ГАЗ-53 ГАЗ-3307 ГАЗ-66

Что делать, если загорелась лампочка Check Engine? Почему горит Check Engine? Причины и способы решения загорания Чек Энджин Check engine горит ошибка

В данное время все типы автомобилей оснащаются системами самодиагностики, которые с помощью лампочек индикаторов подсказывают водителю о неисправностях или отклонений от нормы уровня охлаждающей жидкости, моторного масла, отсутствии зарядки аккумуляторной батареи, критического износа тормозных колодок и других показателей. Главной лампочкой на панели приборов считается индикатор check engine, контролирующий работу системы управления мотором. У чека «Проверь Двигатель» охват параметров настолько широк, что место неисправности определяется только с помощью специального кода, который высвечивается на панели лампочки и остаётся в памяти устройства. Узнать, почему он загорелся в вашей машине или горит на панели авто, которое вы собираетесь приобрести, можно быстро.

Загорелся индикатор check engine - причины и способы решения

Светящий чек мотора не всегда означает сигнал о неисправности в системах управления работающего силового агрегата. При повороте личинки в замке зажигания во включённое положение, загоревшаяся лампочка сигнализирует об исправности цепи подсоединения к источнику тока.

Что обозначает надпись

Check engine может высвечивать причину неисправности

В переводе с английского название индикатора check engine даёт водителю подсказку - «ПРОВЕРЬТЕ ДВИГАТЕЛЬ». Исполнение контрольной лампочки на разных типах автомобилей сделано по-разному: в виде силуэта движка с различными вариантами надписей или без них. При повороте ключа зажигания в рабочее положение загораются все лампочки самодиагностики. При запуске двигателя они должны погаснуть. Светящийся индикатор при работающем моторе - это сигнал о неисправности того оборудования, которое оно контролирует. На многих автомобилях вспыхнувший светодиод Check engine сопровождается писком, чтобы привлечь внимание водителя.

Что означает этот сигнал

Вначале индикатором check engine руководил электронный блок управления двигателя. В задачу сигнальной лампочки входил контроль над работой системы смесеобразования двигателей со впрыском через инжектор. Отслеживалась функционирование забора и очистки воздуха, форсунок, топливного насоса. Для этого использовались специальные датчики. Но со временем лампочку подключили к бортовому компьютеру и обязанностей у неё добавилось. Сегодня индикаторы «Чек Энджин» контролируют несколько блоков управления двигателем: зажигания, состава горючей смеси, оборотов коленчатого вала, регулятора холостого хода и других систем.

Видео: что означает индикатор CHECK ENGINE

Причины горения чека на карбюраторном двигателе с инжектором


Почему загорелся на дизеле

Мотор, работающий на соляре, как и любой двигатель, всегда подвергается переменным нагрузкам. Они влияют на изменение числа оборотов коленчатого вала. Выбор нужного режима для поддержания в системе впрыска постоянного давления возложен на блок управления.

Диагностика дизельного двигателя

Этот электронный контроллер изменяет производительность топливного насоса в зависимости от появившейся нагрузки. Благодаря этому в системе постоянно поддерживается высокое давление, которое необходимо для стабильной работы форсунок. На дизеле причину загорания лампочки Check engine установить гораздо труднее, чем на бензиновом двигателе. Поэтому совет такой:

  1. Проверьте уровень масла в картере, при необходимости долейте до нормы.
  2. Отгоните машину в надёжный автосервис для диагностики всех систем управления мотором, АКПП и другими устройствами. Там работу бортового компьютера проверят с помощью профессионального оборудования.

Когда можно продолжить движение с этим индикатором, а когда нет

Нужно понимать, что от правильных действий водителя в момент обнаружения вспыхнувшей лампочки «Посмотри Двигатель» зависят последствия для дальнейшей эксплуатации автомобиля. Свечение элемента самодиагностики при работающем силовом агрегате подсказывает автовладельцу о том, что бортовой компьютер или блок управления мотором зафиксировал неисправность.

Загорелся светодиод check engine. Что делать?

Продолжать движение разрешается , если индикатор горит постоянно (не мигает), а в работе автомобиля не произошло заметных изменений. Он также мгновенно реагирует на резкое нажатие на педаль акселератора. Не наблюдается потери мощности. Уровень масла в картере двигателе и тосола в системе охлаждения в норме. Остальные лампочки самодиагностики не горят. Доехать нужно до ближайшего автосервиса, чтобы с помощью компьютерной диагностики установить и исправить причину сбоя в системе управления.

А вот если стали наблюдаться негативные изменения в работе автомобиля: снизилась мощность двигателя, появились подозрительные стуки, вибрация, стал чувствоваться запах гари, и лампочка Check engine мигает - дальнейшее движение запрещено. Двигатель нужно сразу заглушить, чтобы избежать серьёзных последствий. Подозрение на перегрев силового агрегата, падение давления в системе смазки мотора и другие причины могут привести к поломкам, которые потребуют больших затрат денег, времени и сил.

При каких неисправностях загорается лампочка

На борту современного автомобиля устанавливается микропроцессорная система управления, которая отвечает за самодиагностику двигателя и других агрегатов. Такую вероятность предоставляет бортовой компьютер. В его постоянной памяти (ПЗУ) размещена программа, которая руководит действиями микропроцессора. При нормальных режимах работы автомобиля компьютер регулярно проверяет электронные и электрические системы. Если появляются отклонения от штатных значений, в контроллере включается аварийный режим. При нём вместо ошибочного параметра неисправного блока вставляется подходящее значение из заложенной программы. При этом резервное число будет занесено в память контроллера как неисправность.

Для информации водителя об этой ситуации в комбинации приборов загорится светодиодный индикатор Check engine. Микропроцессор электронного блока управления запоминает специальный код неисправности. Прочитать этот показатель можно визуально в зависимости от типа ЭБУ. Это могут быть вспышки светодиодной лампочки разной продолжительности вызванные:

  • самой неисправностью;
  • замыканием заданных контактов диагностического разъёма;
  • подключением аналогового вольтметра к определённым контактам выводов, служащих для подсоединения считывающих устройств.

Коды неисправностей ЭБУ «Январь 4» - считывание кодов

Вспышки check engine - то так называемые медленные коды, которые несут маленький объём информации. Они состоят из двух цифр, обозначающих неисправность в специальной таблице. Это собрание кодов является приложением к эксплуатационным документам. Первая цифра обозначается длинными вспышками (до 1,5 сек), вторая - короткими (до 0,5 сек). Между ними пауза. Она составляет несколько секунд.

Существуют и «быстрые коды», которые способны выдать большой подробный объём информации для диагностического оборудования.

Нужно помнить, что все элементы электронного управления плохо реагируют на внешнее воздействие: скачки напряжения, статическое электричество и другие факторы. Поэтому любые подготовительные работы должны вестись при выключенном ключе зажигания.

Таблица Коды неисправностей контроллера типа «Январь-4» ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112

Код Неисправность
12 Исправность диагностической цепи контрольной лампы
14 Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости
15 Низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости
16 Повышенное напряжение бортовой сети
17 Пониженное напряжение бортовой сети
19 Неверный сигнал датчика положения коленчатого вала
21 Завышенное напряжение сигнала датчика положения дроссельной заслонки
22 Недостаточное напряжение сигнала датчика положения дроссельной заслонки
24 Отсутствует сигнал от датчика скорости автомобиля
27 Высокий уровень сигнала СО-потенциометра
28 Низкий уровень сигнала СО-потенциометра
33 Неверный сигнал датчика массового расхода воздуха (высокая частота сигнала на выходе датчика)
34 Неверный сигнал датчика массового расхода воздуха (низкая частота сигнала на выходе датчика)
35 Отклонение оборотов холостого хода
43 Неверный сигнал датчика детонации
51 Ошибка контроллера (ошибка ОЗУ)
52 Ошибка программируемого постоянного запоминающего устройства (ППЗУ)
53 Ошибка электрически программируемого запоминающего устройства (ЭПЗУ)
61 Ошибка связи с иммобилайзером

В движении, при разгоне

Если индикатор «Сервис двигателя» зажигается: при трогании с места; горит постоянно во время езды автомобиля; при его ускорении - причина в недостаточном уровне масла в картере. Нужно остановить машину, прислушаться к работе двигателя. В этом случае должны появиться посторонние шумы, постукивания, дребезжания. Заглушите мотор, проверьте щуп. Если масла в системе маловато, а добавить нечем - допускается осторожно доехать до дома. В таких случаях рекомендуется обязательно отогнать машину в автосервис, чтобы точно узнать причину снижения уровня масла и устранить её.

Чек мигает, двигатель троит и не тянет, машина трясётся, обороты плавают

Обычно такая ситуация возникает при движении, когда двигателю нужно резко прибавить скорость. При работе на холостых оборотах всё нормально. Подозрение в первую очередь падает на сбои в системе зажигания. В этом случае не стоит экспериментировать с бензиновым двигателем на предмет проверки искры в катушке, на свечах и других манипуляций. Это можно делать только с помощью мультиметра. Если поведение автомобиля ограничивается лишь работой у двигателя не всех цилиндров - нужно аккуратно, осторожно, не спеша ехать в сторону ближайшего автосервиса. Лучше заплатить немного денег профессионалам, которые способны найти и устранить причину, чем из-за своих непродуманных действий вывести из строя бортовой компьютер или другую нежную электронику. В этом случае затраты будут намного больше.

Чек загорелся после заправки

Плохой бензин - причина нестабильной работы двигателя

Эта проблема может возникнуть из нарушения герметичности топливной системы. Одна из причин - плохо закрученная крышка бензобака или дефект в ней. При необходимости пробку следует заменить. Другой повод для горения чека - заправка бензином с низким октановым числом или некачественное горючее. В последнем случае меняют АЗС. Если топливо настолько плохое, что машина работает не стабильно - его нужно слить. Во всех других случаях можно поступить так: разбавить горючее качественным бензином, а показания check engine обнулить снятием минусовой клеммы у аккумулятора на несколько минут.

При попадании влаги внутрь двигателя со впрыском инжектор после мойки, сильного дождя, при форсировании реки капли воды могут попасть на провода высокого напряжения, катушку зажигания, разъёмы проводки. Здесь опасность заключается в том, что неисправность проявится не сразу, а через какое-то время. Последствия могут быть опасными, если автомобиль едет по автостраде. Загорится светодиод «Проверь двигатель», а мотор неожиданно может затроить, потерять приёмистость или даже заглохнуть. Поможет удаление влаги сухой ветошью и сушка всех компонентов силового блока тёплым воздухом (с помощью фена).

Загорается светодиод check engine на разных режимах двигателя

Почему троит двигатель

Нормальная работа силового агрегата с инжектором зависит от многих причин. Стоит забарахлить одному из установленных датчиков, контролирующих системы подачи топлива, очистки воздуха, смесеобразования, зажигания и других блоков управления, как двигатель начинает работать неритмично, нечисто, ненормально. Когда есть подозрение на неисправность, то есть двигатель неверно реагирует на те или иные действия водителя нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:

  • Какова температура на улице?
  • Прогрет ли мотор?
  • В каких условиях проявляется нестабильная работа двигателя - при трогании с места, разгоне, постоянной скорости?
  • Какие индикаторы самодиагностики загораются при этом?
  • Когда автомобиль последний раз был в автосервисе, какие ремонтные работы выполнялись?

До начала диагностирования систем управления двигателя собственными силами или в автосервисе следует проконтролировать и устранить такие неисправности, как:

  • утечки тосола, моторного масла, топлива;
  • растрескивание или слабая затяжка хомутами вакуумных шлангов;
  • окисление клемм аккумулятора;
  • нарушение контактов в разъёмах проводов;
  • дым, запахи, непривычные звуки;
  • проверить уровень моторного масла, охлаждающей и тормозной жидкости.

Равномерность работы двигателя можно проконтролировать с помощью полоски бумаги, которую нужно поднести к выхлопной трубе. Листок должен отклониться назад от струи газов и оставаться в этом положении с небольшими колебаниями.

Если в баке будет мало бензина, это может привести к загоранию чека на щитке приборов.

Аккумуляторную батарею нужно поддерживать в технически исправном состоянии. Напряжение на клеммах должно быть в пределах 13,5–15 вольт.

Индикатор check engine может загореться если:


Как погасить светодиод check engine. Сброс ошибки

На разных марках машин процесс самодиагностики запускается различными способами. У некоторых поворотом ключа зажигания и нажатием определённого числа раз на педаль газа через некоторые промежутки времени. Начинает мигать лампочка неисправностей двигателя и нужно считать вспышки, переводить их в код ошибок и находить по таблице объяснение. У других код ошибок высвечивается на дисплее бортового компьютера, если запустить процесс самодиагностики через комбинацию кнопок.

Как погасить светодиод check engine?

У третьих для этой цели перемыкаются определённые контакты в диагностическом разъёме.

Отличный вариант, который поможет сэкономить немало средств на поездку в автосервис - купить автомобильный сканер ОВД-2 или другой марки. С его помощью можно регулярно проверять работу двигателя на предмет выявления ошибок, чтобы понимать какой датчик требует замены, или какая регулировка нарушилась.

Сброс ошибок через снятие клеммы аккумулятора

Сбросить ошибки в бортовом компьютере или ЭБУ можно самым доступным способом - на короткое время отсоединить клемму с аккумулятора. Память электронных устройств обнулится и индикатор должен потухнуть. Но делать это нужно только после того, как ошибка была расшифрована, обнаружена и исправлена. Имеются и другие способы сброса ошибок: с помощью сканера, установки специальных программ на смартфон, замыкания контактов в диагностическом разъёме.

Видео: Daewoo Matiz. Сброс Check Engine с помощью ELM327 и Torque

Если горит вполнакала

Check engine горит вполнакала

Причин светящегося в половину своей силы индикатора может быть много. Это и плохая масса на автомобиле, установка лампочек накаливания не той мощности и вида, проблемы с электропроводкой и другие поводы. Совет можно дать такой: запустить процесс самодиагностики и посмотреть код ошибки. Самостоятельно проверить надёжность контакта на минусовой клемме аккумулятора и всех соединений с массовыми клеммами. Обратить внимание на работоспособность всех лампочек: в фарах, поворотах, габаритах, тормозах.

Индикатор самодиагностики автомобиля Check engine играет очень важную роль в обнаружении неисправностей в системах управления работой двигателя и других агрегатах машины. Его основная задача - обратить внимание водителя на неполадки в работе мотора, автоматической коробки перемены передач. Причём это может произойти до того, как эта неисправность начнёт отражаться на изменениях в поведении силового агрегата и АКПП. Двигатель станет троить, терять мощность, может увеличиться расход топлива. Главное предназначение этой контрольной лампочки - своевременное обнаружение неисправностей, чтобы вовремя их устранить.

Работой двигателя в современных автомобилях управляет электронный контроллер (ЭБУ), который получает информацию от множества датчиков. При возникновении неполадок система активирует предупреждающий индикатор «Check engine» на панели приборов. Многие водители не знают, что делать в ситуации, когда внезапно и без явных причин загорелась лампочка неисправности двигателя.

Почему загорается чек неисправности двигателя

В памяти электронного блока установлен комплекс служебных программ (как операционная система на домашнем компьютере), с помощью которых ЭБУ управляет режимами работы мотора. Если показания какого-нибудь датчика отличаются от нормативных, то контроллер запоминает код неисправности и включает предупредительный сигнал «Check engine».

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Чаще всего, если загорелся чек неисправности двигателя, то это означает выход из строя узлов или контрольных приборов следующих систем автомобиля:

    В топливной системе: некорректная работа форсунок, неисправность топливного насоса, адсорбера, а также нарушение герметичности бака;

    В системе зажигания: нестабильная работа свечей зажигания, неисправности высоковольтных проводов и распределителя зажигания;

    В системы вывода отработавших газов: неисправность датчика кислорода, поломка каталитического нейтрализатора;

    В системе управления двигателем: неисправности датчика массового расхода воздуха, датчика детонации, регулятора холостого хода и других приборов.

Машины, оборудованные бортовым компьютером с функцией самодиагностики, имеют возможность отображать на экране расшифровку кодов ошибок. У остальных моделей определить, почему загорелся чек энжин, можно только с помощью ноутбука со специальным программным обеспечением, который подключается к диагностическому разъему через совместимый кабель.

Если чек загорелся при запуске на холодном двигателе

Если при включении зажигания отсутствует характерный звук накачки топлива, а на панели загорелся значок двигателя, то, скорее всего, неисправно реле, подающее электропитание к бензонасосу.

Точное место установки данного устройства зависит от конкретной модели машины и может находиться в непосредственной близости от блока управления впрыском топлива или рядом с блоком предохранителей. Причинами несрабатывания реле могут быть как неисправность самого устройства, так и выход из строя защищающего его предохранителя.

Неисправное реле бензонасоса необходимо заменить на новое, а при перегорании предохранителя обязательно нужно определить и устранить причину этой проблемы, так как возможные замыкания в электропроводке могут привести к возгоранию автомобиля.

Если наблюдаются проблемы с запуском, холодный двигатель работает неустойчиво, то вероятно, засорились топливные форсунки или неисправна их электропроводка. Для устранения проблемы нужно промыть устройство впрыска, и устранить повреждения в электрических цепях управления.

Причиной того, что после запуска двигателя горит чек сигнал, может быть нарушение нормальной работы устройства для поглощения паров бензина – адсорбера.

Это происходит если приходит в негодность поглощающий элемент (активированный уголь) или выходит из строя электромагнитный клапан управления.

Многие автовладельцы удаляют отработавший адсорбер по причине высокой стоимости новой детали. В таком случае в обязательном порядке необходимо перезаписать прошивку управляющего блока, чтобы избежать постоянного появления ошибки в системе.

Часто предупреждающий индикатор загорается без неполадок в моторе из-за элементарной невнимательности. Плохо затянутая в спешке пробка заливной горловины топливного бака снижает давление в бензопроводах за счет пропускания воздуха. Это приводит к повышенному расходу бензина, который ЭБУ оценивает как неисправность и тогда на панели включается чек лампа.

Другой причиной может быть неисправность датчика расхода воздуха. Для обеспечения оптимального состава топливной смеси, блок управления контролирует потребление воздуха с помощью показаний датчика массового расхода воздуха (ДМРВ). При нерегулярной замене воздушного фильтра рабочий элемент ДРМВ засоряется частицами пыли, что приводит к искажению его показаний.

В такой ситуации ЭБУ переходит на расчет потребляемого двигателем воздуха косвенными методами и предупреждает водителя о неисправности через включенный «Check». Также при выходе из строя ДМРВ двигатель плохо запускается при отрицательной температуре окружающей среды.

Замена датчика расхода воздуха достаточно проста, однако стоимость самой детали в зависимости от марки и модели автомобиля может достигать 10 – 15 тысяч рублей. Поэтому лучше не экономить на регламентном обслуживании машины и своевременно приобретать и устанавливать качественный фильтр очистки воздуха.

Контроль возникновения детонаций при сгорании бензина в цилиндрах ведется с помощью датчика детонации. При отсутствии информации или низком уровне сигнала от датчика, ЭБУ подает сообщение об ошибке на приборную панель.

Конструкционно датчик состоит из пьезоэлемента и резистора, поэтому он не подлежит ремонту и меняется в сборе.

За установку и поддержание необходимых оборотов в разных режимах работы мотора отвечает регулятор холостого хода (РХХ). Регулятор открывает и закрывает специально отверстие в патрубке дроссельного узла для дозирования воздуха. В результате автомобиль может начинать движение сразу после запуска двигателя без длительного прогрева.

Неустойчивая работа мотора на холостом ходу и загоревшийся сигнал неисправности двигателя сигнализируют о поломке РХХ и необходимости его замены.

Чек сигнал сработал на ходу, двигатель троит и работает с перебоями

Нормальная работа мотора невозможна без стабильного воспламенения топливной смеси. Если «Check engine» загорелся на нестабильно работающем моторе, это может означать отсутствие искры или пропуски зажигания в цилиндрах из-за следующих неисправностей:

    загрязнение или выход из строя свечей зажигания;

    неправильный зазор на электродах свечей;

    пробой изоляции или нарушение контактов высоковольтных проводов;

    поломка катушки зажигания.

Ремонтные работы заключаются в очистке свечей и установке правильного зазора. Если свечи отработали значительный срок (свыше 100 тысяч километров) или имеют видимые дефекты, следует заменить их на новые. Кроме того, даже свежие свечи могут выйти из строя из-за применения низкокачественного бензина. Также нужно проверить высоковольтные провода на предмет повреждений, убедиться в нормальном искрообразовании, а также измерить сопротивление на выводах катушки.

Нередки случаи, когда по-прежнему горит чек после замены деталей системы зажигания. Если установленные запчасти наверняка исправны, то нужно стереть ошибку из памяти ЭБУ или дождаться, пока она исчезнет автоматически через определенный интервал (обычно от 150 до 300 километров пробега).

Периодически включается сигнал «Check engine», мотор плохо набирает обороты

Если при движении загорается чек, а мощность двигателя существенно снизилась, это может быть вызвано неисправностями в системе вывода отработавших газов.

В выхлопной системе блок управления контролирует режим работы датчика кислорода (лямбда-зонда), установленного на выпускном коллекторе, а также оценивает состояние катализатора выхлопных газов.

О неисправности лямбда-датчика можно судить по существенно увеличившемуся расходу бензина, повешенному содержанию двуокиси углерода в выхлопе, а также по снижению мощности мотора. На современных машинах установлено несколько таких датчиков, поэтому придется либо проверять их по очереди, либо воспользоваться сканером ошибок.

Также серьезное падение мощности является характерным признаком неисправности катализатора очистки выхлопных газов. В такой ситуации, кроме того, что загорелся чек двигателя, машина начинает очень вяло реагировать на нажатие педали газа. Чаще всего поломка катализатора вызвана неисправностью датчика кислорода и несвоевременной заменой свечей. Чтобы не доводить ситуацию до дорогостоящей замены катколлектора, необходимо соблюдать регламентные сроки замены свечей накаливания.

Включается предупреждение «Проверьте двигатель», машина не тянет, растет нагрев двигателя

Данная проблема вызвана сбоем в работе системы охлаждения. В первую очередь следует проветрить термостат, возможно, его заклинило на малом круге, и горячий антифриз перестал циркулировать через радиатор.

Еще одним вариантом является выход из строя вентилятора охлаждения или его управляющей электросистемы. У турбированных моделей при перегреве двигателя автоматически отключается турбина, что и приводит к резкому проседанию мощности и снижению тяговых характеристик.

В конечном счете, заклинивший термостат может привести к закипанию охлаждающей жидкости, что часто приводит к обрыву шлангов и разгерметизации системы.

Также проблема может быть в неисправности датчика температуры или плохом контакте на его разъеме, из-за чего в ЭБУ поступает искаженный сигнал.

Срабатывание чек лампы после мойки автомобиля

Рано или поздно каждому автовладельцу приходится выполнять мойку силового агрегата. Это может быть связано с подтеканием масла или иных эксплуатационных жидкостей, оседанием пыли и грязи на влажном моторе или потребоваться после проведения ремонтных работ.

Если провести предварительную защиту узлов от попадания влаги небрежно или переусердствовать с мойкой высокого давления, то после включения двигатель троит и глохнет, а на приборной панели включается сигнал «Check engine».

Эти проблемы, скорее всего, связаны с нарушением работы электрической системы автомобиля: ненадежные контакты высоковольтных проводов, катушки зажигания и в других электронных блоках. Известны случаи, когда напором воды сбивало разболтанные штекеры с разъемов контрольных датчиков.

Устранять неисправность следует путем проверки и тщательной сушки всех разъемов в подкапотном пространстве. Для дополнительной надежности в подозрительных местах можно применить влаговытесняющую смазку для электрических контактов.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

В заключении стоит отметить, что срабатывание сигнала «Check engine» всегда означает наличие какой-то проблемы. Если горит чек, но двигатель работает нормально, водителю все равно нужно как можно скорее определить причину включения предупреждающего индикатора и устранить ее.

Горит чек - это событие вызывает у большинство автовладельцев если не панику, то чувство беспокойства как минимум. О том, почему горит чек: причины и способы устранения речь пойдёт в статье.


Прежде всего, необходимо понять, как работает данный механизм. Внутри автомобиля нет "фиксика", у которого под рукой выключатель. Когда водитель включает зажигание, блок управления проводит самодиагностику системы на предмет наличия неисправности цепей, топливной системы и датчиков. Только после того, как это произошло, двигатель может быть запущен. Как правило, для этого достаточно времени, необходимого для накаливания давления в топливной систему.

Если блок управления нашёл ошибку, то загорается «чек енджин». Дословно переводится "проверьте двигатель". Под этим собирательным словом скрывается уйма датчиков, высоковольтных проводов, свечей и прочего.

Поиск неисправности


Для того, чтобы понять, почему горит чек, необходимо провести ряд простых тестов. Для начала, надо попробовать запустить двигатель и посмотреть на его работу.

Сразу стоит уточнить один момент. Если загорелся чек после заправки, желательно слить остатки топлива из бака, промыть топливной систему, после чего залить точно проверенное.


Все дело в нашем бензине и солярке. Дизельное топливо в последнее время ещё как-то можно назвать горючим, в то время как бензин вообще уже ни на что не похож. Так, например, отработавшие газы содержат столько вредных веществ и соединений тяжёлых металлов, что каталитический нейтрализатор просто не может полностью окислить их. Датчик кислорода, контролирующий эффективность работы катализатора, сообщает о том, что выбросы слишком вредные.


Вторая причина, почему горит чек, заключается в системе зажигания. К сожалению, на многих автомобилях именно она и встречается. Модуль зажигания чаще всего устанавливается в плохо охлаждается месте, что приводит к трещине. Не стоит раньше времени впадать в панику. Такая неприятность сопровождается характерным симптомом. На холодную двигатель исправно заводится, работает без претензий, но стоит только подняться температуре, как тут же троение, нестабильные обороты, падение мощности, слабая реакция на педаль газа.

К слову, о нестабильных оборотах, это может быть показателем ещё одной или даже нескольких неисправностей. Для начала, снимаем при работающие двигателе разъём с датчика массового расхода воздуха, после чего смотрим на реакцию двигателя. Если изменений нет, то ставим разъём на место. Во время такого фокуса блок управления переходит на аварийный режим работы и не ориентируется на показания датчиков.

Если с ДМРВ все нормально, читаем, и приступаем к работе.
Теперь о более серьезных проблемах, из-за которых горит чек. Причины тому ошибки в системе управления двигателем. Изначально эта лампа сигнализировать о неисправности в топливной системе и системе зажигания, однако, сейчас ее функциональность кардинально расширилась.

Производители автомобилей разработал стандарт OBD-2, который унифицирует коды ошибок. Для получения этого самого кода необходим сканер, который подключается в диагностический разъем.

Коды ошибок поделены на своего рода подразделы так, что даже без расшифровки можно определить, в каком направлении стоит провести работу. Так, например, все ошибки, связанные с системой зажигания выглядят как p03xx. То есть, мы видим, что первые две цифры говорят о подразделе, а последние говорят ошибку.

Видео: горит чек:

Серийное оснащение автомобилей компьютерными системами, позволяющими быстро отыскать неисправности, началось около трёх десятков лет назад. Подключение таких систем к специальным тестерам осуществляется за счёт расположенных в них разъёмов и проводится только в условиях сервиса специалистами. Автовладелец оповещается о наличии неполадок по загоревшейся лампочке Check Engine на приборной панели.

Аналогичная система оповещения используется и на современных моделях автомобилей - она устанавливается практически на все машины с инжекторными двигателями, управление которыми осуществляется посредством микропроцессора. Поэтому владельцы таких авто должны иметь представление о том, что делать, если горит лампочка чека и каковы могут быть причины её включения.

Расположение сигнала Check Engine. Что означает его срабатывание?

Расположение индикатора Check Engine на приборной панели

Лампочка Check Engine размещается на панели приборов автомобиля. Причиной её срабатывания является обнаружение электронным блоком управления ДВС ошибки в работе какой-либо системы, узла или агрегата двигателя. Система контролирует несколько параметров:

  • количество оборотов мотора;
  • состав топливной смеси;
  • функционирование системы зажигания;
  • работа выпускной системы и датчиков впрыска топлива и многие другие системы.

Причин срабатывания системы Check Engine может быть много, поскольку она следит за работой многих узлов автомобиля. Для определения конкретной неисправности требуется не только знание работы системы, но и наличие специального оборудования.

Можно ли эксплуатировать авто при загоревшемся чеке

Не стоит беспокоиться

Лампочка Check Engine, как и другие сигналы на приборной панели, при запуске двигателя единовременно загораются и гаснут. Такое срабатывание установлено для проверки работоспособности всех индикаторов. Автовладельцу желательно обращать внимание на данный тест при запуске мотора, чтобы оценить работоспособность лампочек и отсутствие ошибок.

Когда можно продолжать движение

Продолжать поездку на автомобиле можно в том случае, если индикатор горит бесперебойно, но при этом никаких изменений в управлении и поведении машины не замечено, двигатель нормально реагирует на нажатие педали газа, остальные индикаторы на приборной панели не горят. Несмотря на разрешение дальнейшей эксплуатации, двигаться в такой ситуации можно только в сторону автосервиса с целью проведения диагностики системы и выявления неисправностей.

Когда двигаться не стоит

Если индикатор Check Engine мигает, причём его срабатывание сопровождается сбоями в работе автомобиля, то двигаться дальше не стоит. Игнорирование сигнала о неисправности системы может стать причиной серьёзных последствий, которые могут привести к необходимости проведения ремонтных работ. В такой ситуации лучше всего вызвать специалиста или эвакуатор.

При каких неисправностях горит индикатор

Точное определение причины срабатывания индикатора Check Engine возможно в условиях сервисного центра при наличии специального оборудования. Однако добраться за короткий срок до сервиса бывает не всегда возможно, поэтому любой автовладелец должен уметь самостоятельно определить неисправность.


Определение кода ошибки Check Engine в автосервисе

При срабатывании подобного сигнала в первую очередь стоит проверить самые банальные вещи - например, пробки заливной горловины для моторного масла и бензобака. Многие автомобили сегодня оснащаются специальными датчиками, которые контролируют чистоту топлива и моторного масла. Срабатывание таких датчиков и становится причиной загорания индикатора Check Engine. Стоит также заглянуть под капот - при наличии открытых клемм, свободных кабелей индикатор также может срабатывать.


Проверка подкапотного пространства в случае срабатывания индикатора Check Engine

Если визуально никаких причин срабатывания Check Engine нет, то стоит проверить свечи зажигания: чаще всего сигнал появляется именно из-за них, поскольку они могут пропускать импульсы электричества по причине появления на них нагара и налёта разных металлов, входящих в состав топлива. Помимо этого, неисправность в работе двигателя может быть связана с зазорами между деталями или появление осадка на поверхности форсунок.


Свечи зажигания - одна из причин включения лампочки Check Engine

Износ изоляции проводки с большой вероятностью может спровоцировать срабатывание индикатора. Визуально дефекты не определяются, поэтому их отыскивают специальным прибором.


Прибор для проверки целостности проводки автомобиля

Серьёзные неисправности в машине

Причиной включения индикатора Check Engine может быть серьёзная поломка. Чаще всего приходится сталкиваться с неисправностями бензонасоса, причиной которых становится низкое качество топлива. Диагностируется это очень просто - прослушивается работающий двигатель. Нормальное функционирование мотора сопровождается ровным звуком без перебоев и щелчков. Если проблема кроется в бензонасосе, то его снимают, тщательно промывают, устраняя мусор и загрязнения.


Причина срабатывания индикатора - неисправный бензонасос

Сработать индикатор может из-за катушки зажигания в случаях, когда она некорректно распределяет электрический заряд между свечами зажигания. При обнаружении такой поломки деталь меняют на новую. Если в машине имеются индивидуальные катушки, то поломку находят при помощи тестера.


Проверка катушки зажигания при помощи тестера

Поломка лямбда-датчика и датчика расхода воздуха также может стать причиной включения индикатора Check Engine. Такие детали не ремонтируются - только заменяются. Выход из строя каталитического нейтрализатора также становится причиной срабатывания индикатора. Неработающая система выхлопа переводит многие автомобили в аварийный режим, поэтому нейтрализатор меняют в обязательном порядке.


Датчик расхода воздуха, выход из строя которого может привести к зажиганию лампы Check Engine

Крайне редко ломается блок управления, от которого зависит подача воздуха, впрыск топлива и прочие процессы. Поломка такой детали приводит к огромным расходам для водителя. Единственный выход из ситуации - ремонт устройства квалифицированным электриком.

Дополнительные причины

Неисправности силового агрегата автомобиля в большинстве случаев провоцируют включение лампы Check Engine во время езды. В таких случаях необходимо остановить автомобиль, не глуша двигатель, и проверить остальные индикаторы на приборной панели. Первое, что стоит взять во внимание - индикатор температуры, включение которого и приводит к срабатыванию лампочки Check Engine. Кипение охлаждающей жидкости может привести к непоправимым последствиям. Современные модели автомобилей на критическое повышение температуры охлаждающей жидкости реагируют срабатыванием специальной пиктограммы на приборной панели, символизирующей термометр. В таком случае необходимо либо полностью остановить автомобиль, либо продолжать ехать, но на низких оборотах мотора.


Срабатывание индикатора температуры охлаждающей жидкости

Лампа Check Engine может загореться в случае срабатывания датчика давления масла. При чрезвычайно низком уровне смазочного материала нередко включается индикатор в форме маслёнки. В таких ситуациях проверяется уровень масла - если его недостаточно, то смазку доливают. Если уровень жидкости в норме, то причина кроется в неисправном масляном насосе. Устранить такую поломку можно только в автомобильном сервисе.


Срабатывание датчика давления моторного масла

Мигает лампочка Check Engine в случаях, когда неисправна автоматическая трансмиссия автомобиля. Зачастую причина кроется в ЭБУ. При мерцающем индикаторе сразу же включается аварийный режим, что сказывается на мощности двигателя и его оборотах. Если же индикатор загорается при пуске двигателя на несколько секунд, то ничего страшного в этом нет - блок управления проводит диагностику всех систем.

Срабатывание индикатора Check Engine Причина Устранение неисправности
Во время движения, при разгоне Неисправности двигателя - кипение охлаждающей жидкости, низкий уровень моторного масла, дефекты электронного блока управления Полная остановка автомобиля либо снижение оборотов двигателя. Проверка уровня моторного масла и его доливка при необходимости. Ремонт или замена электронного блока управления
Мигает индикатор, троит двигатель, плавают обороты, дёргается машина Пропуски зажигания, проблемы с катушками и свечами зажигания Проверить состояние свечей зажигания и катушки, при необходимости заменить детали на новые
После заправки автомобиля Некачественное топливо Слив или полная отработка низкокачественного топлива, замена в случае необходимости топливных фильтров и заливка только качественного топлива
При включении зажигания Нормальное функционирование системы Индикатор загорается при пуске зажигания на несколько секунд и сообщает о проверке системой электронного блока управления
После мойки машины, двигателя, попадания влаги Попадание воды на контактные группы, неисправность лямбда-зонда После мойки машины и двигателя тщательно просушить подкапотное пространство
На холодном двигателе или при его прогревании Неисправности датчика детонации и датчика массового расхода воздуха, как вариант - накопление конденсата в топливном баке Диагностика в сервисе, устранение проблем с датчиками, залив качественного топлива
На высоких/холостых оборотах Проблемы с датчиком коленвала Изменение расстояния от датчика до диска путём установки шайбочки
После замены свечей Неправильная установка свечей, неверно установлены свечи Меняются свечи зажигания, если залиты бензином - очищаются и прокаливаются
После замены воздушного фильтра Отошли контакты либо неисправна лямбда Проверить и более плотно подогнать контакты, проверить и заменить лямбда-датчик
После замены ремня ГРМ Неправильно установлен ГРМ и выставлены распредвалы Замена ремня, правильная его установка
После установки ГБО Неправильная настройка оборудования и ЭБУ Проведение диагностики системы и её настройка. Корректировка насыщенности топливной смеси
После установки сигнализации Неправильная установка сигнализации Прозвон электрической цепи, устранение неполадок. Сброс ошибок после калибровки системы сигнализации
После замены топливного фильтра Неплотно подключена трубка датчика абсолютного давления Проверить датчик ДАД и подтянуть его в случае необходимости
Увеличение расхода топлива после срабатывания индикатора Проблемы с датчиком детонации Проверка проводов, идущих к датчику, или его замена
Не запускается двигатель Неисправности датчиков распредвала и коленвала, неполадки со свечами зажигания, форсунками и топливом Проверяется исправность датчиков, свечей зажигания, при необходимости детали меняются
При подъёме в гору Проблемы с кислородным датчиком и фильтром в ТНВД Меняется датчик кислорода, фильтр ТНВД, как вариант - проверяется датчик дроссельной заслонки
После замены катушки зажигания Низкокачественная катушка, проблемы с кислородным датчиком, отсутствие искры Проверяется катушка зажигания, переподключается или меняется на новую
При отрицательной температуре Срабатывание датчика температуры жидкости в АКПП Устраняется сбросом ошибки, поскольку климатические условия нашей страны не соответствуют допускам датчика
При нажатии на педаль газа Проблемы с генератором или обрыв и замыкание в цепи клапана адсорбера Замена генератора, проверка цепи клапана
Не работает спидометр Проблемы с датчиком скорости или механизмом передачи импульсов на датчик Проверяется разъёмы датчика скорости, прозваниваются все электроцепи
Из-за моторного масла Слишком низкий уровень масла При срабатывании индикатора проверяется уровень масла, при необходимости доливается до нужного уровня
Из-за топлива Низкокачественное топливо Регулярная заливка качественного топлива

Как сбросить ошибку Check Engine

Срабатывание индикатора Check Engine всегда связано с неисправностями и проблемами. Определить поломку можно по коду ошибки, выдаваемому при помощи специального тестера. Однако иногда индикатор продолжает гореть даже после исправления неполадки. В таких ситуациях автовладельцы пытаются сбросить ошибку методом компьютерной диагностики. Осуществляется подобная процедура в сервисном центре на платной основе. Сбросить ошибку датчика Check Engine можно своими силами.

Сбрасывается ошибка следующим образом:

  1. Включается зажигание без пуска двигателя.
  2. Открывается капот и снимается с аккумуляторной батареи плюсовая клемма.
  3. Выжидается 10–60 секунд и клемма возвращается на место.
  4. Капот закрывается.
  5. Включается зажигание и заводится автомобиль.

Этой процедуры достаточно для сброса ошибки. Прибегать к этому методу желательно в случаях ошибочного срабатывания индикатора Check Engine - к примеру, при попадании в топливо примесей. Если неисправность все же имеется, то индикатор сработает спустя несколько километров после сброса ошибки.

Сброс ошибки Check Engine видео:

Неисправности системы самодиагностики Check Engine

Автовладельцы нередко сталкиваются с неисправностями системы самодиагностики. Сопровождается это, как правило, неровным горением индикатора Check Engine, вполнакала. Основная причина этого - выход из строя диода или неполадки с массой. Специалисты нередко придерживаются мнения, что проблема в приборной панели, причём связано это с особенностями автомобиля.

Срабатывание индикатора Check Engine не является поводом для паники и не всегда сообщает о необходимости серьёзного ремонта. В первую очередь стоит определить причину включения лампочки и попытаться устранить проблему самостоятельно. Если устранить её своими силами не удаётся, стоит обратиться к специалистам в сервисный центр - они проведут полную диагностику системы и устранят неисправность.

Сегодня практически в любом автомобиле, будь он от иностранного или отечественного производителя, на приборной панели имеется индикатор под названием «Check engine». В среде автовладельцев он непосредственно именуется просто «чек». Загорания данного индикатора, как правило, несет массу неприятностей для владельца автомобиля. В данной статье разберем подробно, что такое «Check engine» и что делать при его загорании.

Попытаемся разобраться, что же все-таки такое этот пресловутый «Check engine». Дословный перевод словосочетания «Check engine» с английского звучит как «Проверьте двигатель». Загорание данного индикатора означает, что непосредственно блок управления двигателем обнаружил неисправность в работе силового агрегата автомобиля.

Изначально на самых первых автомобилях с индикатором «Check engine», совместно с ним устанавливался небольшой компьютер, который отвечал за работу карбюратора. Загоревшийся «чек» означал сбои в его работе. В современных же автомобилях обязанности индикатора «Check engine» стали более обширными.
Так на сегодняшний день индикатор «Check engine» может загореться при неисправности в двигателе, системе зажигания и т.д. Так же причиной загорания индикатора может служить не качественное топливо.

Горит чек действия водителя

Прежде всего, следует сказать что индикатор «Check engine» загорается в двух случаях, а именно:

  • Индикатор загорается при запуске двигателя или включении зажигания. Если в данном случае индикатор через небольшой промежуток времени гаснет, то причин для беспокойства нет.
  • Индикатор загорается при запуске или во время работы автомобиля и горит продолжительное время. Это явный признак возникновения неисправности в работе автомобиля.

Важно! В случае загорания пресловутого индикатора «Check engine», ни в коем случае не стоит его игнорировать. Это может в значительной степени усугубить проблему, и с большой долей вероятности выльется в дорогостоящий ремонт автомобиля.

И так, при загорании индикатора «Check engine» водителю следует предпринять следующие действия:

  1. Необходимо прислушаться непосредственно к работе двигателя на предмет постукивания и иного постороннего шума;
  2. Произвести визуальный осмотр на предмет подтеков масла и внешний повреждений;
  3. При обнаружении явных неисправностей, их необходимо устранить по приезду домой или обратится в специализированную автомастерскую.

Горит чек, самые частые причины и способы устранения

Причины загорания индикатора «Check engine» могут быть разнообразны от низкого уровня масла в двигателе до неисправностей в высоковольтных проводах автомобиля.
И так, разберем основные причины загорания индикатора «Check engine» и способы их устранения:

  • Низкий уровень масла в двигателе или коробке передач. Решается элементарной доливкой или заменой масла. Как проверить и когда менять масло в двигателе и коробке передач можно прочитать в нашей статье ;
  • Нарушение герметичности топливного бака, или проще говоря, не затянутая или поврежденная крышка заливного отверстия. Решается заменой или затягиванием крышки;
  • Неисправные свечи зажигания. Данная проблема решается выставлением зазора или непосредственной заменой свечей. Подробнее о неисправностях свечей зажигания и методах их устранения можно прочитать в нашей статье ;
  • Низкое качество топлива. Решается сливом плохого топлива из топливного бака и заливкой нового. Часто требуется промывка топливного бака и замена топливного фильтра;
  • Неисправности в работе бензонасоса. Признаком данной проблемы является недостаточное давление в топливной рампе оно должно быть не менее 3-х атмосфер, устраняется заменой бензонасоса;
  • Грязный топливный фильтр. Решается заменой топливного фильтра;
  • Неисправность катализатора выхлопных газов. Решается заменой катализатора;
  • Неисправности датчика лямда-зонда. Решается заменой датчика;
  • Неисправность катушки зажигания. Подробно как проверить катушку зажигания, написано в нашей статье ;
  • Высоковольтные провода. Решается проверкой и заменой в случаи необходимости высоковольтных проводов.

Как ясно из вышеперечисленного причины загорания индикатора «Check engine» могут быть как вполне безобидные, так и крайне серьезные требующие экстренного вмешательства.
Список причин загорания индикатора «Check engine», по частоте возникновения:

  1. Датчик лямда-зонда;
  2. Не герметичность топливного бака;
  3. Катализатор;
  4. Свечи зажигания;
  5. Не качественное топливо;
  6. Топливный фильтр.

Как проверить высоковольтные провода, инструкция для водителя

Разберем подробнее как проверить исправность высоковольтных проводов при загорании индикатора «Check engine». Для проверки высоковольтных проводов нам понадобятся:

  • Емкость из нержавеющей стали;
  • Вода;
  • Соль;
  • Мультиметр.

  1. И так, проверка высоковольтных проводов производится в следующей последовательности:
  2. Наливаем в нержавеющую емкость воды;
  3. Добавляем соль в воду и перемешиваем, до растворения;
  4. Включаем на мультиметре режим мегомметра;
  5. Опускаем высоковольтный провод в емкость с водой, так чтобы оба конца были на поверхности;
  6. Подцепляем одни щуп мультиметра к одному из концов высоковольтного провода;
  7. Второй щуп мультиметра подцепляем к емкости;
  8. Смотрим показания мультиметра;
  9. Повторяем данную процедуру со всеми остальными высоковольтными проводами.

Важно! Сопротивление изоляции качественных высоковольтных проводов должно быть не менее 500 кОм. В случае если сопротивления изоляции не соответствует норме, необходимо произвести замену высоковольтных проводов.

  • Если вы не обладаете достаточными знаниями и опытом в устройстве и ремонте автомобиля. Рекомендуется обратиться в специализированный сервисный центр, где проведут качественную диагностику и выяснят точную причину загорания индикатора «Check engine».
  • В некоторых автомобилях в связи с особенностями конструкции индикатора «Check engine» может загораться элементарно из-за не затянутой крышки топливного бака. Это происходит когда датчик давления топлива, устанавливается непосредственно в топливном баке автомобиля. Например, с данной проблемой сталкиваются владельцы Renault Logan.
  • О том, как правильно произвести замену масла, проверить свечи и катушку зажигания можно прочитать на нашем сайте в статьях , и соответственно.
  • Как уже говорилось ранее, несмотря на то, что причины загорания индикатора «Check engine» могут казаться некритическими, ни в коем случае не стоит игнорировать данную проблему. Во время проведенная диагностика и устраненная проблема позволят избежать дорогостоящего ремонта.