей этого вида можно по листьям. Они пронизаны сеточкой из жилок (кукуруза, свекла). Зародыш обладает только одной семядолей. На листьях таких растений жилки располагаются параллельно (лук, пшеница).

Класс водоросли насчитывает более тридцати тысяч видов. Это обитающие в воде споровые растения, которые не имеют сосудов, но обладают хлорофиллом. Данный компонент способствует осуществлению процесса фотосинтеза. Водоросли не образуют семян. Их размножение происходит вегетативным путем или спорами. От высших растений этот класс живых организмов отличается отсутствием стеблей, листьев и корней. Они обладают только так называемым телом, которое именуется слоевищем.

Функции, присущие живым организмам

Что является основополагающим для любого представителя органического мира? Это осуществление процессов обмена энергии и веществ. В живом организме идет постоянное превращение различных веществ в энергию, а также происходят физические и химические изменения.

Эта функция является непременным условием существования живого организма. Именно благодаря метаболизму мир органических существ отличается от неорганических. Да, в неживых объектах также происходят изменения вещества и превращение энергии. Однако эти процессы имеют свои принципиальные отличия. Обмен веществ, который происходит в неорганических объектах, разрушает их. В то же время живые организмы без обменных процессов не могут продолжить свое существование. Следствием метаболизма является обновление органической системы. Прекращение процессов обмена влечет за собой смерть.

Функции живого организма разнообразны. Но все они напрямую связаны с происходящими в нем обменными процессами. Это может быть рост и размножение, развитие и пищеварение, питание и дыхание, реакции и движение, выделение отработанных продуктов и секреция и т.д. В основе любой функции организма лежит совокупность процессов превращения энергии и веществ. Причем в равной степени это имеет отношение к возможностям как ткани, клетки, органа, так и всего организма.

Обмен веществ у человека и животных включает процессы питания и пищеварения. У растений он осуществляется при помощи фотосинтеза. Живой организм при осуществлении метаболизма снабжает себя веществами, необходимыми для существования.

Важной отличительной чертой объектов органического мира является использование внешних энергетических источников. Примером тому могут служить свет и пища.

Свойства, присущие живым организмам

Любая биологическая единица имеет в своем составе отдельные элементы, которые, в свою очередь, образуют неразрывно связанную систему. Например, в совокупности все органы и функции человека представляют собой его организм. Свойства живых организмов многообразны. Помимо единого химического состава и возможности осуществления обменных процессов объекты органического мира способны к организации. Из хаотичного молекулярного движения образуются определенные структуры. Это создает для всего живого определенную упорядоченность во времени и пространстве. Структурная организация представляет собой целый комплекс сложнейших саморегулирующихся которые протекают в определенном порядке. Это позволяет поддержать на необходимом уровне постоянство внутренней среды. Например, гормон инсулин снижает количество в крови глюкозы при ее избытке. При недостатке этого компонента его восполняет адреналин и глюкагон. Также теплокровные организмы обладают многочисленными механизмами теплорегуляции. Это и расширение кожных капилляров, и интенсивное потоотделение. Как видим, это важная функция, которую выполняет организм.

Свойства живых организмов, характерные только для органического мира, заключены и в процессе самовоспроизведения, ведь существование любой имеет временное ограничение. Поддержать жизнь может только самовоспроизведение. В основе этой функции лежит процесс образования новых структур и молекул, обусловленный той информацией, которая заложена в ДНК. Самовоспроизведение неразрывно связано с наследственностью. Ведь каждое из живых существ рождает подобных себе. Через наследственность живые организмы передают свои особенности развития, свойства и признаки. Это свойство обусловлено постоянством. Оно существует в строении молекул ДНК.

Еще одним свойством, характерным для живых организмов, является раздражимость. Органические системы всегда реагируют на внутренние и внешние изменения (воздействия). Что касается раздражимости человеческого организма, то она неразрывно связана со свойствами, присущими мышечной, нервной, а также железистой ткани. Эти компоненты способны дать толчок ответной реакции после мышечного сокращения, отправления нервного импульса, а также секреции различных веществ (гормонов, слюны и т.д.). А если лишен нервной системы живой организм? Свойства живых организмов в виде раздражимости проявляются в таком случае движением. Например, простейшие покидают растворы, в которых концентрация соли слишком высока. Что касается растений, то они способны изменить положение побегов для того, чтобы максимально поглощать свет.

Любые живые системы могут ответить на действие раздражителя. Это является еще одним свойством объектов органического мира - возбудимостью. Данный процесс обеспечивается мышечными и железистыми тканями. Одной из завершающих реакций возбудимости является движение. Способность к перемещению является общим свойством всего живого, несмотря на то, что внешне некоторые организмы его лишены. Ведь движение цитоплазмы происходит в любой клетке. Перемещаются и прикрепленные животные. Ростовые движения за счет увеличения количества клеток наблюдаются у растений.

Среда обитания

Существование объектов органического мира возможно только при определенных условиях. Некоторая часть пространства неизменно окружает живой организм или целую группу. Это и есть среда обитания.

В жизни любого организма органические и неорганические составляющие природы играют значительную роль. Они производят на него определенное воздействие. Живые организмы вынуждены приспосабливаться к существующим условиям. Так, некоторые из животных могут жить в районах Крайнего Севера при очень низких температурах. Другие же способны существовать только в зоне тропиков.

На планете Земля различают несколько сред обитания. Среди них такие:

Наземно-водная;

Наземная;

Почвенная;

Живой организм;

Наземно-воздушная.

Роль живых организмов в природе

Жизнь на планете Земля существует уже три миллиарда лет. И в течение всего этого времени организмы развивались, изменялись, расселялись и одновременно воздействовали на среду своего обитания.

Влияние органических систем на атмосферу вызвало появление большего количества кислорода. При этом значительно снизился объем углекислого газа. Основным источником выработки кислорода служат растения.

Под влиянием живых организмов изменился и состав вод Мирового океана. Органическое происхождение имеют некоторые горные породы. Полезные ископаемые (нефть, уголь, известняк) - это также результат функционирования живых организмов. Другими словами, объекты органического мира являются мощным фактором, который преобразует природу.

Живые организмы являются своеобразным индикатором, указывающим на качество окружающей человека среды. Они связаны сложнейшими процессами с растительностью и почвой. При потере хотя бы единственного звена из этой цепочки произойдет дисбаланс экологической системы в целом. Именно поэтому для круговорота энергии и веществ на планете важно сохранить все существующее многообразие представителей органического мира.

  • 2. Понятие «конституция». Конституциональные признаки. Соматотип. Конституциональные схемы. Практическое значение учения о конституции.
  • 3.Аномалии индивидуального развития. Типы врожденных пороков развития. Причины и профилактика врожденных пороков развития. Недоношенные дети и проблемы дефектологии.
  • Тема 3. Обмен веществ организма и его нарушения. Гомеостаз. Восстановление функций.
  • 1. Основные закономерности деятельности организма как целого: нейрогуморальная регуляция, саморегуляция, гомеостаз. Биологическая надёжность и принципы ее обеспечения.
  • 2. Понятие о компенсации, ее механизмы. Стадии развития компенсаторно-приспособительных реакций. Декомпенсация.
  • 3. Понятие о реактивности и резистентности. Виды реактивности. Значение реактивности в патологии.
  • Тема 4. Учение о болезнях
  • 1. Понятие «болезнь». Признаки болезни. Классификации болезней.
  • 2. Понятие «этиология». Причины и условия возникновения болезней. Этиологические факторы внешней среды. Пути внедрения болезнетворных факторов в организм и пути их распространения в организме.
  • 3. Объективные и субъективные признаки болезней. Симптомы и синдромы.
  • 4. Понятие «патогенез». Понятие о патологическом процессе и патологическом состоянии. Патологическое состояние как причина возникновения дефектов.
  • 5. Периоды болезни. Исходы болезней. Понятие об осложнениях и рецидивах болезней. Факторы, влияющие на развитие болезни.
  • 6. Мкб и мкф: цель, концепция.
  • Тема 5. Воспаление и опухоли
  • 1.Понятие «воспаление». Причины воспаления. Местные и общие признаки воспаления. Виды воспаления.
  • 3. Понятие об опухоли. Общая характеристика опухолей. Строение опухолей. Опухоли как причина возникновения дефектов психики, слуха, зрения, речи.
  • Тема 6. Высшая Нервная Деятельность
  • 2.Функциональные системы п.К. Анохина. Принцип гетерохронности развития. Внутрисистемная и межсистемная гетерохрония.
  • 3. Учение и.П. Павлова об условном и безусловном рефлексе. Сравнительная характеристика условного и безусловного рефлекса. Факторы, необходимые для формирования условного рефлекса.
  • 4. Безусловное торможение. Сущность внешнего и запредельного торможения. Условное торможение, его виды.
  • 5.Первая и вторая сигнальные системы. Эволюционное значение второй сигнальной системы. Условно-рефлекторная природа второй сигнальной системы.
  • Тема 7. Эндокринная система
  • 2. Гипофиз, строение и функциональные особенности. Гормоны гипофиза. Гипофункция и гиперфункция гипофиза. Гипофизарная регуляция ростовых процессов и ее нарушение.
  • 3. Эпифиз, физиология и патофизиология
  • 5. Околощитовидные железы, физиология и патофизиология.
  • 6. Вилочковая железа, ее функции. Вилочковая железа как эндокринный орган, ее изменение в онтогенезе.
  • 7. Надпочечники. Физиологическое действие гормонов мозгового и коркового слоя. Роль гормонов надпочечников в стрессовых ситуациях и процессе адаптации. Патофизиология надпочечников.
  • 8. Поджелудочная железа. Островковый аппарат поджелудочной железы. Физиология и патофизиология поджелудочной железы.
  • Тема 8. Система крови
  • 1. Понятие о внутренней среде организма, ее значение. Морфологический и биохимический состав крови, ее физико-химические свойства. Сдвиги физико-химических показателей крови и ее состава.
  • 2. Эритроциты, их функциональное значение. Группы крови. Понятие о резус-факторе.
  • 3. Анемия, ее виды. Гемолитическая болезнь как причина нарушений психики, речи и двигательных расстройств.
  • 4. Лейкоциты, их функциональное значение. Виды лейкоцитов и лейкоцитарная формула. Понятие о лейкоцитозе и лейкопении
  • 5. Тромбоциты, их функциональное значение. Процесс свертывания крови. Свертывающая и противосвертывающая системы крови.
  • Тема 9. Иммунитет
  • 2. Понятие об иммунодефиците. Врожденный и приобретенный иммунодефицит. Иммунодефицитные состояния.
  • 3. Понятие об аллергии. Аллергены. Механизмы аллергических реакций. Аллергические заболевания и их профилактика.
  • Тема 10. Сердечно-сосудистая система
  • 2. Фазы сердечных сокращений. Систолический и минутный объемы крови.
  • 3. Свойства сердечной мышцы. Электрокардиография. Характеристика зубцов и отрезков электрокардиограммы.
  • 4. Проводящая система сердца. Понятие об аритмии и экстрасистолии. Регуляция деятельности сердца.
  • 5. Пороки сердца. Причины и профилактика врожденных и приобретенных пороков сердца.
  • 6. Местные расстройства кровообращения. Артериальная и венозная гиперемия, ишемия, тромбоз, эмболия: сущность процессов, проявления и последствия для организма.
  • Тема 11. Дыхательная система
  • 2. Понятие о гипоксии. Виды гипоксии. Структурно-функциональные нарушения при гипоксии.
  • 3. Компенсаторно-приспособительные реакции организма при гипоксии
  • 4. Проявления нарушений внешнего дыхания. Изменение частоты, глубины и периодичности дыхательных движений.
  • 4. Газовый ацидоз обусловливает:
  • 2. Причины нарушения системы пищеварения. Нарушения аппетита. Нарушения секреторной и моторной функции пищеварительного тракта.
  • Характеристика расстройств секреторной функции желудка:
  • В результате нарушений моторики желудка возможно развитие синдрома раннего насыщения, изжоги, тошноты, рвоты и демпинг-синдрома.
  • 3. Жировой и углеводный обмен, регуляция.
  • 4. Обмен воды и минеральных веществ, регуляции
  • 5. Патология белкового обмена. Понятие об атрофии и дистрофии.
  • 6. Патология углеводного обмена.
  • 7. Патология жирового обмена. Ожирение, его виды, профилактика.
  • 8. Патология водно-солевого обмена
  • Тема 14. Терморегуляция
  • 2. Понятие о гипо- и гипертермии, стадии развития
  • 3. Лихорадка, ее причины. Стадии лихорадки. Значение лихорадки
  • Тема 15. Выделительная система
  • 1. Общая схема системы мочеобразования и мочевыделения. Нефрон – основная структурная и функциональная единица почек. Мочеобразование, его фазы.
  • 2. Основные причины нарушения системы мочеобразования. Почечная недостаточность
  • 1. Общая схема системы мочеобразования и мочевыделения. Нефрон – основная структурная и функциональная единица почек. Мочеобразование, его фазы.
  • 2. Основные причины нарушения системы мочеобразования. Почечная недостаточность.
  • Тема 16. Опорно-двигательный аппарат. Мышечная система
  • 2. Мышечная система. Основные группы мышц человека. Статическая и динамическая работа мышц. Роль мышечных движений в развитии организма. Понятие об осанке. Профилактика нарушений осанки
  • 3. Патология опорно-двигательного аппарата. Деформации черепа, позвоночника, конечностей. Профилактика нарушений.
  • Лекции

    БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

    Введение.

    1. Предмет биологии. Определение жизни. Признаки живой материи.

    2. Общие свойства живых организмов.

    3. Понятие гомеостаза.

    4. Характеристика уровней организации живой природы.

    5. Живой организм как система.

    1. Предмет биологии. Определение жизни. Признаки живой материи.

    Биология (от греч. bios-жизнь, logos-понятие, уче­ние) - наука, изучающая живые организмы. Развитие этой науки шло по пути изучения элементарнейших форм существования материи. Это относится и к живой, и к неживой природе. При таком подходе законы живого пытаются познать, изучая вместо единого целого отдельные его части, т.е. изучают элементарные акты жизнедеятельности организмов с применением законов физики, химии и т.д. При другом подходе «жизнь» рассматривают как совершенно особенное и уникальное явление, которое нельзя объяснить только действием законов физики и химии. Т.о. основ­ная задача биологии как науки состоит в том, чтобы истолковать все явления живой природы, исходя из научных законов, не забывая при этом, что целому организму присущи свойства, в корне отличающие­ся от свойств частей, его составляющих. Нейро­физиолог может описать работу отдельного нейро­на языком физики и химии, но сам феномен со­знания так описать нельзя. Сознание возникает в результате коллективной работы и одновременного изменения электрохимического состояния мил­лионов нервных клеток, однако мы до сих пор не имеем реального представления о том, как возникает мысль и каковы ее химические основы. Итак, мы вынуждены признать, что не можем дать строгого определения, что же такое жизнь, и не можем сказать, как и когда она возникла. Все, что мы можем, - это перечислить и описать специфические признаки живой материи , которые присущи всем живым существам и отличают их от неживой материи:

    1) Единство химического состава. В живых организмах 98% химического состава приходится на 4 элемента: углерод, кислород, азот и водород.

    2) Раздражимость. Все живые существа способны реагировать на из­менение внешней и внутренней среды, что помогает им выжить. Например, кровеносные сосуды кожи млекопитающих при повышении температуры тела расширяются, рассеивая избыточное тепло и тем самым снова восстанавливая оптимальную темпе­ратуру тела. А зеленое растение, которое стоит на подоконнике и освещается только с одной стороны, тянется к свету, потому что для фотосинтеза нужна определенная освещенность.

    3) Движение (подвижность). Животные отличаются от растений способностью перемещаться из одного места в другое, т. е. спо­собностью к движению. Животным необходимо двигаться, чтобы добывать пищу. Для растений подвижность необязательна: растения способны са­ми создавать питательные вещества из простейших соединений, доступных почти повсюду. Но и у растений можно наблюдать движения внутри кле­ток и даже движения целых органов, хотя и с меньшей, чем у животных, скоростью. Могут дви­гаться и некоторые бактерии, и одноклеточные водоросли.

    4) Обмен веществ и энергии. Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее вещества, необходимые организму и выделяя продукты жизнедеятельности. Питание, дыхание, выделение – разновидности обмена веществ.

    Питание. Пища нужна всем живым существам. Они использу­ют ее как источник энергии и веществ, необходимых для роста и других процессов жизнедеятельности. Растения и животные различаются главным обра­зом по тому, как они добывают пищу. Почти все растения способны к фотосинтезу, т. е. они сами создают питательные вещества, используя энергию света. Фотосинтез - одна из форм автотрофного пи­тания. Животные и грибы питаются по-иному: они используют органическое вещество других организ­мов, расщепляя с помощью ферментов это органи­ческое вещество и усваивая продукты расщепления. Такое питание называют гетеротрофным. Гетеротрофами являются многие бактерии, хотя некото­рые из них автотрофны.

    Дыхание. Для всех процессов жизнедеятельности нужна энер­гия. Поэтому основная масса питательных веществ, получаемых в результате автотрофного или гетеро­трофного питания, используется в качестве источни­ка энергии. Энергия высвобождается в процессе дыхания при расщеплении некоторых высокоэнерге­тических соединений. Высвобождаемая энергия за­пасается в молекулах аденозинтрифосфата (АТФ), который обнаружен во всех живых клетках.

    Выделение. Выделение, или экскреция, - это выведение из орга­низма конечных продуктов обмена веществ. Такие ядовитые «шлаки» возникают, например, в процессе дыхания, и их надо обязательно удалять. Животные потребляют очень много белков, и, поскольку белки не запасаются, их необходимо расщепить, а затем вывести из организма. Поэтому у животных вы­деление сводится в основном к экскреции азотистых веществ. Еще одной из форм экскреции можно считать выведение из организма свинца, радио­активной пыли, алкоголя и массы других вредных для здоровья веществ.

    5) Рост. Объекты неживой природы (например, кристалл или сталагмит) растут, присоединяя новое вещество к наружной поверхности. Живые существа растут изнутри за счет питательных веществ, которые орга­низм получает в процессе автотрофного или гетеро­трофного питания. В результате ассимиляции этих веществ образуется новая живая протоплазма. Рост живых существ сопровождается развитием – необратимым количественным и качественным изменением.

    6) Размножение. Продолжительность жизни у каждого организма ограничена, однако все живое «бессмертно», т.к. живые организмы оставляют после смерти себе подобных. Вы­живание вида обеспечивается сохранением главных признаков родителей у потомства, возникшего пу­тем бесполого или полового размножения. Закодированная наследственная информация, которая передается от одного поко­ления к другому, содержится в молекулах нуклеиновых кислот: ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты) и РНК (рибонуклеиновой кислоты).

    7) Наследственность – способность организмов передавать свои признаки и функции следующим поколениям.

    8) Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства.

    9) Саморегуляция . Выражается в способности организмов поддерживать постоянство своего химического состава и функций в системе (например, постоянство температуры тела), физиологических процессов в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. В отличие от живой материи мертвое органи­ческое вещество легко разрушается под действием механических и химических факторов окружающей среды. Живые существа обладают встроенной си­стемой саморегуляции, которая поддерживает про­цессы жизнедеятельности и препятствует неуправля­емому распаду структур и веществ и бесцельному выделению энергии.

    Эти главные признаки живого более или менее выражены у любого организма и служат единственным показателем того, жив он или мертв. Не следует, однако, забывать, что все эти при­знаки - лишь наблюдаемые проявления главного свойства живой материи (протоплазмы) – ее спо­собности извлекать, превращать и использовать энергию извне. К тому же протоплазма способна не только поддерживать, но и увеличивать свои энер­гетические запасы.

    2. Общие свойства живых организмов.

    Итак, объектом биологических исследований является живой организм. Вне зависимости от уровня организации все живые организмы в процессе эво­люции воплотили в себе, в отличие от неорганического мира, ряд качест­венно новых свойств.

    1) Земля как планета сформировалась около 4,5 млрд лет назад. Живые организмы в их самой примитивной форме появились около 0,5- 1 млрд лет назад. Следовательно, они были вынуждены «вписать­ся» в окружающие их явления неорганического мира - закон всемирного тяготения, газовую среду, температуру, электромагнитный фон и др.

    2) Среда, в которую вписались живые организмы, представляет собой прочно связанную совокупность яв­лений физического мира, определяемую прежде всего соотношением пла­нет, и в первую очередь Земли и Солнца. Среди этих явлений есть эпизодические - атмосферные осадки, зем­летрясения, и явления, периодически повторяющиеся,- смена времен года, приливы и отливы океанов, восходы и заходы солнца и др. Живые организмы отразили их в своей организации. Особенно важны­ми для жизнедеятельности оказались периодически повторяющиеся воз­действия.

    3) Живые организмы не только вписались во внешний мир, но и изолировали себя от него при помощи специальных барьеров. Структурно-функциональная единица барьеров - мембрана клетки - универсальна. Она примерно одинакова и у яйцеклетки морского ежа, и у нейрона головного мозга человека. Мембраны позволили первым живым организмам, с одной сторо­ны, обособиться от водной среды, в которой они возникли, а с другой - ак­тивно взаимодействовать с ней с целью удовлетворения своих потребностей.

    Таким образом, организм можно определить как физико-химиче­скую систему, существующую в окружающей среде в стационарном состоянии. Именно эта способность живых систем сохранять стационарное состояние в условиях непрерывно меняющейся среды и обуслов­ливает их выживание. Для обеспечения стационар­ного состояния у всех организмов - от морфологи­чески самых простых до наиболее сложных - вы­работались разнообразные анатомические, физио­логические и поведенческие приспособления, слу­жащие одной цели – сохранению постоянства внутренней среды.

    3. Понятие гомеостаза.

    Впервые мысль о том, что постоянство внутрен­ней среды обеспечивает оптимальные условия для жизни и размножения организмов, была высказана в 1857 г. французским физиологом Клодом Бернаром. На протяжении всей его научной деятельности Клода Бернара поражала способность организмов регулировать и поддерживать в достаточно узких границах такие физиологические параметры, как температура тела или содержание в нем воды. Это представление о саморегуляции как основе физиоло­гической стабильности было сформулировано Клодом Бернаром в виде ставшего классическим утверждения: «Постоянство внутренней среды является обязательным условием свободной жизни». Для определения механизмов, под­держивающих такое постоянство, был введен термин гомеостаз (от греч. homoios -тот же; stasis -стояние). Вместе с тем постоянство внутренней среды организма – условное понятие, так как во всем организме непрерывно протекает бесчисленное множество различных процессов. Состояние организма непрерывно меняется, меняются и оптимальные значения жизненно важных показателей. Так, например, в обычном состоянии артериальное давление поддерживается на уровне 120/80. Это значение несколько снижается во время ночного сна, при быстром же беге, напротив, значительно увеличивается. Такие изменения – не отрицание гомеостаза, т.к. для каждого функционального состояния оптимальные значения артериального давления различны. Иногда для более точного определения явления гомеостаза используют термин « гомеокинез ».

    Биология является наукой, изучающей жизнь во всех направлениях и общие свойства живого.

    По Энгельсу, жизнь – способ существования белковых тел, существенным моментом которого явл. постоянный обмен веществ с окружающей средой, с прекращением которого прекращается и жизнь, что приводит к распаду белков.

    Современное определение: живые тела, существующие на Земле – открытые саморегулирующиеся и самовос­про­изводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот.

    Для живых организмов характерны свойства, отличающие их от объектов неживой природы:

    1. Определенный химический состав.

    В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в неживые объекты, но в различных пропорциях. Из 100 элементов необходимы 20. Выделяют обязательные (органо­генные) элементы – водород, углерод, кислород, азот.

    Так же важны натрий, калий, кальций, магний, сера, фосфор. Все организмы построены из белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот.

    2. Наличие клеточного строения (кроме бактерий).

    Клетка – структурно-функциональная единица живого.

    3. Обмен веществ и энергозависимость.

    Живой организм – открытая устойчивая система, которая при поступлении энергии извне, находится в динамическом равновесии.

    4. Способность к саморегуляции.

    Гомеостаз – способность поддерживать постоянство химическо-физических свойств.

    Показатели гомеостаза: температура, давление, количество воды, энергия, скорость обмен­ных процессов.

    В тканях показатель гомеостаза – количество клеток.

    В органах – интенсивность работы.

    В популяциях – соотношение возрастных групп и половой состав.

    5. Способность к самовоспроизведению.

    a. Воспроизведение себе подобных.

    b. Передача наследственной информации.

    c. Главным переносчиком информации явл. хромосомы.

    6. Наследственность.

    Наследственность – способность живых организмов передавать признаки и свойства из поко­ления в поколение при помощи ДНК и РНК. Закономерности изучает генетика. Мен­дель предположил, что признаки определяются генами. Ген – участок молекулы ДНК, ко­дирую­щий первичную структуру белка.

    Ген - белок - признак.

    7. Изменчивость.

    Изменчивость – способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе индивидуального развития. Изменчивость создает материал для естественного от­бора.

    8. Индивидуальное развитие.

    Онтогенез – процесс индивидуального развития организма от момента оплодотворения до момента смерти. Развитие сопровождается ростом, продолжительность роста ограничена процессами старения.

    Ι. Проэнтогенез-гаметогенез, оплодотворение.

    ΙΙ. Эмбриональный период – рождение.

    ΙΙΙ. Постэмбриональный – ювенильный, этап зрелости, этап старости.

    9. Историческое развитие.

    Филогенез – историческое развитие мира; необратимое и направленное развитие живой при­роды, сопровождающееся появлением новых видов и прогрессивным усложнением жизни. Все разнообразие видов растений и животных есть результат эволюции.

    10. Раздражимость.

    Раздражимость – способность живых организмов отвечать на внешние и внутренние раз­дра­жители специфическими реакциями.

    фототропизм (поворот листьев в сторону солнца);

    геотропизм (рост кончика корня по отношению к центру Земли);

    таксис (однонаправленное движение К или ОТ источника раздражения);

    рефлекс (свойство организма отвечать на действие раздражителей при обязательном уча­стии нервной системы).

    11. Движение.

    Организмы способны двигаться различными способами:

    a. Амебоидная – с помощью ложноножек (амеба обыкновенная, лейкоциты);

    b. Реактивная – с помощью выстреливания струи воды (медузы, головоногие мол­люски);

    c. Ресничные – с помощью ресничек - выростов клетки, окруженных цитолеммой, (ин­фузо­рия-туфелька).

    d. Жгутиковые – с помощью жгутика – выроста клетки, окруженного цитолеммой, но длин­нее реснички (эвглена зеленая, Вольвокс, сперматозоид).

    e. С помощью сократительных мышц.

    12. Ритмичность.

    Ритмичность – повторение состояний организма через промежуток времени в ответ на из­ме­нения внешней среды. Биоритмы (эктогенные – внешние; эндогенные – внутренние).

    13. Целостность и дискретность.

    С одной стороны, живая природа целостна, организованна, подчиняется определенным за­ко­нам. С другой стороны, природа дискретна, т.е. любая биологическая система состоит из обособленных, но тесно связанных элементов.

    Принцип дискретности лег в основу представлений об уровне организации живой материи.

    Уровни организации живой природы.

    Уровеньорганизации живой природы – функциональное место данной биологической системы опре­деленной степени сложности в общей системе живого.

    Развитие уровней в процессе происхождения из низшего в высшее, с появлением более высшего уровня предыдущий не исчезал, а лишь утрачивал ведущую роль, входил в состав как подчинен­ная структура или функциональная единица.

    Таблица№1. Уровни организации живого.

    Название уровня Биосистема Понятие Элементы, обр. си­стему. Науки
    Молекулярно-генетический. (обмен в-в и передача насл. информации) Биополимеры (белки, нукле­иновые кис­лоты, полиса­хариды). Биополимеры – сложные орга­нические вещества с огромной молекулярной массой, состоя­щие из мономеров. АК, нуклеотиды, моно­сахариды Генетика Мол. Био­логия Биохимия Биофизика
    Клеточный. (кроме виру­сов) Клетка Клетка – структурно-функцио­нальная единица живого. Оболочка Цитоплазма Ядро Цитология
    Организмен­ный. Подчиняет подуровни: Тканевый Органный. Ткань => Ор­ганы=> Си­стемы орга­нов=> Организм Ткань – совокупность клеток, сходных по строению, проис­хождению и выполняющие общие функции. Орган – часть тела, выполня­ющая определенные функции. Система органов – ряд органов, имеющих общий план строе­ния, единство происхождения и выполняющих одну большую функцию. Организм – любое существо, обладающее свойствами жи­вого. Клетки. Межклеточное в-во. Ткань. Системы органов Гистоло­гия Анатомия Физиоло­гия
    Надорганизменные уровни
    Популяционно-видовой. Подчиняет: Популяцион­ный Видовой Популяция Вид Популяция – совокупность особей одного вида, населяю­щих пространство с однород­ными условиями. Вид – совокупность популя­ций, особи которых занимают определенный ареал, способ­ные скрещиваться и давать плодовитое потомство. Особи Популяции Популя­цион­ная экология
    Биогеоценоти­ческий Биогеоценоз (сообщество живых орга­низмов)+ Биотоп (уча­сток абиотиче­ской среды) Биогеоценоз – совокупность организмов разных видов, оби­тающих на определенной тер­ритории и взаимосвязанных между собой пространствен­ными и пищеварительными связями. Осн. функция – круговорот веществ и энергии, который заключается в превращении энергии Солнца во все виды энергии. Виды Экология со­обществ
    Биосферный Биосфера Биосфера – оболочка Земли, заселенная живыми организ­мами, включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы. Биогеоценозы Экология

    Раздел 1.

    Основы цитологии. Понятие цитологии. Предмет и задача цитологии.

    Цитология – наука, изучающая строение, химический состав, развитие и функции, процессы воспро­изведения, восстановления и адаптации клетки к меняющимся условиям среды.

    Цитология, как самостоятельная наука возникла в середине XΙX века с выхода в свет клеточной тео­рии Шлейдена и Шванна (1838-1839). За последние 20-30 лет из описательной науки превратилась в экспериментальную.

    Задача современной цитологии: изучение детального строения клеток и их функционирования; ис­следование функций отдельных компонентов, воспроизведение клеток и приспособление к окружа­ющей среде.

    Цитология – фундамент для ряда наук (анатомия, гистология, генетика, физиология, биохимия, эко­логия). Огромное значение цитология имеет для медицины т.к. любые заболевания имеют патологию конкретных клеток, что важно для понимания развития заболевания, диагностики, лечения и профи­лактики.

    История развития цитологии.

    Развитие цитологии связано с созданием и совершенствованием оптических устройств, позволяющих рассматривать и изучать клетки.

    1610- голландский ученый Галилео Галилей сконструировал первый микроскоп, а после его усовер­шенствования в 1924 году его можно было использовать для первых исследований.

    1665 – английский ученый Р. Гук с помощью увеличительных линз наблюдал в тонком срезе пробко­вой пластинки и назвал их клетками.

    Во второй половине XVΙΙ века описания Гука легли в основу исследований анатомии растений Маль­пиге, который подтверждал теорию Гука.

    1680 – голландский ученый Антони ван Левенгук открыл мир одноклеточных и увидел клетки жи­вотных. Открыл и описал эритроциты, сперматозоиды, клетки сердечной мышцы.

    Дальнейший прогресс в изучении клетки связан с развитием микроскопии XΙX века. Изменились представления о строении клеток: главным в организации клетки стала считаться не клеточная стенка, а цитоплазма (Пуркине, 1830г).

    В 30х годах XΙX века английский ученый английский ученый Броун обнаружил в клетках растений ядро и предложил термин «ядро». Обнаружил ядро в клетках грибов и животных. Эти и другие мно­гочисленные наблюдения позволили Шванну сделать ряд обобщений. Так Шванн показал, что клетки растений и животных принципиально схожи между собой. Шванном была сформулирована клеточная теория, т.к. при создании теории он пользовался трудами Шлейдена, то его так же считают создателем теории.