ГАЗ-53 ГАЗ-3307 ГАЗ-66

Уаз 452а санитарный. Уаз "буханка". история медицинской версии. времена ссср. Среди других положительных качеств следует отметить

Что делать сельским жителям, которым срочно нужно попасть в больницу, но качество дорог оставляет желать лучшего? Для этого и создан санитарный автомобиль УАЗ 3962 (39629), серийное производство которого ведется с 1985 года и по настоящее время.

По сути, в своем сегменте ульяновский внедорожник не имеет прямых конкурентов, которые сочетали бы в себе надежность, проходимость и низкую стоимость.

УАЗ 3962 (39629) представляет собой санитарный автомобиль для медицинских служб повышенной проходимости с колесной формулой 4×4, предназначенный для перевозки больных по дорогам с любым типом покрытия и по бездорожью. Машина нашла широкое распространение в области обслуживания пунктов медицинской скорой помощи и эвакуации пострадавших в городских и сельских поселениях.

Кабина у УАЗ 3962 (39629) цельнометаллическая, с тремя боковыми одностворчатыми дверьми и двустворчатой распашной задней дверью. Длина автомобиля составляет 4363 мм, высота – 2064 мм, ширина – 1940 мм, расстояние между осями – 2300 мм, дорожный просвет (клиренс) – 205 мм. В снаряженном состоянии «санитарка» весит 2035 кг, а на борт способна принять грузы весом 845 кг.

В плане внешнего вида санитарный УАЗ 3962 (39629) ни чем особенным не выделяется – это хорошо знакомая всем «буханка», с нанесенными наклейками красного креста и медслужбы. Выглядит автомобиль до невозможности просто, но при этом воспринимается как трудолюбивый и надежный работяга.

Интерьер санитарного автомобиля полностью соответствует внешнему виду – все просто и лаконично, но хорошо продумано. Приборная панель имеет устаревший дизайн, однако выдает всю самую необходимую информацию. Салон у УАЗ 3962 девятиместный, сиденья щеголяют мягкой обивкой, предусмотрено место для сопровождающего. Дополнительный отопитель внутреннего пространства включен в список базового оборудования.

На санитарной «буханке» двигатель расположен прямо в кабине, что имеет несколько положительных моментов. Например, он играет роль еще одного отопителя салона, тепло от которого позволяет наиболее эффективно прогревать салон. Да и ремонтировать его возможно при любых погодных условиях и на любой местности. Есть и отрицательные моменты – есть риск, что свежая краска при нагреве двигателя может остаться на одежде или теле.

На санитарном автомобиле УАЗ 3962 (39629) установлен бензиновый двигатель ЗМЗ-4091 рабочим объемом 2.7 литра, настроенный на работу на бензине с октановым числом не менее 92. Мотор выдает 112 лошадиных сил мощности (82.5 кВт) при 4250 оборотах в минуту и 198 Нм тяги при 2500 оборотах в минуту. Работает он в тандеме с 5-ступенчатой механической коробкой передач. Разгон с 0 до 100 км/ч у УАЗика занимает 35 секунд (по крайней мере, на бумаге), а «максималка» составляет 127 км/ч. При скорости 90 км/ч внедорожнику в среднем необходимо 13.5 литра топлива на 100 км пути, а это значит, что 77-литровый бак обеспечивает приличный запас хода.

За что УАЗ полюбился медицинским службам, особенно сельским, так это за отменные внедорожные способности. На 3962-м установлена 2- ступенчатая раздаточная коробка и подключаемый передний привод. Дорожный просвет 205 мм позволяет уверенно двигаться по тракторной колее, штурмовать броды глубиной 500 мм и колесить по тяжелому бездорожью.

На УАЗ 3962 (39629) установлена зависимая рессорная подвеска спереди и сзади, имеется по паре амортизаторов на каждой оси. Рулевое управление по умолчанию дополнено гидроусилителем. Тормозная система двухконтурная, на передних колесах применены дисковые механизмы, а на задних – барабанные.

На российском рынке санитарный автомобиль УАЗ 3962 (39629) в 2013 году предлагается по цене от ~510 000 рублей.
В список стандартного оборудования входят ABS, гидроусилитель рулевого управления, мягкая обивка салона и дополнительный отопитель. За доплату 1000 рублей на «санитарку» можно установить поворотную фару.

Приступил к выпуску микроавтобусов с полным или задним приводом в начале 60-х годов. С тех пор менялась светотехника, системы питания двигателей, тормоза, но общая конструкция машин не претерпела заметных изменений.

Ульяновские микроавтобусы, получившие за характерную форму прозвище «буханка», находят применение в разных сферах. Одной из таких сфер является создание автомобилей скорой помощи для условий бездорожья.

«Санитар» с полным приводом

Причиной создания санитарной машины с полным приводом стало отсутствие дорог между многими небольшими населенными пунктами СССР. С 1989 года для обеспечения станций скорой помощи в таких местах начал выпускаться санитарный УАЗ-3962. Автомобиль в такой версии производится и сегодня, поскольку не имеет конкурентов, способных сочетать в себе ремонтопригодность и высокую проходимость. Однако ключевой фактор при выборе автомобиля УАЗ-3962 - цена, которая составляет на осень 2017 года чуть менее 510 тысяч рублей. Список дополнительных опций небогат и состоит из одной позиции - поворотной фары на крыше со стоимостью 1 тысяча рублей.

В базовое оснащение машины входит антиблокировочная система тормозов, гидроусилитель руля и дополнительный обогреватель пассажирского отсека. Внутри отсека предусмотрены направляющие для носилок и два места для медработников или сопровождающих. Вдоль стены и на потолке имеются штатные места для установки медицинского оборудования.

Технические характеристики

Конструктивно УАЗ-3962 представляет собой обычный микроавтобус с полным приводом, немного адаптированный для перевозки больных и медицинского персонала. Снаружи на автомобиль наносится красная полоса с надписью «Скорая медицинская помощь» и телефон 03 на центральной широкой стойке кузова. Второй вариант окраски включает в себя надписи «Медслужба» на передних дверях и медицинский крест. Типичные варианты окраски УАЗ-3962 на фото выше и ниже.

Автомобиль оснащен цельнометаллическим рамным кузовом вагонного типа и имеет одну боковую дверь на левом борту и две двери на правом. Загрузка носилок с больным осуществляется через задние двери с симметричными распашными створками. Габаритные показатели машины не отличаются от остальных Ульяновских микроавтобусов.

УАЗ-3962 оснащается единственным типом двигателя. Это бензиновый четырехцилиндровый 112-сильный агрегат ЗМЗ 4091. Мотор имеет объем почти 2700 кубиков и спокойно работает на бензине А92. Достаточно мощный двигатель позволяет разогнать санитарную «буханку» до 125-127 км/час.

Но из-за большого веса машины и плохой аэродинамики расход топлива не бывает ниже 13,5 литров даже в загородном цикле. На тяжелом бездорожье расход возрастает и может достигать 25 литров и более. Запас бензина располагается в 77-литровом баке.

Внедорожные способности

Автомобиль УАЗ-3962 комплектуется трансмиссией для полного привода, в состав которой входят:

  • Пятискоростная коробка передач.
  • Двухскоростная раздаточная коробка.
  • Карданные валы к мостам.
  • Передний мост с отключаемым приводом.
  • Задний мост с постоянным приводом.

Благодаря клиренсу около 205 мм машина уверенно движется по дорогам с глубокой колеёй и преодолевает водные преграды глубиной до полуметра.

В начале 50-х годов прошлого века казалось, что ядерной войны между СССР и США не миновать. Постапокалиптическое будущее воспринималось почти как неизбежное, и весь вопрос был лишь в том, кто лучше к нему подготовится. Ульяновский автомобильный завод, являвшийся со времен Второй мировой войны "филиалом" по выпуску ГАЗ-69, в преддверии почти начавшейся Третьей получает от Министерства обороны секретный заказ: разработать автомобиль для... вывоза раненых и погибших из очагов радиоактивного поражения.

Об этом сейчас неизвестно практически никому, кроме нескольких оставшихся в живых разработчиков этой машины, но в обычной "буханке" с кузовом фургон, которую вы можете часто наблюдать на улицах, была реализована возможность перевозки, помимо водителя и пассажира, пяти носилок с ранеными: четыре из них крепятся по бортам в два яруса, а пятые задвигаются между боковыми... Удивительно? Мало похоже на правду? Конечно, ведь эти факты были многие годы строжайше засекречены!

1 / 3

2 / 3

3 / 3

MADE IN USSR

Во второй половине 50-х стало приходить понимание, что апокалипсис если и будет, то не обязательно прямо сейчас. Он, может быть, случится завтра, а сегодня в быту очень пригодился бы полноприводный автомобиль вагонной компоновки, который уже практически готов к производству. Машина, к этому моменту обретшая название УАЗ-450, в основе своей имела шасси ГАЗ-69 с поставленным сверху оригинальным кузовом, нарисованным дизайнером В. И. Арямовым... Говорят "буханкой" этот автомобиль начали называть еще заводские испытатели.

Машина могла брать на борт 800 кг груза и развивать скорость 90 км/ч. В 1957 году была закончена подготовка производства этого автомобиля, а в 1958 началось его серийное производство. Интересно, что двумя годами ранее в США начали выпускать очень похожий автомобиль - Ford FC. Та машина имела два основных варианта, грузовик с короткой и длинной кабинами, фургон появился позже и выпускался мало (как и сама модель, дожившая лишь до 1965 года), однако споры по поводу советской и американской "буханок" не утихают до сих пор... Украл ли Арямов дизайн у американцев? Едва ли - машины рисовались и разрабатывались одновременно (в полном соответствии с канонами "гонки вооружений"), просто советская, как водится, задержалась с выходом в серию. Дело не в плагиате, а в общей направленности дизайна тех лет - взгляните, например, на первый Volkswagen Transporter.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Вторая "буханка"

С 1958 по 1965 год "буханка" под именем УАЗ-450 (к индексу прибавлялась буква А для санитарного авто, В - для фургона и Д - для грузовика с деревянным кузовом) выпускалась в своем первозданном виде: рама, 3-ступенчатая коробка и бензиновый мотор объемом 2.1 литра, выдающий 52 л.с., всё в чистом виде от ГАЗ-69 (такой же мотор, кстати, ставился на ГАЗ-20 "Победа"). К середине 60-х машину сделали более технологичной, уйдя от прямого родства с армейским джипом: изогнутая сварная рама поменялась на оригинальную прямую, сделанную из швеллерного профиля, рычажные амортизаторы уступили место телескопическим, а силовой агрегат был позаимствован у ГАЗ-21 "Волга" - верхнеклапанный 2.5-литровый 70-сильный двигатель был сопряжен с 4-ступенчатой коробкой передач. Кроме того, оптимизировалась сама компоновка силового агрегата и рулевого управления.

Вместе с этим машина получила и "фейслифт" - оформление передней части кабины в том виде, в котором мы знаем этот автомобиль сейчас. В 1965-м в производство пошел модернизированный грузовичок УАЗ-452Д (он получил в народе меткое прозвище "головастик"), годом позже подтянулись и остальные модификации: фургон УАЗ-452, "санитарка" УАЗ–452А (её прозвали "таблеткой" или "пилюлей"), и впервые появившийся в гамме десятиместный микроавтобус УАЗ–452В. Кстати, по одной из версий, эта "слишком гражданская" и дорогая для УАЗа тех лет модификация родилась почти случайно - на ней настояли люди из "Автоэкспорта", организации, продававшей советские автомобили за рубеж. Хотя вариант "микроавтобус" был заложен еще в первых эскизах!

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Вариации

"Буханка" - советский автомобиль-рекордсмен по количеству модификаций и "тюнинг-версий". Обусловлено это двумя факторами: а) автомобиль получился очень удачным и востребованным; б) УАЗ имел сильную "заточенность" под армию и при этом весьма скромные производственные мощности. Модификации можно разделить на две большие группы: сделанные силами сторонних организаций и собственно уазовские. Первая группа, многочисленные варианты "незаводского тюнинга", были порождены главным образом долгим отсутствием в гамме микроавтобуса - авторемонтные и механические заводы переделывали фургоны в автобусы, врезая окна и устанавливая сиденья. Такие машины, получившие прозвище "барбухайки", были лишены нормальной вентиляции, отопления и даже входа-выхода, но положение спасали.

И более того - "барбухайки" спровоцировали развитие целой новой отрасли советского автопрома: со временем на шасси "буханки"» стали производить вполне приличные микроавтобусы, иногда даже превосходящие заводской УАЗ-452В по комфорту - такими, например, были микроавтобусы АПВУ (Псковского авторемонтного завода). А потом те же заводы начали собирать специализированный транспорт на той же проверенной платформе - так появились автокинопередвижки (завод "Кубань"), автомобили для киносъёмок (Черниговский завод специального автотранспорта) и даже техника для мелиорации (Псковский завод "Гидроимпульс"). Что же касается собственных изысканий УАЗа, то инженерный штат породил просто гигантское количество всевозможных опытных образцов, и как жаль, что большинству из них не нашлось места на конвейере: "скорая помощь" с мягкой гидропневматической подвеской, реанимационный автомобиль для спасателей, 16-местный автобус, гусеничный вездеход, седельный тягач...

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Эволюция

На протяжении 1970-х годов "буханки" практически не модернизировались. Но во время перестройки в 1985-1989 годах семейство вездеходов всё же подверглось обновлению: мощность двигателя подняли до 90 л.с., поставили двухконтурный привод тормозов с вакуумным усилителем и модернизированные мосты с другими передаточными числами. Поменялись и обозначения версий: бортовой грузовик стал называться УАЗ-3303, фургон - УАЗ-3741, микроавтобус - УАЗ-2206, а санитарный автомобиль - УАЗ-3962.

В 1997 автомобиль получил, наконец, новый мотор - УМЗ-4218 объемом 2.9 литра и мощностью 98 л.с. В 2008 году этот мотор совместно с фирмой Bosch, с которой УАЗ сотрудничал в области электронного впрыска топлива, модернизировали, он стал называться УМЗ-4213 (2,9 л, 99 л.с.) и отвечал нормам "Евро-3". А в марте 2011 года его довели до "Евро-4", помимо этого снабдив автомобиль ремнями безопасности того же стандарта ("Евро-4"), системой ABS и гидроусилителем руля... Всё это похвальные попытки вписаться в современность, но сейчас они уже отчетливо напоминают выражение "что мертвому припарки" - к настоящему моменту автомобиль, спроектированный в начале 60-х годов, не отвечает никаким требованиям.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Плюсы и минусы

Европейский краш-тест эта машина в своем нынешнем виде не пройдет никогда. У шоферов даже есть про "буханку" такая грустная шутка: "до смерти 1,5 миллиметра". Имеется ввиду расстояние, которое отделяет сидящих в салоне от "улицы" - ничего, что могло бы гасить энергию удара при столкновении, в этом автомобиле нет в принципе. Добавьте сюда полное отсутствие комфорта в его современном понимании (если кто ни разу не ездил в таком автомобиле, попробуйте, вас ждёт чудный экспириенс - трясет там немилосердно и на любой скорости) и очень высокий расход топлива (паспортный по смешанному циклу - 13 л/100 км, но реальный - на 5-7 литров больше). Так почему же этот автомобиль до сих пор жив?

Незаменима?

По проходимости "буханка" находится почти на уровне со своим "братом", великим и ужасным УАЗ-469 (он же 3151, ныне Hunter). Даже заднеприводная версия буханки (в 1960-1970-х существовала и такая) была способна пройти там, где не могли пролезть обычные микроавтобусы - клиренс-то равнялся 230 мм против 170-180 у "гражданских"! Вдумайтесь: полноприводные "буханки" способны преодолевать 40-сантиметровую снежную целину и спокойно двигаться по колее, раскатанной гружеными "Уралами". А простота конструкции позволяет произвести ремонт практически в поле и без специального инструмента - вот они, армейские корни!

Так что же, ей так и не найдется замены? И какая в этом случае ей уготована учась? Попасть под запрет производства после ввода очередных норм безопасности и экологичности? Да, это очень вероятный исход. Но... как мы знаем, УАЗ участвует в проекте "Кортеж" (который, помимо техники для правительства, подразумевает и "гражданские" версии автомобилей), и сейчас в Ульяновске начали работы с совершенно новой платформой, на коей к 2018 году должны начать строить широкое семейство внедорожников. Не исключается также, что на этой же платформе УАЗ будет строить (внимание!) микроавтобусы. И действительно, с чего бы УАЗу, переживающему сложный "переходный" период, отказываться от столь эксклюзивной ниши, как микроавтобус-вездеход?.. "Буханка NEW"?! Почему бы нет! Мы пофантазировали на тему, как может выглядеть такой автомобиль, и вот что у нас получилось…

В 1985 году Ульяновский автозавод начал выпускать санитарный микроавтобус, получивший индекс

Санитарный внедорожник

«Новый» внедорожник (4х4) являлся результатом развития УАЗ-452 А и так же, как и его предшественник, предназначался для медицинской службы. С виду машины были очень похожи: более новую модель можно отличить лишь по отсутствующим внутренним ограждениям на окнах. Еще одна отличительная черта появилось немногим позже - центральные боковые стекла с поворотными форточками по левому борту были заменены на монолитные.

В целом во внешнем виде УАЗ-39629 ничего особо примечательного нет - все просто и без изысков. О красоте автомобиля при его создании, видимо, никто не задумывался.

Внутреннее убранство салона в полной мере соответствует внешним данным - лаконично, практично, ничего нет лишнего, и все продумано до мелочей. Кабина водителя отделена от санитарного помещения перегородкой, в которую вставлено раздвижное стекло. В медицинской части салона предусмотрены откидные скамьи, на которых можно разместить от 7 до 9 человек либо на специальные крепления установить двое носилок.

Двигатель в УАЗ-39629 находится под кожухом в кабине справа от водителя. В таком расположении мотора есть определенные плюсы: в зимнее время силовой агрегат становится источником дополнительного тепла для обогрева салона, а в случае возникновения поломки обеспечивает удобство ремонта, причем практически при любой погоде и независимо от времени суток.

Место водителя особыми удобствами не отличается. Панель приборов новизной дизайна тоже не блещет, однако при этом содержит все необходимые для водителя датчики.

Словом, если с этой машины снять наклейки, говорящие о его принадлежности к медицине, и перекрасить в цвет «хаки», то она вполне сойдет за военный автомобиль, традиционно отличающийся своим аскетизмом.

УАЗ-39629: характеристики

Два автомобиля, УАЗ-3962 и 39629, являются практически одинаковыми. Различие заключается только в двигателях: на УАЗ-39629 установлен более сильный мотор - УМЗ-4218 с суммарным объемом цилиндров 2,89 л и мощностью в 86 л. с. (при 4 тыс. об./мин). Силовой агрегат - рядный, четырехтактный - оборудован топливной системой карбюраторного типа.

Сцепление - однодисковое, фрикционное, сухое с гидроприводом.

КПП - механическая, четырехскоростная, полностью синхронизированная. Управление коробкой - ручное, осуществляется посредством рычага из кабины водителя.

«Раздатка» - двухступенчатая, с отключением переднего моста.

На УАЗ-39629 спереди и сзади установлена рессорная подвеска, дополненная амортизаторами.

Тормозная система - двухконтурная, гидравлическая, барабанного типа с вакуумным усилителем.

Дополнительное оборудование

На крыше автомобиля установлены: люк вентиляции салона, фара-прожектор и синего цвета.

Из специального медицинского оборудования устанавливалось: лампа операционная, аппарат АДР-1200 (для принудительной вентиляции легких), электрокардиограф, дефибриллятор, тележка-каталка с установленными на ней съемными носилками.

УАЗ-39629: технические характеристики

  • Привод - полный с формулой 4х4.
  • База - 2300 мм.
  • Габариты (мм) - 4440 х 2101 х 1940 (длина, ширина, высота). Высота с учетом фары-прожектора составляет 2240 мм.
  • Клиренс (мм) - 220.
  • Дорожная колея (мм) - 1445.
  • Масса снаряженной машины - 1825 кг.
  • Полная масса «санитарки» - 2500 кг.
  • Запас топлива содержится в двух баках: один на 56 литров, второй на 30.
  • Предельно возможная скорость при условии полной массы - 117 км/час.
  • Усредненный расход топлива - 15,8 литра на 100 км.

С апреля 1997 года автозавод решил проявить заботу о водителе, пассажире (врач, фельдшер) и даже о человеке, сопровождающем больного. Заменили старые, не очень удобные сиденья на более комфортабельные с мягкой обивкой. Все остальное осталось без изменений.

УАЗик "Буханка" - автомобиль-эпоха, автомобиль-легенда. Старейший из ныне здравствующих в серийном производстве легких коммерческих автомобилей не только России, но и мира. Уже 60 лет без принципиальной смены концепции они сходят с конвейера Ульяновского автозавода и, судя по всему, будут в серии еще не один год. Много десятилетий самым массовым автомобилем в "буханочном" семействе была "санитарка".

Да-да! Санитарно-медицинских "буханок" в советские годы делали больше, чем базовых цельнометаллических фургонов, больше, чем бортовых грузовичков-"головастиков" и на-а-а-амного больше, чем микроавтобусов. То есть медицинские УАЗ-450А , УАЗ-452А и УАЗ-3962 по количеству выпущенных экземпляров всегда превосходили прочих своих родственников по семейству, которое, к слову, было первой самостоятельной разработкой ульяновцев.

К медицинской версии прочно прикрепилось прозвище "Таблетка". Об истории "Таблетки" - наш рассказ. В технические подробности глубоко не вдаемся. Акцент - на внешности и внутреннем оснащении.

01. Разрабатывать "буханку" начали еще в первой половине 1950-х, а если считать от первых построенных опытных образцов, то "буханкам" даже больше, чем 60 лет. Этот один из первых экспериментально-"поисковых" УАЗ-450А по прозвищу "Сорока" сфотографирован на выставке в НАМИ в июле 1956 года.


Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА

02. А это первый серийный УАЗ-450А . В 1958 году УАЗ построил первые 250 таких машин. Формы кузова и сегодня такие же, а "мордашка" тогда была другой. Еще одна особенность самых ранних УАЗ-450А - передние двери, которые открывались против хода движения.


Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА

03. А еще на ранних "буханках" не было боковой двери для входа в салон. Доступ туда осуществлялся только через задние распашные двери.


Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА

04. Медицинский салон у УАЗ-450А , как видите, был предельно аскетичным.


Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА

05. Модернизировали и что-то меняли в "буханках" постоянно. Довольно быстро открывающиеся в обратную сторону передние двери уступили место привычным классическим с передней навеской петель. Но боковой двери даже у модернизированных УАЗ-450А по-прежнему не было.


Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА

06. Последние пять экземпляров УАЗ-450А изготовили в 1966 году. Всего же с 1958 по 1966 год Ульяновский автозавод выпустил 30103 серийные "санитарки" УАЗ-450А . Одна из тех машин сохранилась в идеальном состоянии и является экспонатом заводского музея УАЗа.


Фото Николая МАРКОВА

07. У полноприводного семейства УАЗ-450 существовало "ответвление" неполноприводное, с колесной формулой 4х2 - УАЗ-451 . Неполноприводных УАЗиков выпускали очень мало, "санитарка" УАЗ-451А с приводом только на заднюю ось тоже существовала, но только в опытных образцах. Серийно санитарную "буханку" 4х2 не выпускали.


Источник фото: uazbuka.ru

08. В номере 2 за 1962 год в рубрике "Новые советские автомобили" журнал "Автомобильный транспорт" разместил заметку об УАЗ-452А , "новом поколении" ульяновских санитарок. У первых опытных УАЗ-452А "мордашка" была, такой, как у 450-х, но (самое важное) наконец-то появилась боковая дверь для входа в салон.

09. В серию УАЗ-452А пошел через четыре года после заметки в "Автомобильном транспорте", в 1966 году. Серийные машины имели уже другую внешность, основные черты которой сохранились до сегодняшнего дня. Однако самые ранние легко отличить по круглым зеркалам заднего вида и однотонным белым указателям поворота. На этом рекламном снимке с доктором в модных очках и заграничных туфлях показан как раз такой вариант. Примерно тогда же к медицинским "буханкам" прикрепилось прозвище "Таблетка".


Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА

10. Постепенно сформировались две концепции салона - гражданская и военная. Гражданская (слева) подразумевала одни носилки и три посадочных места для врачей, военная (справа) позволяла разместить носилки для четырех пациентов (раненых).


Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА

11. У военной версии была интересная особенность - все окна можно было зашторить плотными брезентовыми занавесками, которые скручивались в рулоны. Правила военной светомаскировки даже для "санитарок" никто не отменял.


Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА

12. Эти плотные занавески можно хорошо рассмотреть на отлично сохранившемся экземпляре из заводского музея.


Источник: uazbuka.ru

13. Справедливости ради необходимо отметить, что гражданский медицинский салон из п.10 - выставочный, "образцово-показательный". Серийный был значительно более простым. На фото это хорошо видно.


Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА

Одной из главных проблем "таблеток" была плавность хода. В основе-то агрегаты "Козлика", который в свою очередь именно так прозвали за "прыгучесть". А для медицинской машины это серьёзный недостаток.

14. Над проблемой плавности хода у "таблеток" работали. На фото - опытный экземпляр УАЗ-452АГ и его шасси. Специалисты сразу увидят разницу.


Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА

15. Но на всякий случай фото шасси в другом ракурсе.


Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА

16. Стрелкой показано главное отличие УАЗ-452АГ от стандартных УАЗ-452А . На этой машине стояла гидропневматическая подвеска. Любопытно, что над гидропневматической подвеской УАЗ начал работать еше до того, как УАЗ-452А пошли в массовое производство. Этот опытный образец УАЗ-452АГ - 1965 года постройки. А на уровне идеи гидропневматику начали обсуждать еще в 1961 году. Но до серии дело так и не дошло, несмотря на несколько лет самых серьезных испытаний.


Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА

17. Медицинские учреждения по всей стране продолжали получать "Таблетки" с жесткой стандартной подвеской.


Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА

18. "Санитарка" УАЗ-452А серийно выпускалась с 1966 по 1985 год. За это время Ульяновский автозавод построил чуть больше 166 000 базовых "Таблеток" УАЗ-452А .


Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА

К этому количеству необходимо добавить 1849 построенных экспортных "изданий" УАЗ-452АЭ , 1245 изготовленных тропических модификаций УАЗ-452АТ и 393 очень редкие северные машины УАЗ-452АС .

19. Северная версия УАЗ-452АС в обязательном для нее ярко-оранжевом цвете изображена на этом фото. Такая "таблетка" была снабжена двумя аккумуляторами вместо одного, дополнительными противотуманками, имела дополнительное утепление техническим войлоком и более богатое медицинское оснащение.


Источник: uazbuka.ru

Итого, за 19 лет производства было изготовлено почти 170 000 УАЗ-452А всех модификаций.

Работы по серьезной модернизации всего 452-го семейства были начаты еще во второй половине 1970-х. Внесли конструктивные изменения в раму, тормозную систему, рулевое управление, схему электрооборудования. Первые модернизированные образцы для испытаний были построены в 1977 году.

20. На этом фото модернизированная опытно-предсерийная "таблетка" 1977 года постройки. Слегка изменилась и внешность. Спереди поставили новые указатели поворотов ПФ-130 , а сзади - фонари ФП-132 . Появились новые зеркала заднего вида.


Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА

21. Новая светотехника потребовала изменений штампов передней кузовной панели, задних угловых панелей и даже штампов пола. Из-за установки фары заднего хода и фонаря освещения номерного знака изменилась и наружная панель левой задней двери. В общем, наиболее заметными были внешние изменения сзади.


Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА

После модернизации всему семейству присвоили новые индексы. Санитарный автомобиль получил обозначение УАЗ-3962 .

22. В серию УАЗ-3962 пошел только в 1985 году, через 8 лет после постройки опытных образцов этого поколения. В первый год производства УАЗ-3962 выпускали параллельно с УАЗ-452А . В тот год сделали 4035 экземпляров УАЗ-452А и 7496 экземпляров УАЗ-3962 .


Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА

Вплоть до распада СССР Ульяновский автозавод выпускал, в среднем, тысячу УАЗ-3962 ежемесячно, то есть более 30 машин в сутки. Проще говоря, Советская держава получала новую "Таблетку" примерно каждые 45 минут.

23. Хотя ГОСТ по бело-красной окраске всех гражданских автомобилей скорой медпомощи был разработан еще в середине 1970-х, массово советские АСМП приобрели такую окраску только ближе к концу 1980-х. Для рекламного буклета, изданного в 1989 году, УАЗ-3962 красиво выкрасили по ГОСТу.


Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА

24. И образцово-показательную фотосессию устроили. Так и хочется поверить, что на стройку врачи в СССР и в самом деле приезжали на нарядном УАЗике и в модельных туфлях на высоком каблуке:)


Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА

25. В реальности же гражданские УАЗ-3962 сходили с конвейера светло-серыми и по красно-белому ГОСТу их почти не красили.


Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА

26. А большинство и вовсе было окрашено в классический для УАЗов "военно-защитный". Львиная доля УАЗ-3962 передавалось сразу в ведение Министерства обороны.

Кстати! Именно благодаря военным, еще при СССР, на свет чуть-было не появилась принципиально новая "Таблетка". Об этом Ремарочка .